Найти в Дзене

Как сделать так, чтобы ребёнок взял ответственность за учёбу и домашние задания?

Оглавление

Кто несет ответственность за учебу и мотивацию детей?

- Школа?
- Сами дети?
- Или их родители?

Это вопрос, который сейчас волнует многих родителей. Поэтому давайте разбираться!

С одной стороны, когда учится взрослый человек, то ответственность за обучение делится между ним и образовательной организацией, в которой он учится.

С детьми немножко другая история, потому что они не могут нести свою часть ответственности в полной мере из-за того, что они ещё не взрослые.

Но образовательная организация, то есть школа, по-хорошему должна нести большую часть ответственности за то, чтобы ребёнок хотел учиться, мог учиться и справлялся с задачами по учёбе.

Но сейчас в нашей стране, в РФ, определённо есть кризис школы, которая как будто во многом не соответствует времени, не учитывает особенности современной жизни и не понимает, как учить современных детей.

И поэтому, у детей сейчас тоже очень большой кризис формирования отношений к такой школе:

  • Они не хотят, не любят
  • Не хотят учиться так, как им предлагает школа
  • Не видят смысла

Далеко не ко всем педагогам могут испытывать, к сожалению, уважение и восхищение — а это важно, ведь легко учатся только у тех, кого любят..

И что тогда получается? Кто должен решать вопрос с ответственностью за учебу детей?

Школа не справляется.

Дети тоже отбрыкиваются.

И эту ответственность за учебу вынужденно подхватывают родители, как самые заинтересованные люди, которых это правда волнует.

То есть, сейчас школа основательно въехала в семью и как будто поселилась у нас дома, перекладывая на родителей ответственность за учебу.

Заметили?

Родители сейчас тратят намного больше времени на учебу своего ребёнка, чем это было раньше. Но именно это и приводит к тому, что дети хотят учиться все меньше и меньше!

Как это происходит? Давайте разберемся!

Итак, у взрослых (и у родителей, и у государства) есть задача — дать ребёнку образование. И у этой задачи, как у любой задачи, есть определённый объем ответственности.
* ответственность всегда имеет определённый объем, не бесконечный!

Чтобы сварить суп, нужно купить продукты, порезать и кинуть их в кастрюлю.
Чтобы сварить суп — не нужна идеальная тишина в квартире. Чтобы сварить суп — не нужно знать высшую математику, уметь водить машину и не спать 3 ночи подряд.
Эта задача не требует такого большого объема включённости и ответственности.

Каждая задача требует совершенно фиксированного объема ответственности – не больше и не меньше.

Ответственность всегда имеет четкие границы, она как будто находится в какой-то коробочке, она конечная под конкретную задачу.

И тогда вопрос – есть школа, есть ребенок и есть родители. Кто из них должен в современной реальности нести ответственность за образование ребенка?

Если это родители, то ребёнок получается кем? Объектом приложения усилий, в который нужно впихнуть знания, его нужно уговорить, заставить, замотивировать и т.д.

-2

А школа что делает?

Школа нависает над семьей, от неё зачастую идут только какие-то задания, требования и недовольства, звонки учителей и поручения родителям — примите меры, проследите, научите и т.д.

То есть, как будто основной диалог вообще идет между школой и родителями, а ребёнок так, с боку припеку..

И это типичная модель для сегодняшнего дня — родители очень сильно включены в задачу получения школьного образования, они делают уроки, проверяют, сидят в родительских чатах. Они лучше ребёнка знают, что ему задали, они хорошо ориентируется в учебниках. Некоторые по вечерам пишут проекты, делают поделки.

Что не так с этой моделью?

То, что ребенок оказывается не при делах, ответственность за учебу по сути не на нем.

А родителям от всего этого ужасно тяжело, потому что им вообще-то есть чем заняться, кроме школы. У них работа, бизнесы, личная жизнь, маленькие дети и т.д.

Намного более разумно было бы, если бы ответственность не находилась на родителях!

Как будет хорошо для всех?

В норме, в любом образовательном процессе ответственность лежит на двоих 50/50:

  • на том, кто получает образование
  • и на том, кто дает образование

* когда речь идёт об образовании взрослого человека

Ребёнок немного отличается в этом смысле от взрослых — он не на 100% самостоятелен.

Есть некоторые вещи, которые он не может делать сам - платить за обучение, доехать до школы, купить учебники…

И что тогда, как делить эту ответственность? Да, очень просто!

Для некоторых задач ему нужна КОМАНДА ПОДДЕРЖКИ, которая будет ему помогать там, где он сам не сможет!

Команда поддержки — это как раз родители! Это именно та роль, которая должна быть у родителей.

Что делает команда поддержки? Давайте вспомним на примере бокса.

Боксер дерется на ринге, раунд заканчивается и он идет в свой угол на перерыв. И там команда поддержки его поддерживает, чтобы он за минутный перерыв смог максимально восстановиться — вытирает пот, водичку дает, вдохновляет и верит в него...
Команда поддержки не выбегает вместо боксера на ринг, не стаскивает с него его спарринг партнера, не забирает у него боксерские перчатки, чтобы вместо него махать кулаками..
Нет! Она поддерживает, помогает там, где ему самому не с руки — в боксерских перчатках неудобно пить и т.д.

Команда поддержки из родителей тоже должна быть, при хорошем раскладе, не впереди ребенка! Она не хватается за эту коробочку с ответственностью, отталкивая ребёнка.

-3

Она стоит ЗА ребёнком. Для чего?

Чтобы восполнять только те задачи, которые у ребёнка в силу его возраста или его личных ограничений пока не получается решить.

Так как ответственность за что-либо она конечна, она не резиновая, которую можно на всех растянуть — это значит, что если ответственность у родителей, значит она на родителях и будет лежать!

Ребёнок будет считать, что его «домашка» — это… Внимание! Не его дело! А ваше дело!

Если мы по собственной инициативе пытаемся проверять уроки, а ребенок нас об этом не просил — то это тоже про то, что ответственность у нас в руках. Потому что ответственность включает себя, в том числе, и контроль результатов.

Также, если мы хотим, чтобы ребёнок уроки делал сам, но при этом, чтобы результаты всегда были такие, каких хотим мы – то же самое, мы ответственность ему не отдали, она по-прежнему у нас, мы держимся за то, чтобы все было так, как мы хотим.

  • Если для нас результаты важнее, чем то, у кого находится ответственность
  • Если для нас важнее, чтобы были хорошо сделаны уроки, чем то, что происходит с ребёнком

— то мы будем нависать над ним, требовать доделать, переделать, будем больше него знать, что именно нужно сделать, будем лучше него понимать, как решить №147 и т.д.

Хотя вполне можно было бы просто не спешить вмешиваться.

Например, ребенок вам говорит: «Мама, я не знаю, что задано...»
Здоровая история — это пожать плечами и сказать «да, как-то неудачно у тебя получилось, придумай как узнать, что задано и постарайся в следующий раз не забывать...»
И всё!

Исключение составляют только:

  • первые пару месяцев в первом классе,
  • первые пару месяцев в пятом классе,
  • момент перехода в другую школу
  • и адаптация после длительной болезни

Получается, что родители часто противоречат сами себе:

С одной стороны ребёнку они говорят : «Ты должен все записать! Кто же вместо тебя должен все помнить? Так нельзя!»

А на деле мы забираем его ответственность себе и начинаем за ребёнка решать этот вопрос — писать в чат, узнавать «домашку», еще что-то...

И так день за днём, день за днём ребёнок привыкает к тому, что ответственность у нас. А кто добровольно будет назад отнимать себе ответственность? Дураков нет!

И это всё ещё часто сопровождается неким эмоциональным фейерверком, мы же не просто тихо делаем за него уроки, мы ругаем, мы стыдим, мы угрожаем чего-то лишить, наказываем, забираем телефон и т.д.

‼️ На самом деле, почти все дети очень хотели бы, чтобы от них отстали, дали им возможность делать самостоятельно, в том числе и уроки. Делать так, как они могут и учиться делать лучше естественным путем.

Многие дети об этом напрямую говорят родителям — не лезьте в мои уроки.

Но как же не лезть, нам страшно, мы со своими эмоциями не справляемся.

Если мы хотим решить вопрос с учебой ребенка — нам нужно помнить, что мы в этом деле — группа поддержки. Мы позади него, мы не спешим вместо ребёнка на ринг, отодвигая его в сторону.

Это не значит, что нам вообще плевать на то, что с ним происходит, нет! Тренеру не плевать, он как раз следит за потребностями боксера и помогает ему их удовлетворить.

Так и мы, если мы группа поддержки — мы откликаемся на сигналы, которые идут от ребёнка:

  • я не понял, я не могу решить
  • я решил, но не уверен, посмотри пожалуйста
  • мама мне очень нужен репетитор по английскому языку, помоги, пожалуйста

‼️ Любые дополнительные ресурсы (репетитор) — это хорошо при условии, что запрос идет со стороны ребёнка!!

Почему нам это кажется сложным?

Потому что у нас порой есть мысль, что ребёнок это какое-то бестолковое существо, которое не способно понять, что ему нужно, что не нужно. Что ребенок никогда ничего он не хочет, а мы должны его контролировать и заставлять.

Нет, это не так!

Если у ребенка есть хорошие отношения с родителями...

Если дома не свистят пули (образно) и там эмоционально безопасно...

— То у ребенка будет достаточно хорошее состояние для того, что быть нормальным человеком!

А все нормальные «человеки», и дети в том числе, понимают что нам нужно, что не нужно.

Все мы хотим делать то, что интересно, то что нас как-то развивает.

Все мы хотим соответствовать каким-то нормам, правилам, нравится своим близким, показать себя с лучшей стороны в социуме и т.д.

А если что-то на этом пути не получается и не хватает каких-то ресурсов - обращаться за помощью, если конечно у человека нет страха, что вместо помощи его поругают, обесценят, постыдят, изнасилуют морально.

Предвосхищаю ваш вопрос...

В смысле, ребенку отдать ответственность??? ОН НЕ СПРАВИТСЯ!…

Кто так подумал сейчас? Признавайтесь.

Для того, чтобы ребёнок смог справиться, его нужно определённым образом подготовить.

И каждый из вас вполне сможет это сделать, если вы себя немного тоже подготовите, станете психологически крепким и эмоционально устойчивым.

То есть,

Задача №1. Самим перестать тревожиться там, где не надо, стать более устойчивым и более зрелым родителем.

Задача №2.

  1. Убрать из жизни ребенка основные стрессы: плохие отношения с родителями, переизбыток критики и контроля, опыт неуспешности и непонимание смысла своих действий.
  2. Научить его эмоциональной саморегуляции.
  3. И передать коробочку с ответственностью, оставаясь на скамейке для группы поддержки.

И тогда вам больше не придется тратить каждый день кучу своего времени и своих нервов на то, что не зависит от вас и не является вашей ответственностью — на учёбу ваших детей.

А вашим детям не придётся сопротивляться и отлынивать от учёбы только лишь потому, что они не понимают, зачем им учиться, если ответственность не на них.

Если вам нужна помощь и поддержка, чтобы стать более устойчивым и зрелым родителем, укрепить себя и верно направить своего ребёнка в сторону ответственности, самостоятельности в учёбе –

приглашаю вас:

✅Телеграм-канал https://t.me/+etPK2RblEzNjZjRi про воспитание детей, зрелость взрослых и отношения без насилия

✅Все важные ссылки здесь: https://taplink.cc/deti_kak_roditeli

«Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже не совершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путём, предназначенным для других, опасно»
Бхагавад Гита 3.35