Какие только пертурбации не испытала за последние три десятилетия эта служба в структуре МВД: тут и периодическая смена названия (паспортная, паспортно-визовая, Федеральная миграционная ), и вывод из милицейского ведомства с предоставлением федеральной самостоятельности, и последующее возвращение в «родные пенаты» уже в новом статусе - Главного управления по вопросам миграции...
И вот состоялось её очередное перевоплощение. Указом президента от 02.04.2025 № 205 «О совершенствовании государственного управления в сфере миграции» в МВД создана Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранцев.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что подобное решение позволит «гораздо более результативно решать связанные с миграционными процессами вопросы и увеличить динамику этой работы, улучшить координацию между ведомствами».
Ему вторит официальный представитель МВД Ирина Волк: основной задачей новой службы является «упорядочивание миграционных процессов, реализация мер, направленных на соблюдение мигрантами российского законодательства, снижение противоправной деятельности».
Бурные дискуссии о том, какое ведомство должно вести работу с миграцией, не утихали последние пару десятилетий. И вот наконец-то наши власти определились и решились на своего рода переформатирование и переосмысление работы МВД по данному направлению.
О том, что работой с мигрантами будет заниматься специализированное подразделение МВД, президент заявил в декабре прошлого года в ходе пресс-конференции:
«Очень много дискуссий было по поводу того, делать нам отдельное ведомство (у нас оно когда-то было), либо оставить его в рамках МВД. Я считаю, что сегодня нужно укреплять эту составляющую - работу в рамках Министерства внутренних дел».
По его словам, в отдельное мощное подразделение министерства (а именно таковым должна стать вновь созданная служба) «нужно делегировать представителей из экономических ведомств так, чтобы всё решалось в одном комплексе».
Президент и ранее выражал обеспокоенность тем, что в Россию на законных основаниях въезжают мигранты, имеющие на своём счету различные правонарушения. Переполнил же «чашу терпения» теракт в «Крокус Сити Холле», совершённый гражданами Таджикистана, подтолкнув к необходимости ускоренного принятия мер в этой сфере.
Заметим, что после этой трагедии в миграционном законодательстве РФ уже появились некоторые нововведения (Госдума в прошлом году приняла 14 законов по этой теме): был создан новый правовой режим высылки нелегалов, заработал реестр контролируемых лиц, установлен статус нежелательного пребывания для лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и т.д.
Другое дело - как они реализуются на практике. Надо признать, что пока что не очень. В текущем году Генпрокуратура проверила работу МВД по осуществлению миграционного контроля и выявила «значительные упущения»: отсутствовала актуальная информация о статусе и перемещениях иностранцев, не обеспечивался их выезд из страны, имели место фиктивные основания для легализации мигрантов. После того, как надзорное ведомство вынесло представление в адрес МВД, то активизировалось и «выдало на-гора» увеличение на 70% числа выявленных преступлений по организации незаконной миграции.
Возглавит новую службу заместитель генпрокурора Андрей Кикоть, который одновременно станет заместителем министра Колокольцева.
Андрей Кикоть в 1998 году окончил Санкт-Петербургскую академию МВД по специальности «Юриспруденция». После непродолжительной службы в органах внутренних дел в 1998 году перешёл в прокуратуру, где начинал с должности следователя, потом работал заместителем прокурора Санкт-Петербурга по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и прокурором ряда районов города. В 2011 году был назначен прокурором Новгородской области (став при этом самым молодым главой надзорного ведомства в стране), а в 2017 году стал заместителем генерального прокурора - на этой должности он курировал деятельность управления по Южному федеральному округу.
Для него, кстати, это станет продолжением семейного дела: его отец - Владимир Кикоть - до назначения на должность начальника Московского университета МВД в начале 2000-ых возглавлял паспортно-визовое управление МВД.
Какие плюсы и минусы подобного решения? Тут наблюдается разброс мнений. Близкие к властным к структурам считают создание службы системным управленческим решением в структуре МВД, взвешенным и логичным шагом в рамках миграционной реформы, что не должно не сказаться на дальнейшем решении проблемы нелегальной миграции.
Всем давно очевидно, что МВД не справляется с миграционной политикой. И не потому, что сотрудники там ленивые или бездарные - просто у них «заточка» полицейская: одно дело ловить преступников, а совсем другое - заниматься социально-экономическими вопросами. Но все мы понимаем, что только «полицейским администрированием» проблему не решить - это вопросы экономики и внешней политики. И если новой службе и её руководителю удастся в своей работе влиять на эти процессы, то государственное регулирование миграции будет более эффективным.
Многие, кстати, считают, что назначение руководителем службы бывшего прокурорского работника позволит навести там системный порядок с учётом всех имевшихся недоработок, давно ставших предметом пересудов.
У наших правозащитников своё видение. Кое-кто говорит об опасениях, что создание отдельной самостоятельной структуры приведёт к потере общественного гражданского контроля в области миграции.
К тому же, это не совсем то, что они ожидали. Безусловно, будет встряска в связи с появлением новой службы и нового начальника, но, по сути-то, ничего не меняется: нам предлагают то, что уже было. В чём будет заключаться это упорядочение? Реестр мигрантов уже создан, каких баз не хватает новым начальникам? В общем, пока непонятно, что принципиально нового будет делать эта служба, чего не делается сейчас. Продолжать мигрантов «строить»?
Заметим, что у главы МВД уже есть заместитель - Александр Горовой, курирующий в ведомстве миграционную тематику. И что, его работу будут теперь дублировать или найдут ему иное применение? Вопрос остаётся открытым...
Сейчас сложно оценить перспективы работы создаваемой (напишу аккуратно) службы, поскольку неизвестно, - какой у неё будет функционал и кадровый состав. Так что, сыпать оптимистичными прогнозами пока повременим.
А пока что президент поручил правительству в течение трёх месяцев подготовить предложения о предельной штатной численности новой структуры и обеспечить финансирование расходов, связанных с её созданием.
Мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!