Психологическое просвещение, психотравма, постравматический сценарий
Автор Евгения Александровна Тихонова, магистр психологии, практикующий психолог
Это завершающая, восьмая статья из моего цикла статей о психотравме, чувствую, что много сказала моим читателям, однако, если вы не нашли ответов на свои вопросы пишите в комментариях или в личные сообщения.
Итак,
Событие, которое невозможно психически переработать здесь и сейчас при помощи родителей или близких и значимых людей может «закапсулироваться» в контейнерах психики как психотравма. А может получиться, что она останется в теле в виде телесных реакций или проявляется в виде симптома. Часто клиент говорит: «Я ничего не помню», «У меня было прекрасное детство», но с течением терапии, постепенно отголоски травмы дают о себе знать в виде проявляющихся воспоминаний или сновидений. Потому что чем раньше получена психотравма, тем глубже она находится в подсознательном.
Травма оставляет след, она фонит. Она независимо от того осознали её или нет, живёт своей жизнью внутри психики, огораживается своими неконструктивными психологическими защитами, невротическими проявлениями, внутренними конфликтами.
Посттравматический сценарий
Это уже не новый термин. У психологов было время изучить этот феномен и проследить связанные с этим закономерности.
Посттравматический сценарий — это устойчивый и повторяющийся способ поведения, мышления или эмоционального реагирования, сформированный на основе предыдущего травматического опыта. Такой сценарий часто проявляется в ситуациях, которые напоминают о травмирующем событии, и может оказывать значительное влияние на личную жизнь и межличностные отношения человека [1].
Основные характеристики посттравматического сценария:
У «психотравматика» изменяется образ себя, образ мира, образ отношений. Он будет искать и находить подтверждения этому.
- Повторяющееся поведение – человек может повторять определённые паттерны поведения, которые он выработал в ответ на травму. Это может включать избегание определённых ситуаций или людей, которые напоминают о травматическом опыте.
- Эмоциональные реакции - эмоциональные реакции могут быть преувеличенными или неконтролируемыми в ситуациях, напоминающих о травме. Например, человек может испытывать интенсивный страх, тревогу или гнев.
- Мышление - восприятие мира и самосознание могут измениться под влиянием психотравмы. Человек может видеть мир как опасное место или чувствовать себя бессмысленным и беспомощным.
- Поведенческие паттерны - посттравматический сценарий может проявляться во избежании, самоуничтожении, самоповреждении или разрушительных отношениях.
Проявления посттравматического сценария:
- Избегание – человек, переживший насилие, может избегать мест, людей или ситуаций, связанных с этим опытом, даже если они уже не представляют опасности.
- Проблемы в отношениях - после травмирующего опыта, связанного с предательством, человек может иметь трудности в установлении доверительных отношений.
- Повышенная тревожность – постоянная настороженность и страх, что травматическое событие может повториться, могут стать частью повседневной жизни.
Работа с посттравматическим сценарием
Является ли такой сценарий последствием травмы или собственным выбором человека?
Посттравматический сценарий — это способ защиты, выработанный в ответ на травму, но он может стать препятствием для полноценной жизни. Понимание и работа над этими паттернами могут помочь человеку преодолеть последствия травмы и построить более здоровые и удовлетворительные отношения с собой и окружающими.
Работа с психологом может помочь в изменении деструктивных паттернов и восстановлении контроля над жизнью.
Профессиональная помощь с использованием разных модальностей, в том числе сценарного анализа, основанного на интеграции психотерапевтических методов.
Необходимыми компонентами терапии в данном случае будут,
- во-первых, анализ и работа с травмирующим событием в пространстве терапии,
- во-вторых, осознание и принятие (осознание того, что определённые паттерны поведения являются результатом травмы, и принятие этого может быть первым шагом к изменению сценария),
- в-третьих, поддержка со стороны близких людей и групп поддержки может сыграть ключевую роль в процессе восстановления и пересмотра сценариев поведения.
!! Психотравматический опыт может стать стартом для посттравматического роста.
Новые смыслы – новые сценарии: быть или не быть
Виктор Франкл говорил, что психотравму можно рассматривать как утрату жизненных смыслов. Если она неожиданна и беспричинна, она бессмысленная, и это трудно вынести. Поэтому большинство травмированных людей пытается рационализировать, ищет хоть какое-то объяснение тому, что случилось, чтобы их страдание стало более осмысленным и легче переносимым.
Безусловно сильные трагедии, связанные со смертью близких или значительными утратами, насилием или катастрофами неизгладимо влияют на человека. В этом случае человек вынужден смотреть на жизнь иначе и менять её в соответствии с новыми выборами и смыслами.
Экзистенциальный психолог Ирвин Ялом говорит, что битва со смертью заставляет человека пересмотреть свои цели и менять в соответствии с ними всю свою жизнь.
После психотравмы человек осознаёт эти истины, меняет взгляд на себя, на других, на жизнь. При желании он меняет сценарий жизни и начинает иначе и качественнее её проживать.
Что мешает клиенту сделать выбор в пользу посттравматического роста?
Следуя теории структурной диссоциации, существует гипотеза о наличие психотравмированных (эмоциональных и конфликтующих) частей личности и более зрелых нормальных частей личности.
- Психотравмированные и нормальные части находятся в конфликте с ценностями клиента. Говоря простым языком, эмоциональные части по‑прежнему думают, что вы зависите от других и вам необходима поддержка окружающих, тогда как здоровая адаптированная часть часто подвергается аффектам старой психотравмы и не может направить полноценную энергию на развитие и рост.
- Каждая часть, имеющая свою установившуюся роль, подкреплена динамическими стереотипами и выученными реакциями [2]. Такие реакции требуют анализа осознания и психокоррекционного участия.
- Наличие внутреннего конфликта ролей и субличностей также являются препятствующей причиной.
- На возможности психики к посттравматическому росту влияет тип привязанности, который формируется в раннем детстве.
- Мешает также убеждённость клиента в том, что «со мной всё хорошо, пусть меняются окружающие».
- Пассивная жизненная позиция типа: «не живи», «не делай», «не проявляйся» является характерной для посттравматика и препятствует импульсам к переменам и росту.
- Невозможность самостоятельно сублимировать травмированные части, неконструктивные копинги и примитивные психологические защиты в активную жизненную стратегию и посттравматический рост.
Предупрежу, что терапевтический процесс иногда сопровождается фрустрациями. Порой клиент, достигая значимого прогресса и преодолев многие сопротивления собственной психики, проваливается в «воронку психотравмы» и откатывается или до первоначального состояния или до трудного эмоционального провала – так называемой «долины отчаяния».
Важно иметь запас прочности, что само по себе для травмированного клиента огромный капитал, так как психика, истощённая внутренним конфликтом, скорее имеет низкий ресурс психологической прочности. Именно поэтому работа по изменению сценария, путь к посттравматическому росту тернист и сложен. Однако, он того стоит.
Как может помочь психолог?
Только психолог и может помочь. Комплексы психологических защит, которыми обрастает психика такого человека, не только искажает восприятие окружающего мира, но и формирует внутренний конфликт, мешающий человеку жить счастливо. А порой, речь идёт о дисфункциональном поведении, разрушающем жизнь человека.
Человек не может самостоятельно разобраться и проработать психотравму, по причине того, что у каждого из нас есть «слепое пятно» психики – вытесненная, игнорируемая часть.
Тот факт, что травма воспроизводится, позволяет анализировать факты биографии и события, вызывающие в психике наиболее разрушающие и дестабилизирующие действия, и позволяет работать с этим в терапевтическом процессе.
Анализ, повторное обсуждение и проживание эпизодов психотравмы в «парниковых» условиях терапевтического альянса между клиентом и терапевтом позволяют снизить боль души, получить коррекционную помощь, переорганизовать невротические шаблоны и избавиться от психосоматических симптомов.
В итоге, работа с психологом поможет простимулировать посттравматический рост и станет отправной точкой к новому качеству жизни.
Если вы испытываете жизненные затруднения, не стоит оставаться с этим в одиночестве.
Предлагаю вам подписаться на мой канал "В купе с психологом". Подпишитесь, чтобы получать информацию о выходе новых, статей по психологии.
В этой статье я обращалась к источникам, данные о которых я, с благодарностью, привожу ниже:
- Мазур-Марецкая Е.С. Психическая травма и психотерапия // Консультативная психология и психотерапия. 2003. Том 11. № 1. С. 31–52.
- Ухтомский А. А. Доминанта: физиология поведения. «Издательство АСТ». 2020
Также приглашаю вас прочитать другие связанные с этой темой статьи. Ниже привожу ссылки на продолжение цикла статей о психотравме - вот ссылка: https://dzen.ru/suite/6a7b3b24-84c0-439e-8c94-bb2ddf8892b8
И другие связанные с этой темой статьи.
«Привязанность – что это такое? Типы привязанности и контрзависимость» - вот ссылка: https://dzen.ru/a/Z9k0LE4Rgn_BnFKL
Более развёрнутое описание всего, что связано с психологическими защитами приглашаю вас прочитать в моей статье «Психологические защиты, как основной механизм защиты и сопротивления психики» – вот ссылка: https://dzen.ru/a/Z9hgxmTGOUPoKB3m
Запишитесь ко мне на консультацию.
Можно обратиться с любым вопросом бесплатно в ЛС, при ссылке на этот ресурс индивидуальная ознакомительная онлайн-встреча 30 минут бесплатно. Контакты в шапке профиля к этому каналу или в любых соцсетях вы можете найти Тихонова Евгения Александровна