Сегодняшняя статья вновь от команды проекта "Идентичность коресарам". Если вам интересно узнать ещё больше о традициях корейцев, читайте их посты в Telegram-канале АНО "МДКМ", где разбираются значения корейских пословиц.
История использования сусального золота в искусстве насчитывает несколько тысячелетий. Этот уникальный материал, состоящий из тонкого листового золота, был известен и ценился в различных культурах и цивилизациях.
Первые упоминания о сусальном золоте можно найти в древнем Египте. Фараоны и высшие чиновники использовали его для украшения своих саркофагов, масок и других реликвий.
В Китае, Японии и на Западе изделия из листового золота в основном использовались для внутренней и внешней отделки зданий или изготовления мебели. Уникальность традиционных корейских изделий из листового золота – достижение мастерства, при котором техника применялась к таким тонким материалам, как, например, шёлк.
Сусальное золото - материал или искусство?
Изначально значение термина “сусальное золото” относилось только к листовому золоту, как к материалу и процессу его изготовления, однако в настоящее время этот термин также используется для обозначения процесса нанесения листового золота на ткань, например, на одежду для создания золотых узоров.
Что означают узоры из сусального золота на одежде?
Искусство нанесения сусального золота на одежду – Кымбак (금박), появилось в Корее во времена Чосона. В зависимости от типа одежды и социального статуса владельца использовались разные узоры. Одной из главных особенностей текстильных узоров эпохи династии Чосон является широкое использование узоров, символизирующих мирские блага: богатство, власть, славу, долголетие, мир и процветание потомков.
Кымвонмун – это узор, выгравированный в едином блоке, помещенном в круг. Рисунок узора может быть любым, но чаще всего туда помещают дракона или феникса, которые символизируют власть, мудрость и бессмертие.
Персик, гранат и разрезанная вручную хурма Будды относятся к фруктовым узорам и символизируют три изобилия: много сыновей, много благословений и много долголетия.
Королевские одеяния украшались птицами и облаками. Также часто использовались узоры пчел, бабочек и летучих мышей. Бабочка символизирует прекрасную любовь и радость, а летучая мышь – счастье и богатство. Такие узоры, как черепахи и журавли, тоже широко использовались как символы долголетия.
Цветочный узор – один из наиболее часто используемых узоров на королевской одежде династии Чосон. К ним относятся: орхидеи (дружба), пионы (богатство), хризантемы (долговечность), лотосы (чистота, невинность, возрождение), цветки персика (плодородие) и груши. Иногда цветы и ветки рисуются вместе, а иногда рисуются только лепестки.
В мастерских по изготовлению листового золота узор, окружающий край, называется узором балюстрады. Перила на дверях, которые широко использовались во времена династии Корё, имели повторяющийся узор, его также можно было увидеть на двухслойных карнизах династии Чосон.
Узоры, которые использовались в период Чосон, до сих пор продолжают вдохновлять мастеров на новые идеи.
Мастер сусального золота Ким Док Хван
Поскольку, ремесло Кымбак было разрешено только членам королевской семьи, ремесло не распространялось по всей стране и сохранилось только в семье Ким Док Хвана.
Господин Ким Док Хван – мастер по обработке сусального золота, унаследовавший семейное мастерство через пять поколений со времён короля Чольджона. Он с юных лет обладал хорошими руками, однако в молодости и не думал работать с листовым золотом. Но уже в двадцатилетнем возрасте начал помогать родителям. Из-за болезни отца вся тяжёлая работа по распиловке и долблению золота для изготовления тонкого листа легла на его плечи. По той же причине он серьёзно решил пойти по стопам отца. В 2006 году гражданин Ким Док Хван был признан обладателем техники сусального золота, являющейся объектом национального нематериального культурного наследия.
Производственный процесс
Ремесло кымбакджан основано на умении подбирать и располагать узоры, соответствующие крою одежды, а также на хорошем понимании свойств основных материалов – рыбьего клея и сусального золота.
Производственный процесс делится на изготовление листового золота и его нанесение. Для того, чтобы украсить ткань золотым узором, сначала нужно прижать пластину с узором, покрытую рыбьим клеем, к тому месту, где будет размещаться узор. До полного высыхания клея поверх прикрепляется золотая фольга. После удаляются излишки золота и проводятся завершающие штрихи.
Сусальное золото в современном мире
В современном мире сусальное золото нашло применение в различных сферах. Оно используется в ювелирном искусстве для создания украшений с уникальным эффектом блеска. Также сусальное золото применяется в декоративных работах, включая росписи на стенах и потолках, создание обоев и других элементов интерьера.
В Корее сегодня листовое золото можно увидеть на женских свадебных нарядах.
Сусальное золото также нашло применение в медицине. Его мельчайшие частицы используются в косметологии и косметике для придания коже здорового блеска и молодости.
Источники:
- 이치헌 (28.01.2021) 금박장 김덕환 // 국가유산진흥원 (https://www.kh.or.kr/brd/board/696/L/menu/314?brdType=R&thisPage=1&bbIdx=110650&searchField=&searchText= )
Автор статьи – Кушникова Светлана, резидент АНО "МДКМ"
Редактура – Фролова Александра, резидент АНО "МДКМ"