*НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
Глава 2.
- Не стану с выродком твоим сидеть, хоть куды девай, - бросила Анюте свекровь, когда после родов той пришла пора на работу выходить, - Хоть с собой бери, а хошь, дак сдай куда, нам такое не надобно!
- Капитолина Федотовна, это внучка ваша родная, кровь ваша, - дрожащим голосом говорила Анюта, - Как же можно так? Куда я её возьму, ноябрь месяц на дворе, холодно! Мы сегодня силос будем таскать, как я с нею буду? Вы же говорили, что станете нянчить, когда рожу…
- Аркашка говорит, не от его дитя ты прижила! – свекровь поджимала морщинистые губы, - А я сразу ему говорила, непутёвая ты девка, шaлoбродиcтая, по тебе сразу видать! Не хотела ему тебя в жёны, так и знала, не будет из тебя путящей жены! Только и знаешь, хвостом перед мужиками крутить! Думаешь, не знаю, что у вас там скотником Егорка работает, так вот у его чуб такой же сивый! Его девка, признайся! Покайся, мабуть Аркашка тебя простит, он ведь шибко тебя любит, дуру! За что только, не знаю! Рёбры одни, взяться не за что! Тьфу!
- Матушка, да за что вы так со мной? – Анюта в отчаянии протянула руки к свекрови, - Никого я не знала, кроме мужа своего, его это дочка, ваша внучка! Прошу, приглядите, а я как только смогу, прибегу кормить, как отпустят. Бригадирша сказала – будет отпускать!
- Сказала, не стану сидеть! Аркашка пока не признает дитя – и я не знаю! Не просись, а то и вовсе со двора прогоню! А оставишь, на двор выкину, или принесу тебе в коровник, пусть все про твой позор знают! – свекровь ушла, хлопнув дверью и оставила Аню плакать над дочкой.
Что делать, не оставишь дитя, закутала Анюта Машеньку свою в одеяло, с собой пелёнок положила, что-нибудь придумает. Не ждала она такого… ведь вроде и отошёл немного муж, вчера даже Машеньку на руки брал, глядел на младенчика, разглядывал. У Анюты и сердце замерло, страшно было… здоровый мужик в руках малышку держит, а ну как на вред чего сделает.
Нет, просто положил обратно в люльку, хмыкнул и ушёл на двор. Анюта подумала, может оттает, ведь похожа на него дочка, да и за что на Аню такие подозрения, ни малейшего повода не дала, честна перед мужем. А Егорка… так он к Вале Шустовой ходит, а она в одной бригаде с Аней работает!
И уж никак не ждала Аня, что свекровка не станет внучку приглядывать, пока она на работе, ведь когда Аня дитя носила под сердцем, уж как Капитолина заливалась, что Аркашкино дитя с рук не спустит. А вон как вышло…
Аня бежала на работу, прижимая к себе Машеньку, на улице холодно уже, ветер какой, мухи белые с неба летят. Как бы день продержаться, после работы Аня пойдёт к деду, он вернётся как раз, поехал в район за лекарством себе. Придётся его просить, чтобы с Машенькой сидел, пока Аня на работе, может быть, он сам со свекровкой поговорит, пристыдит её, хотя…
Жаловалась Анюта деду, что обижает её муж, и свекровка не отстаёт, и когда Машенька родилась, Анюту обвинили в страшном… Но дед неожиданно рассердился. Сказал, ежели так ей говорят, значит сама повод дала, надо скромнее быть, напоказ себя не выставлять!
- Сам видал, как ты с девками с коровника шла! – сердито выговаривал дед, - Идут, зубы скалят, хохочут! Рази мужняя жена так себя держать должна?! Вот и натянула на свою голову мужнин гнев! Значит, плохая ты жена, ежели мужу угодить не можешь! А где с ним лад был бы, там бы и свекровка тобой довольна была. Ей чего надо? Чтоб сын доволен был, сыт, дома чтоб уют!
- Дедушка, да где я провинилась? Я с девочками шла обратно, когда бригадир звала меня подписать бумаги, - оправдывалась тогда Аня, - Ничего я зубы не скалила…
Разговор нехороший был тогда с дедом, и теперь у Ани душа стыла от страха - а если дед не согласиться, куда Машеньку девать? Ясли ещё не работают, там ремонт идёт, топить не топят, деток не принимают. Все по родне сидят, у кого бабка, у кого тётка, а Аня вот одна… Видать и правда – сирота!
Что ей делать? На работу нельзя не пойти – всё, закончилось время, Машеньке полтора месяца уже исполнилось. Все так на работу идут, и Ане пора, только вот что бригадир скажет. Она женщина строгая, суровая, а тут – с младенцем Аня придёт… Работать и так некому, мужских рук не хватает, колхоз на бабах только и держится.
- Анюта! А ты чего… с Машенькой? – удивилась Настя, Анютина напарница и подруга, - Ты что, заморозишь девчонку! Зачем принесла?
- Настя, да разве я сама хотела, - Аня поискала глазами бригадиршу, - Свекровь отказалась нянчить, я потом тебе расскажу, тихонько, ладно? А где Тамара Ивановна? Лучше сама ей скажу, что делать.
- Вот змея старая, - Настя всплеснула руками, - Я эту старуху Петряеву всегда не любила! А Тамара там, в подсобке, иди, пока она одна, бумаги пишет какие-то.
Анюта заспешила в подсобку, пусть лучше сейчас нагоняй получит от строгой бригадирши, чем потом при всех краснеть. Да и Машенька пока спит, она поработать успеет, ничего, справится!
- Аня? – Тамара подняла глаза от бумаг, - Ну, с первым рабочим днём тебя! А ты… чего это, с младенцем что ли?
Аня прикрыла дверь в подсобку и на одном дыхании, пока не успела расплакаться от страха и отчаяния, всё рассказала бригадиру. Тамара нахмурилась, этого ей только не хватало! Но и гнать эту испуганную девчонку… как? Ведь сама женщина, знает, как это… Тамару свекровка тоже не жаловала, всё укоряла за что-то, но хоть с сыновьями сидела, не отказывалась.
- Не реви! Иди к Наталье, там тепло в телятнике, устроишь малышку, а сама ей помогать станешь. На улицу не суйся, холодно нынче. Пока ей будешь помогать, я тебе трудодни поставлю как положено, за это не волнуйся. Ну и председателю скажу, пусть с Аркадием поговорит, это что такое, у нас чай не средневековье какое, чтобы так женщину угнетать! Пусть мамашу свою образумит, если та на старости лет рехнулась!
- Ой, Тамара Ивановна, не надо… не говорите председателю! Мне потом вообще жизни не станет дома…
- Ладно, разберёмся. Иди к Наталье, и ей скажи, пусть ко мне заглянет сейчас.
Отработала Анюта день нормально, девочки ей помогали, а главная по телятам, Наталья, ничем Аню не утруждала, давала и посидеть-отдохнуть, и малышку покормить. Работу посильную давала, не сердилась, всё объясняла Ане, как и что. Сама Аня умела с телятами управляться, Наталья довольна ей была.
К вечеру Аня всё же устала, больше от переживаний своих, неловко ей было – все работают, а она снова Машеньку кормит, по часам. Малышка спокойная, поест и спит дальше, да ведь у всех дети, и все работают.
Вечером Анюта пошла к деду. Никифор Фокич мёл двор старой метлой и чуть нахмурился, увидев внучку с малышкой в одеяле.
- Ты чего девчонку в такой холод таскаешь? Вот не зря тебя свекровь-то журит, а ты ещё на неё жалуешься.
- Дедусь, обожди, - уставшая Аня развязала платок и села на скамью у крылечка, - кабы я сама так пожелала, дитя с собой на работу брать!
- А зачем ты с ей на работу пошла? – удивился дед, - Поди в дом, там топлено, не сиди тут!
- Ну? Чего натворила опять? – спросил сердито дед, когда Аня положила Машеньку на лежанку возле тёплой печи, - Ты чего, девчонку в коровнике что ли…
- Свекровь сказала, не станет сидеть с Машей, - Аня сняла платок и утёрла лицо, - Говорит, не Аркадия дочка, не похожа. Куда мне было малышку девать, если она сказала- на двор вынесет! Дедуль, за что вы все меня гоните да позорите?! Ни от кого защиты нет, доброго слова не слышу! Чем я провинилась перед вами? Вот и ты упрекаешь – чего я натворила! Да ничего, живу, как все! Всё хозяйство на мне, свекровь заботы не знает, а всё недовольна.
- Строптивость свою умерь, - дед хоть и хмурился, но голос смягчил, - С лаской к свекрови приступай, завсегда так было, ты к ним в дом пришла невесткой, она там первая хозяйка. И будет мир да лад у вас.
- Я к тебе пришла просить. Пригляди за Машей, пока я на работе? Тамара Ивановна сказала, к весне ясли сделают, будут малышей брать, легче будет. Не могу же я её каждый день с собой на работу носить.
- Да как я с младенцем, мужик, разве управлюсь! Да и кормить надо ведь, ты чего!
- Ладно. Спасибо и на том.
Аня поняла, что зря пришла, нет ей здесь помощи, так и придётся мыкаться. Что жаловаться, сама виновата во всём! Послушала деда, думала – разве он ей плохого пожелает?
Собралась Анюта, Машеньку снова в одеяло завернула, не слушала, что там дед ещё говорил ей в назидание, что да как делать, чтобы и муж к ней добр был, и свекровь не обижалась на неё.
- За что ей на меня обижаться?! – обернулась Аня на пороге, - Я только что ей ноги не мою, а скоро и это буду делать, чтоб не попрекали! Ладно. До свидания, дедушка.
Не стала больше слушать, торопливо вышла со двора и пошла к дому мужа. Аркадий уже вернулся с работы и стоял у калитки, высматривая жену.
Продолжение здесь.
От Автора:
Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.
© Алёна Берндт. 2025