Психологическое просвещение, анигиляционная психотравма
Автор Евгения Александровна Тихонова, магистр психологии, практикующий психолог
Эта статья пятая в цикле моих статей про психотравму, и в ней я хочу вместе с вами обратить свой взор в сторону травматических переживаний клиентов, связанных с интроектом «Не живи», чувствующих одиночество, отверженность и нелюбимость.
В чистом виде аннигиляционная психотравма встречается редко. Она может встречаться как «политравма» (например, нарциссическая психотравма, страх отвержения, аннигиляционная травма, трансгенерационная передача и незавершённая сепарация). И всё это может приоткрыться в анамнезе при анализе клиента, обратившегося, скажем, с запросом о невозможности выстраивать отношения с противоположным полом или любым другим, не связанным на первый взгляд запросом.
Это слово в означает какое-либо событие, когда что-то проникает через кожный покров внешней оболочки тела. Фрейд использовал это слово метафорически, чтобы подчеркнуть акт повреждение психики извне. Психика, как и кожный покров человека способны фильтровать воздействия извне и с большинством из них справляться. Используя язык психоанализа эти воздействия можно было бы дифференцировать как хорошие и болезненные. Болезненное воздействие, с которым психика не способна справиться, оставляет психотравму.
Утрата веры в фундаментальную доброту объектов и доброту мира расшатывается одновременно с потерей доверия к опекающим объектам, позволившим ужасному событию произойти. Возникающая тревога, что критически важно, совпадает с тем, что «хорошим» объектам не удаётся оградить психику от болезненных воздействий, от наихудшего и совпадает с возникновением фантазий, касающихся неизбежности судьбы или личной аннигиляции.
Что такое аннигиляционная психотравма?
Это термин, используемый в психологии для обозначения глубокой и разрушительной психотравмы, вызванной угрозой полного уничтожения или аннигиляции личности (от лат. annihilatio — «полное уничтожение; отмена»).
Этот вид психотравмы связан с ощущением, что личность или её основополагающие элементы могут быть полностью стерты или разрушены. Важно понять, как эта психотравма влияет на психическое здоровье и как её можно преодолеть.
Аннигиляционная психотравма обычно возникает в ситуациях, когда человек сталкивается с опытом, вызывающим чувство полной беспомощности и уязвимости. Это может случиться в критических жизненных ситуациях.
Экстремальные ситуации стресса:
- Травмирующие события, такие как катастрофы, насилие или другое, где человек ощущает угрозу своей жизни или жизни близких.
- Серьезные изменения в жизни, например, потеря близкого человека, изменение состава семьи или изменения условий жизни или потеря работы.
- Эмоциональные или психотравмы – например, длительное искажение самооценки или переживание глубокого эмоционального отторжения. Особенно тяжелая травматизация происходит, если отвержение случается в пренатальном, довербальном периоде или раннем детстве.
Каковы симптомы аннигиляционной психотравмы?
Она может проявляться в различных формах и симптомах. К ним относятся:
- Экзистенциальный страх – чувство, что личность или её смысл может быть уничтожен,
- Панические атаки и фобии – постоянное ощущение угрозы и неустойчивости,
- Депрессия и тревожность – негативное восприятие будущего и утрата интереса к жизни,
- Нарушения самооценки – снижение уверенности в себе и ощущение собственной несостоятельности.
Кое-что о чувствах
Чаще всего в качестве невысказанной проблемы клиенты называют стыд:
Хронический или токсичный стыд — это то, с чем чаще всего приходится иметь дело. Это та часть личности человека, которую хочется скрыть. Вынести это на свет означает взглянуть на самую суть того, кем на самом деле считает себя клиент. Это то что было приобретено, находясь рядом с другими стыдящимися людьми по мере взросления и развития. Это связано с поколениями, потому что невозможно обрести чувство стыда без участия другого человека, который передаёт это через стиль воспитания основанном на стыде. Эти чувства провоцируют задержку нормального развития ребёнка и гарантируют, что ребёнок вступит во взрослую жизнь неподготовленным к тому, чтобы быть взрослым.
Гнев, печаль, безнадёжность, созависимость, нарциссические проявления – это то что испытывает человек с такой жизненной картиной. Таким образом происходит компенсация ложного «Я». Все эти симптомы демонстрируют отсутствие подлинной связи с другим человеком. Люди с хроническими проблемами стыда часто чувствуют себя одинокими и испытывают трудности с представлением о любви. Большинство из них искренне верят, что никто не любит и не может любить их за то, кем они являются. Они часто пытаются найти любовь и связь, неся в себе последствия стыда, что делает их оборонительными и чувствительными, непонятыми и злыми [1].
Медленное уничтожение себя
При таком виде травматизации человек находится в постоянном состоянии тревоги и необходимости контроля, окружающего «неблагополучного» мира. Предпосылкой к такому развитию личностной структуры являются не только, как я перечисляла ранее экстремальные ситуации стресса и реальная угроза быть уничтоженным, но и ранние травмы, полученные от отсутствия любящего контакта в диаде «мать-дитя» или от фрустраций, связанных с полным игнорированием потребностей ребёнка в довербальном и раннем вербальном периоде, угроза абортирования в пренатальном периоде, становятся комплементарным дополнением психики индивида, частью личности, частью поведенческих стратегий. Страх от высокой вероятности быть уничтоженным крепко «якорится» в числе иррациональных и интроектов «не живи», «не проявляйся» и становится ограничивающим критерием развития. «Жить страшно», «быть живым страшно».
Психика отвлекает колоссальные ресурсы на постоянную стабилизацию от тревоги, беспочвенного и необъяснимого страха, от недоверия и потребности в повышенном контроле окружающего мира и значимых объектов. Это не оставляет никаких сил для фокусирования на полноценном развитии оперативно-технической деятельности, навыков научения и развития ассертивного (самостоятельного) поведения, обрекая человека на то, что он будет зависим от окружающих в будущем.
Одновременная потребность в присутствии помогающей «зрелой» фигуры и страх быть уничтоженным создают внутри личности колоссальный конфликт. Трудно разрешимый и истощающий. Как правило, такие условия способствуют формированию внутреннего (экстернального) локуса контроля, при котором человек склонен винить во всём произошедшем себя и в случае неудач направлять все обвинения внутрь себя медленно уничтожая себя.
При внешнем (интернальном) локусе контроля индивид винит во всём окружающих и негативная энергия, которая в нем формируется направляется в этом случае вовне, на близкое и любое окружение. Эксплозивный гнев, агрессия, которая исходит от таких людей может распространяться повсеместно. Объектами могут стать как родители, домашние питомцы, дети, партнёры, друзья, так и любые другие инстанции – службы качества магазинов, например.
Разрушительная сила велика. И если у нас есть возможность примерно представить уровень разрушительной силы, направленной вовне, то становится немного страшно и горько от осознания эффекта, направленного внутрь. Поведенчески это проявляется как замирание, нарушения пищевого поведения, самоповреждающее поведение, алкоголизм и даже употребление ПАВ.
Как преодолеть такой вид психотравмы?
Аннигиляционная психотравма представляет собой серьёзный вызов для психического здоровья, но с правильным подходом и поддержкой её можно преодолеть. Важно признать свои переживания и искать профессиональную помощь, чтобы восстановить чувство целостности и уверенности. Открытость к собственным эмоциям и желание работать над собой могут стать ключом к успешному восстановлению и нахождению нового смысла в жизни.
Что касается созависимости, то этот поиск подлинной связи заставляет людей стремиться к ней, отказываясь при этом от своих реальных потребностей. Такая мощная сила должна откуда-то прийти, и для этого необходимо снова обернуться и взглянуть на детство, проанализировать потребности своего «внутреннего ребёнка», напитать его любовью, поддержкой и безопасностью [1].
Если подходить к коррекции через инструмент понимания локусов контроля, то стоит помнить, что внутренний (интернальный) локус контроля не только описывает обвинения себя во всех неудачах, но и подразумевает то, что счастье и успех тоже зависят только от себя. И развитие своей «Self» идентичности, своего собственного «Я» станет позитивным вектором роста и импульсом к исцелению от травмы, к изменению отношения с внешним миром.
Людям же с экстернальным (внешним) локусом можно сакцентироваться на том, какие сложившиеся обстоятельства можно использовать с пользой для себя, к кому из окружающих людей можно обратиться за помощью и поддержкой и что для этого можно сделать самостоятельно, развивая собственную ассертивность.
Это и было бы вектором посттравматического роста.
Как может помочь психолог?
Преодоление аннигиляционной психотравмы требует комплексного подхода и часто включает следующие методы:
Работать с психологом, который может помочь проанализировать и переработать травмирующий опыт. Рационально-эмоциональная-поведенческая терапия, основанная на когнитивном подходе и терапия, основанная на внимании, часто используются для работы с подобными психотравмами.
Важно иметь поддерживающее окружение, включая друзей и семью, которые могут предоставить эмоциональную помощь и понимание.
Развивать навыки управления стрессом, использовать техники релаксации, медитации и физических упражнений может помочь снизить уровень стресса и улучшить общее психическое состояние.
Развивать самопомощь и самосознание, и работать над укреплением внутреннего ресурса, который может помочь в восстановлении чувства контроля и уверенности в себе.
Относитесь к себе бережно и ответственно. Время – наш самый дорогой и невосполнимый ресурс. Не откладывайте свою возможность жить спокойной и счастливой жизнью на завтра. Если вы испытываете жизненные затруднения, не стоит оставаться с этим в одиночестве.
Предлагаю вам подписаться на мой канал "В купе с психологом". Подпишитесь, чтобы получать информацию о выходе новых, статей по психологии.
В этой статье я обращалась к источникам уважаемых мной коллег, данные о которых я, с благодарностью, привожу ниже:
- Nicholas Jenner. Annihilation of the Self: The Role Of Relational Trauma In Shame // URL: https://theonlinetherapist.blog/annihilation-of-the-self-the-role-of-relational-trauma-in-shame/
Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием автора.
Возможно вам будет интересно прочитать статью на связанную тему: «Анаклитическая депрессия. Без тебя мне не выжить» – вот ссылка: https://dzen.ru/a/Z_vvwiRUW0l4egmn
Также приглашаю вас прочитать другие связанные с этой темой статьи. Ниже привожу ссылки на продолжение цикла статей о психотравме - вот ссылка: https://dzen.ru/suite/6a7b3b24-84c0-439e-8c94-bb2ddf8892b8
Запишитесь ко мне на консультацию.
Можно обратиться с любым вопросом бесплатно в ЛС, при ссылке на этот ресурс индивидуальная ознакомительная онлайн-встреча 30 минут бесплатно. Контакты в шапке профиля к этому каналу или в любых соцсетях вы можете найти Тихонова Евгения Александровна.