Устный счёт во 2 классе
Во 2 классе детей учат считать в столбик примеры на сложение и вычитание.
А ведь такие примеры легко посчитать в уме. К сожалению, в школе сейчас практически не уделяется время для тренировки устного счета – надо быстрее, попроще. Хотя устный счет развивает логику, мышление, внимательность, тренирует память. Одни только плюсы.
Я уже много раз говорила о пользе устного счета, даже создала онлайн курс.
Своих детей и учеников обязательно учу считать устно. Недавно выложила видео в канале Реалити, как могут считать в уме дети во 2 классе. Кто еще не видел – посмотрите.
Но сегодня я хотела рассказать про 2 способа сложения двузначных чисел с переходом через десяток. Такие примеры сейчас дети в школе решают только в столбик.
Способ 1.
36 + 58 =
--------------------
30 + 50 = 80
6 + 8 = 14
80 + 14 = 94
Способ 2.
36 + 58 =
--------------------
36 + 50 = 86
86 + 8 = 94
Способ 1 предлагается в учебнике арифметики Н.С. Поповой, а способ 2 – в учебнике А.С. Пчелко.
Так какой же прием выбрать при обучении детей?
Отвечу словами Г.Б. Поляка:
✅Первый способ ценен тем, что он ближе к приему письменного сложения, а потому лучше первого приема подготавливает к этому действию. Использование этого приема при сложении равных слагаемых , например, 26+26+26 может служить подготовкой и к усвоению внетабличного умножения , так как учащимся будет легко понять , что при замене действия 26+26+26 действием 26 х 3 надо 20 умножить на 3, потом 6 умножить на 3 и полученные числа сложить.
❗Но первый способ предъявляет бОльшие требования к памяти учащихся во время устного счета. Приступая к сложению десятков, ученик должен «отложить» и запомнить количество десятков, потом приступить к сложению единиц. После этого вспомнить количество десятков и сложить с единицами.
✅Во втором способе сложение происходит последовательно. Ничего в памяти «откладывать» не нужно.
👍Преимущество второго способа состоит в том, что учащиеся легко переносят этот прием и на вычитание двузначных чисел, где это прием применим во всех случаях этого действия, тогда как первый способ при вычитании возможен только тогда, когда нет перехода через десяток.
❗Здесь уместно сказать, что в классах, где используется первый способ при сложении, дети часто допускают грубые ошибки при вычитании.
Напишите, каким способом пользуются ваши дети?