Традиционно считается, что лидерство в разработке танков в эпоху Первой мировой войны принадлежит Великобритании, а конкретно "Комитету по сухопутным кораблям" при Военном кабинете, созданному в феврале 1915 года под руководством первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля. Первый в мире функционирующий прототип танка, как бронированной машины на гусеничном ходу, был выпущен с завода «Wellington Foundry» 9 сентября 1915 года, и эта дата по праву может отмечаться как "День рождения танков".
В том же месяце, в сентябре 1915 года, была разработана концептуальная модель классического британского "ромба", получившего обозначение Mark I. К декабрю "Комитет по сухопутным кораблям" окончательно одобрил проект и разместил заказ на сто машин у промышленности. Танки Mark I поступили на вооружение в августе 1916 года и впервые приняли участие в боевых действиях месяцем позже, в ходе битвы на Сомме – 15 сентября.
Этот совершенно новый вид военной техники вызывал у военных множество вопросов относительно тактики применения танков. Первоначально предполагалось, что машины будут прорывать глубоко эшелонированную оборону противника при поддержке пехоты. Обладая высокой (для того времени) проходимостью, "ромбы" могли преодолевать стены высотой до полутора метров и траншеи шириной до трёх метров. Танк Mark I, продвигаясь вперед, разрушал проволочные заграждения типа "спиралей Бруно", расчищая путь пехоте.
У первых "ромбов" было много значительных недостатков, основным из которых был крайне ограниченный запас хода – топлива хватало на 36–38 километров по шоссе, а на пересеченной местности этот показатель уменьшался в два, а то и в два с половиной раза. Вскоре после начала применения танков на фронте во Франции стало очевидно, что при потере взаимодействия между бронетехникой и пехотой новейшие и грозные машины оказывались в одиночестве на вражеской территории. После израсходования топлива и боеприпасов экипажам оставалось только сдаться – сохранилось немало фотографий трофейных "ромбов", использовавшихся германской армией.
В эту гонку включилась и Франция – именно французам принадлежит революционная идея массированного использования танков для оперативного прорыва при поддержке не только пехоты, но и кавалерии. Эту новую тактику разработал полковник (впоследствии бригадный генерал) Жан-Батист Эстьен, создатель танковых войск Французской республики, вошедший в историю Первой мировой войны под прозвищем «Père des chars», «Отец танков».
Жан-Батист Этьен, родившийся в 1860 году в семье нотариуса, выделялся своими выдающимися способностями к математике в колледже и гимназии. В 1880 году он поступил в военную академию Сен-Сир на политехническое отделение. Во время учебы в академии Этьен одержал победу в национальном математическом конкурсе, окончил Сен-Сир с отличием и был направлен в 25-й артиллерийский полк, где продолжил научные исследования в области баллистики. К 1907 году Этьен занял должность директора артиллерийского училища в Гренобле и продолжал свою военно-теоретическую деятельность, опубликовав ряд книг.
В предвоенный период французская армия характеризовалась крайней инертностью и консерватизмом, любое нововведение встречалось с неприязнью. Достаточно вспомнить широко известный факт о категорическом сопротивлении военных введению защитной униформы. "Отменить красные рейтузы?" - восклицал один из министерских чиновников во время слушаний в парламенте. "Никогда! Красные рейтузы - это Франция!". Подобный консерватизм имел серьезные последствия с началом войны.
Жан-Батист Этьен являлся полной противоположностью большинству французских военных деятелей, выступая за всестороннюю модернизацию армии. Он предлагал использовать телефон для корректировки артиллерийского огня, создал в Лионе эскадрилью самолетов для наблюдения за противником с воздуха и в целом способствовал развитию военной авиации, к которой французский генералитет относился скептически, не видя в ней боевого потенциала.
Войну полковник Этьен встретил в должности командира 22-го полка полевой артиллерии, принимал участие в сражении при Шарлеруа 21 августа 1914 года и, после наблюдения за работой вражеской артиллерии, безнаказанно уничтожавшей французскую пехоту, произнес знаменательную фразу, зафиксированную офицерами его штаба:
Messieurs, la victoire appartiendra dans cette guerre à celui des deux belligérants qui parviendra le premier à placer un canon de 75 sur une voiture capable de se mouvoir en tout terrain…
(- Господа, победа в этой войне будет принадлежать той из двух воюющих сторон, которая первой догадается установить 75-миллиметровую пушку на шасси, способное двигаться по любой местности…)
Во Франции и Великобритании концепция создания бронированной машины на гусеницах с вооружением развивалась независимо друг от друга. Чтобы сохранить эффект неожиданности, постройка британских "ромбов" проводилась в строжайшей секретности под эгидой "Комитета по сухопутным кораблям", и информация о танках не разглашалась союзникам до момента их появления на передовой.
В 1915 году Эжен Бриллье, инженер компании "Шнейдер", предложил военному министерству проект танка, основанного на гусеничном тракторе "Хольт". Полковник Эстьен активно поддержал эту идею. Параллельно Эстьен встретился с Луи Рено, владельцем фирмы "Renault", чтобы обсудить возможность создания легкого и быстроходного танка.
Полковник Эстьен считал, что британские танки, продемонстрированные в сентябре 1916 года, были слишком громоздкими и медленными, а их производство было сложным и затратным. В декабре того же года Жан-Батист Эстьен предложил главнокомандующему Жозефу Жоффру сформировать полноценное бронетанковое подразделение, оснащенное машинами Schneider CA1, разработанными Э. Бриллье, которые готовились к массовому производству. В итоге был утвержден заказ на 400 танков по цене 56 тысяч франков за единицу.
К весне 1917 года под командованием Эстьена, получившего звание бригадного генерала, были сформированы части "специальной артиллерии". В то же время этот основоположник французского танкостроения разработал инновационную тактику применения танков: внезапное массированное наступление максимальным числом машин на рассвете под покровом тумана, без предварительной артиллерийской подготовки. Танки прорывали немецкую оборону и наносили удары по тылам противника, а в образовавшуюся брешь вводилась кавалерия и пехота. Фактически, Жан-Батист Эстьен предвосхитил немецкую тактику танкового блицкрига, которая была реализована спустя более двадцати лет.
Судьба «специальной артиллерии» генерала Этьена сложилась неудачно. Его танки планировалось задействовать в наступлении, начавшемся в апреле 1917 года и вошедшем в историю как «Бойня Нивеля». Однако новый командующий, самоуверенный и приверженный устаревшим взглядам, Робер Нивель, пренебрёг советами Этьена, отдав предпочтение «английской тактике». Согласно ей, бронетехника вводилась в бой малыми группами на различных участках фронта после продолжительной артиллерийской подготовки и при поддержке пехоты.
Танковая группа, насчитывавшая 132 исправных машины и дислоцированная под Аррасом, была разделена на две части. О факторе неожиданности не могло быть и речи, так как местность была сильно повреждена артиллерийским огнём, что значительно затрудняло передвижение «Шнейдеров». Более того, генерал Нивель допустил грубую ошибку, отдав приказ о следовании танков за пехотой, что полностью лишило машины манёвренности и скорости. «Шнейдеры» оказались зависимы от продвижения пехотных подразделений и стали уязвимой целью для немецкой артиллерии.
После захвата второй линии обороны взаимодействие между танками и пехотой практически прекратилось, поскольку понесшая тяжёлые потери пехота уже не могла продолжать наступление. Отдельные машины достигли третьей линии немецкой обороны, но без поддержки пехоты не смогли ни захватить, ни удержать её. Вскоре последовал приказ об отступлении. Из 132 машин было потеряно 76, что являлось неприемлемо высоким уровнем потерь.
Дебют французских танков на поле боя оказался неудачным. После провала наступательной операции и огромных потерь союзников (не менее 340 тысяч погибших) Робер Нивель был с позором отправлен в отставку, а его место занял Анри-Филипп Петен, который полностью поддерживал инновации генерала Этьена.
Во время Марнского сражения в июле-августе 1918 года танковые части наконец-то показали, на что способна бронетехника, использующаяся в соответствии с исходной тактикой. Эстьен наконец-то реализовал свою идею: танки скрытно доставлялись в места сосредоточения, детально прорабатывались маршруты движения и взаимодействие с пехотой, а также был оставлен значительный резерв.
Удар 347 средних и 220 лёгких танков ранним утром оказался сокрушающим. Однако задержки на второй линии обороны и опоздание кавалерийских дивизий не позволили воспользоваться успехом в полной мере: германские войска успели организовать оборону. Тем не менее, это было первое в истории войн подобие оперативного прорыва на глубину силами механизированных частей. За эту операцию генералу Эстьену присваивается звание командора ордена Почетного легиона.
По окончанию Первой мировой Жан-Батист Эстьен остаётся на службе, являясь инспектором «специальной артиллерии», а после выхода в отставку по возрасту 7 ноября 1922 года возглавляет «Direction générale des études de chars», «Генеральный директорат по исследованию танков», продолжая теоретическую деятельность.
Генералу Эстьену принадлежат пророческие слова, произнесённые им в Брюсселе во время встречи с королем Бельгии Альбером в 1920 году:
«Представьте себе, господа, стратегическое и тактическое преимущество перед многочисленными армиями недавнего прошлого будет достигнуто, когда всего сто тысяч человек будут в состоянии покрыть восемьдесят миль в одну ночь с оружием и снаряжением в одном направлении и в любое время! Это может получиться при помощи восьми тысяч грузовых автомобилей, сопровождающих танки, с поддержкой ударной группы в двадцать тысяч человек.»
Моторизованные корпуса. Танковые армии, осуществляющие стремительный прорыв и глубокий охват. Всё, что будет реализовано вермахтом в 1940 году во время Французской кампании.
До этого позора первый теоретик бронетанковых войск не дожил. Генерал Эстьен скончался в 1936 году в Ницце, оставшись не услышанным и не понятым.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/andrej-martyanov-pere-des-chars-otecz-tankov/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉