Снег на Камчатке выпадает в огромных количествах. К середине зимы первые этажи домов нашего военного городка были засыпаны снегом полностью. Помню, что дети, проживающие на вторых этажах, звали к себе в гости друзей, и, пока родителей не было дома, прыгали со второго этажа на улицу. Развлекались) Лететь было недалеко, сугробы начинались прямо под окнами вторых этажей.
Пока мы спали ночью после снегопадов, солдаты из военного городка расчищали проходы к подъездам. Утром выходишь из дома, и оказываешься в узком длинном коридоре, где двоим взрослым тяжело разминуться. И так по всему городку. Идёшь, слева и справа снежные стены по 2-2,5 метра, и вверху узкая полоска неба.
Во дворах детвора строила себе дворцы из снега. Точнее, неправильно говорить, что мы там что-то строили. Правильно сказать - рыли. Сугробы были высотой метра два, если не больше, и мы рыли норы через весь двор, оборудовали комнаты, коридоры, проделывали окна в потолке. Эдакий местный Хоббитон. Интересное было время)
Отдельного внимания заслуживают сосульки. Сейчас, когда я иду по городу, и вижу огороженные из-за сосулек участки, меня охватывает волна ностальгии. Сосульки у нас свисали с пятых этажей до вторых. Они были невероятно огромными! Часто можно было увидеть десятки сосулек, сплетённых в одно большое "дерево". Не берусь даже предположить, сколько могла весить одна такая сосулька. Спасало то, что под ними было не пройти - ведь у домов были сугробы до вторых этажей)
В военном городке была своя школа, садик, и даже небольшой кинозал. Детвора по городку перемещалась свободно, родители особо не волновались. С одной стороны городок был отделён от остального мира забором и КПП, а с другой стороны начинался лес, и тянулся он до самой Ключевской Сопки, которая находилась в 30 км. В тот год, когда мы приехали, Ключевская Сопка начала извергаться впервые за 6 лет молчания. Вечерами мы с родителями ходили на парапет школы и смотрели, как по вулкану текут огненно-красные полоски, а над кратером ярко светятся всполохи и выплёскивается лава.
Ключевская Сопка не доставляла практически никаких проблем местному населению, в отличие от других вулканов. А вот эти, другие, периодически выбрасывали пепел. Бывало, проснёшься утром, а снег уже чёрный. Особо усердствовал вулкан Шивелуч. Пепел он выбрасывал регулярно, одежду пачкал, но проблем со здоровьем вроде бы не провоцировал. Реже случались выбросы вулкана Безымянный. Вот его пепел был по-настоящему неприятный. От него слезились глаза, начинался противный кашель.
В прошлом году я ходила в поход по маршруту, который проходил неподалёку от вулкана Безымянный. Вулкан в это время как раз находился в процессе извержения, что чуть не сорвало нам планы. Шли по толстому слою пепла, палатки ставили прямо на пепел. Одежда, обувь - всё было в мокром грязном пепле. Хорошо так перепачкались и надышались.
В 90е годы на Камчатке практически каждый уважающий себя подросток увлекался рыбалкой. Мой брат не стал исключением. Он и до приезда в наш военный городок любил рыбачить, а там для него и вовсе было самое настоящее раздолье. Как он сейчас вспоминает - для рыбалки не нужны были традиционные снасти. Заходишь в высоких сапогах-болотниках в реку, кишащую лососем, и начинаешь выбрасывать её руками из воды. Набросал сколько сможешь унести, и домой. А по другую сторону реки сидит медведь, и тоже рыбачит.
Бурых медведей на Камчатке очень много. Считается, что там обитает 15% медведей России и 5% всех косолапых мира. Но и отношение к ним там более спокойное, нежели в других регионах, где я побывала. На Камчатке у медведей отличная кормовая база. В лесах много ягод и грибов, реки и озёра полны рыбой. Человек не входит в кормовую базу бурого медведя, особенно когда медведь сыт, отсюда и относительное спокойствие населения. И, всё-таки, вблизи с медведем лучше не встречаться. А тем более с медведицей и медвежатами.
Браконьеры - это отдельная неприятная тема, о которой нельзя не упомянуть. Добывать икру и вывозить её для продажи на материк - это был своего рода местный бизнес, никем не контролируемый в 90е. Я помню, как мы иногда с мамой ездили за покупками на рынок в город Ключи по выходным. Проезжали на автобусе мимо местной реки, и по берегам лежали сотни выпотрошенных тушек лосося. Красную рыбу добывали ради икры, а сама она была в таком количестве им не нужна. Тонны рыбы, стаи стервятников... И медведи, стремящиеся к городу на запах.
Весна на Камчатку приходит поздно. В мае ещё лежал снег, но природа оживала на глазах, и жители посёлка выбирались в лес, как на паломничество, за сбором весенней черемши. Черемша пробивалась из под снега первой. Её собирали, приваривали в течение минуты и заправляли душистым маслом, уксусом и солью. Это были первые весенние витамины. Черемшу мы съедали весной килограммами. Запах черемши стоял в каждом дворе, во всех группах садика, в каждом классе школы) Это была не блажь, а необходимость. Свежие фрукты и овощи зимой в городок не привозили, максимум - импортные мандарины под Новый Год. Мы все были бледные, слабые, и набрасывались на черемшу с какой-то лютой яростью и медвежьим урчанием. Такую же черемшу весной продают на рынках Северного Кавказа. Её сорт называется "Лук медвежий". В Центральной России я её не встречала. Там черемшой называют жёсткие чесночные стебли. А лук медвежий - это очень нежные мягкие ростки дикого чеснока. Обалденно вкусные. Пока писала - слюнки потекли)
С каждым днём становилось всё теплее, и в конце концов приходили они... Комары и мошка) Полчища! Ладно комары! Хоть их и было невероятно много, но их укусы быстро проходят. Но вот мошка... Местную мошку в городке называли футболистами. У них лапки были разных цветов, как гетры. От укусов футболистов воспалялись лимфоузлы, у меня они увеличивались и краснели. Укусы очень долго заживали, болели и чесались.
Лето на Камчатке очень короткое, но жаркие деньки тоже бывали. Несколько раз за всё лето меня выпускали на улицу в шортиках) В лесах в это время царило ягодное и грибное раздолье. Черника, шикша, жимолость, княженика... Подосиновики, подберёзовики, белые. И мухоморы... Какие там были мухоморы! Огромные, красивые, разноцветные! Несколько таких мухоморов гораздо красивее букета роз!))) Помню, когда мы ходили с семьёй в лес за ягодами и грибами, я собирала только мухоморы, потому что они самые красивые! А что белые? Они же бееелые... Чего их собирать?) То ли дело - мухоморы! Мухоморища!)))
Землетрясения на Камчатке - это норма. Я помню ночи, когда меня вытаскивали из кровати прямо в пижамке, сонную заворачивали в тулуп, отец хватал документы, и вся семья выбегала на футбольное поле, на мороз. А там уже стояли все жители городка, и кто-то ещё бежал туда, подальше от опасных домов. Но самое серьёзное землетрясение случилось на следующий день, после моего отъезда с Камчатки. На детской площадке моего садика провалилась земля. Я этого уже не увидела.
В прошлом году, после нашего возвращения из похода, на Камчатке случилось землетрясение 7 баллов - вот его я застала уже в осознанном возрасте. Утром вдруг затрясся весь дом, шкафы, люстра ходуном ходила. Я спросонья подумала, что под нами метро) А потом как поняла... А землетрясение раз, и кончилось) Как позже написали СМИ - это было первое землетрясение такой силы с 1998 года.
Вот такие у меня остались воспоминания о Камчатке моего детства... Я пожила там всего полтора года, с 5ти до 6ти лет, и мы уехали на Северный Кавказ, где я пошла в школу и оставалась долгие 10 лет. Но я всегда знала, что на Камчатку я ещё вернусь) Что я обязательно увижу извержение Ключевской, наемся ягод, и буду долго-долго наблюдать за медведями.
Так и случилось. В свой первый в жизни поход в 2016 я отправилась именно на Камчатку, именно в тот самый Ключевской район. А в 2024 году, уже существенно набравшись опыта в походном туризме, я этот поход повторила уже со своим избранником. И сейчас у меня куплены билеты на Камчатку на сентябрь 2025, правда основной целью путешествия будут Командорские острова, куда мы с моим будущим мужем хотим отправиться в свадебное путешествие)
Но обо всём об этом я расскажу немного позже на своём канале.
Подписывайтесь, я буду Вам рада) У меня ещё очень много историй в запасе.