Представьте эпоху Екатерины Великой: балы, пышные платья, разговоры об искусстве… И во всем этом великолепии — классицизм, новое направление в искусстве, которое покорило сердца аристократов и зодчих. Благородные идеалы, гармония, красота — все это было как нельзя кстати в эпоху Просвещения с ее идеалами гармонии, разума и служения обществу. Классицизм провозглашал внутреннюю и внешнюю красоту человека, патриотизм и гражданственность. Что же такое классицизм в архитектуре? Это, прежде всего, упорядоченность и простота форм. Геометрически правильные объемы, четкий ритм, уравновешенная планировка, спокойные пропорции, колонны, портики, статуи — все это создает ощущение гармонии и величия. В каждой стране классицизм приобретал свои уникальные черты, сочетая античные традиции с национальными. В России распространению классицизма способствовали политические надежды начала правления Екатерины II, когда дворянство ожидало демократических перемен. И именно в архитектуре классицизм раскрылся наиболее полно, требуя гармонии пропорций и ясности выражения, которые можно увидеть в ротондах, колоннадах, портиках и лоджиях. И среди множества архитекторов этой эпохи особенно выделяется один — Джакомо Кваренги.
Джакомо Кваренги
Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744-1817) — это человек, живущий классицизмом. Еще в Италии, на своей родине, он погружается в изучение этого стиля. Целых десять лет Кваренги посвящает исследованию памятников древности в Италии, Франции, Германии, Англии. Он не просто смотрит на них, а досконально изучает, делает обмеры, создает собственные правила и систему. Кваренги был приверженцем палладианства — особого течения в классицизме, вдохновленного идеями итальянского архитектора Андреа Палладио. В основе этого стиля — античное наследие и принципы классической храмовой архитектуры, как их понимали Браманте и Рафаэль в XVI веке.
Получив приглашение самой императрицы, Джакомо Кваренги прибывает в Санкт-Петербург в 1779 году, чтобы остаться в России на всю жизнь. Именно здесь его талант раскрывается в полной мере. Погрузившись в изучение русского зодчества, Кваренги находит уникальный способ творчески переосмыслить палладианские принципы, обогатив их русским колоритом.
Давайте отправимся в путешествие по самым знаковым постройкам архитектора, чтобы восхититься их великолепием и изяществом.
Здание Академии наук
Здание Академии наук в Санкт-Петербурге стало визитной карточкой Джакомо Кваренги, триумфом зрелого классицизма. Екатерина II захотела, чтобы Академия наук получила достойное здание. И Кваренги справился с задачей блестяще. Фасады здесь строгие, без лишнего декора. Центральный объем выделен величественным восьмиколонным ионическим портиком. Внутри — абсолютная симметрия, как и положено в классицизме. Фото в карусели. До наших дней сохранились великолепная отделка парадной лестницы и конференц-зала, расположенного в центре здания. Но не обошлось и без вмешательств. Со стороны двора можно увидеть «венецианское» окно, которое выбивается из общего стиля.
Это — прихоть президента Академии наук, княгини Е. Р. Дашковой. Кваренги был в ужасе от этой «самодеятельности» и пытался убедить Дашкову, что в его проекте никаких таких окон не было. Но, Дашкова настояла на своем, и окно было установлено.
Ассигнационный банк
Кваренги любил строить «на века», не всегда задумываясь о том, как его здания впишутся в окружающий пейзаж. При строительстве Ассигнационного банка (1783–1789) он применил принцип усадьбы, когда главный дом стоит в глубине парадного двора. Получилось монументально, красиво, но… немного отстраненно.
Ассигнационный банк — это яркий пример подхода мастера: он построил прекрасный банк, идеально отвечающий своей функции, но совершенно не считался с другими зданиями. Его Банк никак не «дружит» с соседним Гостиным двором архитектора Деламота. Он словно отгородился от всего мира глухим подковообразным корпусом и высокой оградой. Даже к набережной канала задний фасад здания подходит как-то боком, оставляя неправильные участки. Такое чувство, что Кваренги хотел создать свой собственный мир, не зависящий ни от чего.
Эрмитажный театр
Одним из самых изысканных творений Кваренги стал придворный Эрмитажный театр (1782–1787). Фото в карусели. Это не помпезный оперный театр, а уютный камерный зал, один из лучших в мире. Кваренги отказался здесь от традиционных ярусов лож, расположив зрителей амфитеатром, как в театре «Олимпико» Палладио. В интерьере театра Кваренги использовал колонны, облицованные под мрамор, статуи Аполлона и муз, портреты поэтов и композиторов. Театр с другими дворцовыми постройками связывает мощная арка.
Александровский дворец
Но самым трогательным и поэтичным творением Кваренги стал Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796). Фото в карусели. Екатерина II заказала этот дворец для своего любимого первого внука (будущего императора Александра I). Дворец представляет собой элегантное двухэтажное здание, вытянутое в длину, с двумя флигелями по бокам. Со стороны Александровского парка фасад дворца украшает полуротонда, увенчанная сферическим куполом. Но главное украшение — это мощная двойная колоннада коринфского ордера, соединяющая боковые крылья дворца. Она придает зданию особую торжественность и величие.
Джакомо Кваренги — один из величайших архитекторов XVIII века, его имя навсегда вписано золотыми буквами в историю русской архитектуры. Приехав из Италии, очарованный античностью и Возрождением, он с головой погрузился в изучение русского зодчества. Кваренги не просто копировал европейские образцы, а творчески переосмысливал их, создавая уникальные произведения, отвечавшие потребностям российского общества. Он стремился к четкости и простоте форм, к функциональности и лаконичности, восприняв лучшие традиции русской архитектуры того времени. Его работы вдохновляли многие поколения зодчих и оказали огромное влияние на формирование облика русских городов.
Спасибо за ваше внимание и интерес! Будем рады видеть вас в числе наших подписчиков! Вместе мы откроем еще много нового и увлекательного! До новых встреч!