Найти в Дзене
Sunny Blues

"Полностью меня запутал", - музыкант, с которым Эрику Клэптону было очень тяжело играть на сцене

Любому музыканту, который уже давно выступает на сцене, постоянно нужно находить способы сохранить свежесть звучания на своем очередном концерте. Не так то просто поддерживать этот огонь, а когда поклонники ждут чего-то конкретного, любые эксперименты могут не сработать, и это обескураживает. И всё намного сложнее, если тебя зовут Эрик Клэптон, а фанаты горят желанием услышать старые и новые, но блюзы

Эрик Клэптон
Эрик Клэптон

Но нет, Клэптон не боялся рисковать. В 70-х были моменты, когда он много работал с регги в 1970-х, а когда он только ещё начинал пробовать себя в качестве блюзового подмастерья, казалось, многие ждали от него, чтобы он сыграл нечто феерично-неожиданное, а не пытался выдать что-то аутентичное.

Если учитывать, сколько людей называли его музыкальным богом, у Клэптона не было причин менять свой подход к работе. Он играл в группах из списка сильнейших всех времен: CREAM и BLIND FAITH, обе преподнесли немало сюрпризов, но всё же каждая из их песен так или иначе возвращалась к блюзовому формату, иногда с легким намеком на джаз-рок.

Постоянство - это не про рок-н-ролл, жанр всегда был построен на нестабильности, требуя от исполнителей отходить от того, чем они привыкли заниматься годами. Клэптон в расцвете сил был серьезным учеником всего, что касается блюза, а вот человек по имени Фрэнк Заппа заслужил честь быть одним из немногих музыкантов, которые за всю свою карьеру ни разу не сыграли ни одной неоригинальной ноты.

«Я не мог понять, что происходит»

Начиная с Freak Out, Фрэнк Заппа не стеснялся потчевать чарты чем-то абсолютно безумным, и анализируя его работу над всем, от Hot Rats до Lumpy Gravy, становится понятным, что он скорее пошел бы ко дну с новым релизом, сделав что-то оригинальное, чем попытался бы повторить то, за что его уже полюбили поклонники. Такой свободный подход к творчеству способен усложнить работу с любым музыкантом, и Клэптон отлично помнит, как его выбило из колеи, когда он играл с Заппой.

Клэптон никогда не входил в состав MOTHERS OF INVENTION, но даже джемов с этой группой было для него достаточно, чтобы у Слоухэнда осталось совершенно дезориентирующее впечатление: «Я пошел на его концерт, а он пригласил меня на сцену поиграть. Я вышел, чтобы исполнить свое соло, и тут он сделал эту свою знаменитую штуку, подавая группе сигналы руками, а они за короткое время сменили около 10 разных размеров такта, чем полностью меня запутали! Я не мог понять, что происходит!»

MOTHERS OF INVENTION
MOTHERS OF INVENTION

Вот что-то подобное, запутанное - это частенько именно то, что нужно музыканту, чтобы начать работать за пределами своей зоны комфорта. Эрик Клэптон никогда не собирался делать ничего эксцентричного, как Заппа, но слушая некоторые из его более поздних записей, стоит отметить, что он явно в какой-то степени заинтересовался расширением тем, чтобы выйти в игре за рамки своего каталога фраз Мадди Уотерса.

Совершенно очевидно, что когда выходишь на сцену с таким музыкальным безумцем, как Фрэнк Заппа, может быть немного не по себе, но это всегда отличное напоминание о том, что нужно искать новые формы и пространства в музыке. Легко играть каждый раз одно и то же шоу, но если оказываешься на шоу, выбивающее из зоны комфорта, есть возможность позволить ему стать дополнительным проводником для своей собственной работы.

Читать также: