Район острова Цусима. 14.05.1905г. Флажный сигнал, взвившийся на фалах мачты флагманского броненосца адмирала Того «Микаса»: «СУДЬБА ИМПЕРИИ ЗАВИСИТ ОТ ИСХОДА ЭТОГО БОЯ...» был также актуален и для русской эскадры, но только в другом бою – в Желтом море.
Исход Цусимского боя даже благополучный для России уже не влиял на результаты проигранной войны на Манчжурском театре военных действий. Прорыв русской эскадры через пролив у острова Цусима влиял только на твердость позиции российской делегации на предстоящих мирных переговорах и условиях будущего договора.
А вот от результатов боя, состоявшегося 28.07.1904г. в Желтом море действительно зависела судьба всей русско-японской войны. В случае успеха русский флот имел возможность прервать коммуникации японской армии, ведущей бои на материке в Манчжурии. Разбор боя не является целью данной статьи, поэтому воспользуемся сразу его результатами. Бой в Желтом море показал, что: точность огня японской эскадры выше российской, причем тотально – в четыре раза!; русские корабли хорошо держат удар – даже малобронированный броненосец «Пересвет», получив максимальное количество попаданий (всего до 40 из них 15 – двенадцатидюймовых) сохранил боеспособность и остался в строю.
Как же воспользовались опытом боя в Желтом море противоборствующие стороны. Российскую сторону будем олицетворять с личностью командующего 2-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Зиновия Петровича Рожественского. Зная, по результатам боя в Желтом море, хорошую боевую устойчивость русских кораблей, Рожественский решил просто «грубой силой» прорываться через Цусимский пролив, придерживаясь генерального курса НОРД-ОСТ 23. Японцы будут осыпать русские корабли снарядами, а русские корабли будут держать удар и с возможной потерей 1-2 броненосцев пройдут во Владивосток. И здесь в планировании операции Рожественский допустил три грубых ошибки.
1. Опыт. Часть русских офицеров – участников боя в Желтом море с интернированных в иностранных портах кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры, сумела прибыть на 2-ю эскадру. И как же командующий решил использовать опыт артурской эскадры, носителями которого были офицеры? А никак! Артурские офицеры просто получили назначения на разные корабли на малозначительные должности. Никакой обобщающей опыт артурской эскадры инструкции издано не было. А зря!
2. Перегрузка. Контр-адмирал В.К. Витгефт – ВРИД командующего 1-й Тихоокеанской эскадры флотоводцем не был. Но Витгефт был толковым моряком. Артурская эскадра имела недостаточный боевой опыт и сплаванность, что было обусловлено длительным стоянием на рейде, но технически корабли были к бою подготовлены хорошо. С кораблей было выгружено всё, что не потребуется в бою. Эти меры привели к капитальной разгрузке и увеличению остойчивости кораблей. Броневой пояс относительно уреза воды находился именно на той линии борта, на защиту которой он и рассчитывался. Именно этой причиной была обусловлена высокая боевая устойчивость кораблей артурской эскадры в бою в Желтом море. Фугасные снаряды японцев крушили борта русских кораблей, но заброневое действие их было невысоким. Подводных пробоин было немного, и они компенсировались большим запасом плавучести вследствие разгрузки кораблей. Таким образом, Витгефт привел свои корабли в «боевое» состояние. Адмирал Рожественский, готовя эскадру к бою, разгрузки кораблей от не нужного имущества не производил. Фактически корабли 2-й Тихоокеанской эскадры пошли в Цусимский пролив в «походном» состоянии, чем и объясняется более низкая боевая устойчивость русских кораблей. Броненосец «Ослябя» под огнём продержался меньше часа и затонул, а ведь годом ранее его «систершипы» «Пересвет» и «Победа» выдержали бой и остались в строю.
3. Скорость. Адмирал Рожественский зная слабую материально-техническую базу Владивостокского порта, решил провести с эскадрой и обоз из судов обеспечения. Такое решение лишило подвижности эскадру, сократив скорость хода на четверть с 12 уз. до 9 и дало серьезные преимущества адмиралу Того в осуществлении охвата головы колонны. И в довесок генеральный курс НОРД-ОСТ 23 ограничил свободу маневра эскадры.
Как воспользовались опытом боя в Желтом море японцы. Бой показал, что японские артиллеристы стрелять умеют, но их снаряды малоэффективны по хорошо бронированным кораблям. Требовалось разработать новые тактические приемы боя, в которых недостатки снарядов будут компенсироваться борее рациональным методом их применения. В отличии от Рожественского у адмирала Того был полноценный и дееспособный штаб. Штабные, флагманские и корабельные специалисты японского флота, участвуя в разработке приёмов, смогли донести многие новаторские идеи «снизу» до своего флагмана. Поэтому адмиралом Того было принято решение о концентрации огня всей эскадры по одной цели, что хорошо достигалось тактическим приемом «палочка над Т».
Концентрация огня позволяла резко снизить боеспособность и живучесть корабля противника в единицу времени. Град снарядов приводил к тому, что обстреливаемый корабль не мог вести прицельный огонь, а подразделения борьбы за живучесть не успевали ликвидировать пожары и пробоины. Для осуществления этого тактического приема требовалось превосходство в скорости, что и так было у японцев и плюс приятный бонус от Рожественского в 3 узла. В итоге звёзды сошлись на стороне флота Микадо…
По теме:
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.