Найти в Дзене
Эхо Победы

Рейд генерала Мищенко

Атака казаков. Изображение из открытых источников
Атака казаков. Изображение из открытых источников

Падение Порт-Артура в декабре 1904г. высвобождало на Квантуне главные силы 3-й армии генерала М. Ноги и ближайшем обозримом будущем эти дивизии должны были появиться на полях сражений в Маньчжурии. Главнокомандующий русскими войсками генерал А.Н. Куропаткин принял вполне логичное и своевременное решение – фланговым ударом по растянутым японским коммуникациям задержать переброску на север дивизий 3-й армии, где уже назревало генеральное сражение у Мукдена и нарушить логистику. Наличие многочисленной и сильной кавалерии должно было стать залогом успеха предстоящей операции.

Для проведения глубокого рейда по японским тылам был сформирован сводный кавалерийский отряд под командованием генерала П.И. Мищенко. В состав отряда были включены подразделения Кавказской казачьей бригады, Уральско-Забайкальской казачьей дивизии, 4-й Донской казачьей дивизии, драгун, саперов и пограничников – всего около 7.000 чел. (71 сотня, 4 конно-охотничьи команды, 22 орудия и 4 пулемета). Как видно отряд набирался «с бору по сосенке», части совместно никогда не действовали, а в довесок и отсутствие полноценного штаба у Мищенко говорило о том, что управлять таким крупным войсковым соединением – задача не тривиальная. Отряду был придан вьючный обоз – более 1500 голов, а каждый кавалерист должен был взять с собой двухнедельный запас продовольствия. Планирование операции сразу вызывает недоумение – глубина проникновения составляла около 130 верст, что для конницы – 2-3 перехода, значит, время пребывания в японском тылу должно было составить около недели, тогда зачем двухнедельный запас и огромный обоз?

Генерал-майор П.И. Мищенко. Фото из открытых источников
Генерал-майор П.И. Мищенко. Фото из открытых источников

Задачей отряда Мищенко был рейд по занятой японцами территории с целью взятия порта Инкоу – перевалочной базы на берегу Ляодунского залива, из которого осуществлялось снабжение японской маньчжурской группировки. Вывод из строя железнодорожных мостов и станционной инфраструктуры должен был помешать переброске на фронт японских войск и нарушить снабжение. Обстановка благоприятствовала – малочисленная японская кавалерия не могла конкурировать с российской, местность представляла собой равнину, не истощенную войной, погода от +1 градуса днём до -8 градусов ночью – дороги проезжие, а реки скованы льдом. Немногочисленные японские гарнизоны, привлеченные для охраны коммуникаций на пути следования отряда, были разбросаны на большом расстоянии, и оказать серьёзного сопротивления не могли.

27.12.1904г. отряд Мищенко выступил в поход. Вьючный обоз сразу начал сильно ограничивать скорость боевых частей, и отряд двигался со скоростью пешехода. Несмотря на неоднократные приказы генерала Мищенко обходить японские гарнизоны в населенных пунктах, казачьи разъезды втянулись в мелкие стычки, в которых принимали участие иногда целые полки. Стычки не только сбили темп продвижение отряда, но и привели к появлению раненых.

29.12.1904г. Мищенко направил три партии в составе пяти сотен и одного эскадрона с командами саперов с задачей взорвать два моста у Хайчена и один у Дашичао. Все три партии, действуя крайне малоинициативно, не сумели пробиться к мостам и взорвали только рельсы и телеграфные столбы. А ведь уничтожение мостов могло временно прикрыть русский отряд от возможных случайностей со стороны главных сил японской армии, сосредоточенной у Мукдена.

30.12.1904г. остановка главных сил отряда на несколько часов у деревни Токаунчхен в 12 верстах от Инкоу лишила Мищенко элемента внезапности и дала возможность японцам организовать оборону, вызвать подкрепления. Мищенко выступил на Инкоу с таким расчетом, чтобы подойти к станции уже в сумерках и под покровом темноты атаковать, разрушить станционные постройки и уничтожить склады. Наряд сил для штурма Инкоу – 15 сотен, по одной от каждого полка и 4 охотничьих команды с взрывчаткой под командой полковника И.З. Хоранова. Решение Мищенко на бой было абсолютно гениальное! Имея в строю 7.000 сабель послать в решительный бой всего четверть – 1.500!?... Это настоящий полководческий талант! А ведь ещё Наполеон говаривал, что полководец, оставивший в резерве к концу битвы, хотя бы один батальон не все сделал для достижения победы. А здесь не батальон, а ¾ отряда, таким образом, принципом сосредоточения усилий на главном направлении пренебрегли. Ну и за формирование штурмового отряда из 15 сотен разных полков Мищенко достоин отдельного – спасибо! Как полковник Хоранов должен был управлять в бою незнакомыми ему командирами и подразделениями – одному Богу известно.

Полковник И.З. Хоранов и генерал Ф.Ф. Абрамов. Фото из открытых источников
Полковник И.З. Хоранов и генерал Ф.Ф. Абрамов. Фото из открытых источников

Японский гарнизон в Инкоу состоял из батальона пехоты, но так как благодаря медлительности отряда Мищенко от внезапности осталась лишь тень, то от главных сил на усиление станции был направлен ещё один батальон. Передовые отряды казаков приблизились к Инкоу на 3-4 версты и открыли артиллерийский огонь сначала по идущему из Дашичао поезду (с батальоном японской пехоты), а затем и по станции. С наступлением темноты русские снаряды подожгли японские склады, казаки, продвигавшиеся левее, перехватили железнодорожный путь, начав его разрушать, а штурмовой отряд Хоранова спешился и выдвинулся к освещаемой заревом пожаров станции. Но элемента внезапности уже не было и стрелковые цепи казаков, попав в полосу, освещенную пожарами, были встречены залповым огнём японской пехоты. Слабый по силам, сборный по составу отряд Хоранова, сотни которого никогда не взаимодействовали друг с другом в наступлении, спешенными порядками, шёл в лобовую атаку на организованную оборону. Результат был очевидным – атака захлебнулась, а потери казаков составили более 200 чел. Разведка сообщила, что на выручку гарнизона Инкоу спешит из Ташичао большой японский отряд в 5 батальонов. И как разведчики умудрились всех пересчитать??? У страха глаза велики! Закрепившиеся в каменных домах японцы отчаянно сопротивлялись, а воли у русского командира Мищенко хватило всего на одну атаку, хотя в резерве у него было 4.000 сабель, и повторного удара противник мог не выдержать. Узнав о неудачном штурме, и поверив показаниям разведки, Мищенко приказал «трубить отбой». Это был провал операции! А русские командиры расписались в своей беспомощности.

Схема из книги «Набег на Инкоу», Н.А. Ухач-Огорович, 1908г.
Схема из книги «Набег на Инкоу», Н.А. Ухач-Огорович, 1908г.

Отступление отряда Мищенко встретило значительные трудности – лёд на переправе войск через реку Ляохэ оказался тонким, а возле берегов образовались полыньи. Переправа шла всю ночь и хорошо, что японцы в свою очередь не преследовали – была бы паника, а возможно и бегство. После переправы отряд выходил тремя колоннами. В восточной колонне, ближней к японцам, шли донцы генерала М.Н. Телешева, в центре – колонна генерала Ф.Ф. Абрамова, в западной колонне – драгуны генерала А.В. Самсонова.

Генералы М.Н. Телешев и А.В. Самсонов. Фото из открытых источников
Генералы М.Н. Телешев и А.В. Самсонов. Фото из открытых источников

Японский главнокомандующий маршал Ивао Ояма, встревоженный рейдом крупных сил противника в свой тыл, начал маневрировать войсками, с целью перехватить отряд Мищенко. Пехотой перехватить конницу на открытой местности задача, однако, трудновыполнимая. Во время отступления только у деревни Синюпученза 01.01.1905г. колонна Телешева столкнулась японскими войсками, но перехвата не получилось – в бою казаки 24-го и 26-го Донских полков отогнали японцев.

К вечеру 02.01.1905г. сводный отряд Мищенко соединился с отрядом генерала В.А. Косоговского, который был выслан ему навстречу и вышел в расположение русских войск. В ходе рейда потери отряда составили 40 офицеров и 361 нижних чинов. Было рассеяно и захвачено в плен несколько японских тыловых команд (уничтожено до 600 повозок), сожжено несколько складов, взято в плен 19 чел. Но главная задача отряда – разрушить станцию и порт Инкоу, железнодорожные мосты выполнена не была. Гора родила мышь!

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Отряд Мищенко был расформирован, а опыт вождения крупных масс конницы на полях Маньчжурии остался невостребованным русским командованием. Кавалерия – род войск, в котором русская армия имела абсолютное превосходство над японцами, в ходе русско-японской войны не был использован даже наполовину. Пройдет всего десяток лет и в Гражданской войне конница полностью раскроет свой боевой потенциал и станет ударной силой как у белых, так и у красных и даже гоноровая шляхта не сможет устоять.

В рейде на Инкоу принимали участие два будущих красных командарма – С.М. Будённый и И.Л. Сорокин.

Драгун С.М. Буденный и кубанский казак И.Л. Сорокин
Драгун С.М. Буденный и кубанский казак И.Л. Сорокин

По теме:

Правый поворот адмирала Иессена

Цусима & бой в Желтом море

Цусима. Распределение целей

Цусима. Техника безопасности

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал