Здравия, товарищи!
Американцы, конечно, своеобразные люди. Как единицы они от нас отличаются не принцпиально, но вот общество и общественные тенденции имеют порой радикальные отличия.
Даже несмотря на то. что общалась я все же не с реднеками, мне не удалось пройти мимо удивительно короткой исторической памяти простых людей.
До сих пор гадаю: это такая специфическая манера общения – сидеть и слушать с широко открытыми глазами и разинутым ртом, или им и в самом деле удивительно, что кто-то может знать какого-то экзотического маршала Нея или совсем загадочного Тамерлана.
Я все же склоняюсь к последнему, ибо те жители Залужья, которые интересуются историей по-настоящему, рты почему-то не разевали.
И вот, наткнувшись в рекомендациях на статью (здесь, на Дзене) с заголовком типа «величайшие полководцы в истории», стало мне интересно, что думают на этот счет за бугром, а лучше за Лужей.
Знакомых опрашивать слишком долго, поэтому просто стала шерстить их сайты и обобщать информацию, в первую очередь уделяя внимание тому, какое место ив их рейтингах занимают наши полководцы.
Рейтингам – нет!
Вероятно, стремление расставить все по полочкам и каждому присудить место, является нашей национальной чертой, ибо в их медиапространстве с этим негусто и преобладают перечисления наиболее значимых без попыток составления рейтингов.
Соответственно, самый главный жизненный вопрос нашего человека – «Кто сильнее: «Тайсон» или «Усик», слон или носорог?», – за Лужей особой популярностью не пользуется.
Теперь перейду к собственно именам, начиная от наших дней и вглубь.
От Бомбы и до наших дней
Это у нас Красное знамя над Рейхстагом является символом победы и своего рода жирной красной точкой в величайшей бойне в истории.
За бугром мир делится на «До Бомбы» и «После Бомбы». И если для нас Знамя над Рейхстагом – это гордость, то для них Гриб над Хиросимой – это нечто крайне двусмысленное и явно пугающее.
- Кстати, если хотите узнать, что думают о Хиросиме японцы и кого в этом винят – читайте эту статью. В ней я постаралась вникнуть в вопрос как можно серьезнее и не тиражировать медийные клише.
Так вот полководцы мира, который наступил после Бомбы, почти не упоминаются, хотя при желании, можно было бы наковырять. Так что у Шойгу с Герасимовым есть шанс вписать свои имена в неоправданно тихую военную историю наших дней.
Из тех, кого всё же упоминали, можно назвать Мао Цзэдуна и Моше Даяна (Шестидневная война).
Вторая мировая
Здесь совсем другое дело. Все всплывающие имена перечислять смысла нет, но я бы сказала, что наиболее часто упоминаемых можно поделить на три примерно равных части:
- Немецкую
- Советскую
- Американскую
При этом выдающихся американских военачальников упоминают только в контексте войны с Японией. Соответственно, часто упоминается и японский автор Пёрл-Харбора Исороку Ямамото.
Немцы представлены Роммелем, Манштейном и одним из отцов блицкрига – Хайнцем-Ураган, который Гудериан.
Лучшим советским военачальником называют чаще всего Жукова. При этом отношение к нему вызывает споры и у них тоже.
Одни считают его мясником, не жалевшим солдат, другие же отмечают, что именно он – главный военачальник Второй мировой, определивший её исход, чем бы это ни объяснялось (так что аргумент "сначала добейся" имеет вес и у них).
Его главным конкурентом считают Рокоссовского, в котором видят антипода Жукова. Соответственно те, кто не просто перечисляет имена, но и что-то о них знает, делятся на «жуковистов» и «рокоссистов».
В целом это нетипично для «буржуев»– выяснять, кто круче, – но в данном случае это правило не работало.
Помимо этих двух имен широко славятся Чуйков (Сталинград+Берлин) и Конев (Берлин+ещё много чего).
Немого не по теме, но заметила ещё, что там, где шли обсуждения наших военачальников чувство было такое, что речь о гениях планеты Барсум. Ощущение, словно Россия для них по сей день остается Терра полу-инкогнита.
Идем глубже.
Первая мировая
Здесь за все время нашла только одно упоминание о Брусилове – авторе прорыва имени себя.
В остальном доминировали малознакомые нашим согражданам имена (у нас ПМВ вообще не обласкана вниманием), если не считать Ататюрка или Людендорфа.
От Наполеона и до Первой мировой
Опять же весь XIX век после Наполеона и начало ХХ чаще всего не отмечались почти ни одним нашим именем.
Изредка мелькали имена Ушакова и Ермолова. Так же в связи с последним упоминался имам Шамиль. Да и с представителями других стран там как-то негусто.
Зато американцев очень много. Вероятно, бурная штатовская история этого столетия забрала всё внимание на себя.
Темная полоса
Интересно, что очень мало упоминаний о наших военачальниках времен Гражданской войны.
Чаще всего ее словно не было. Редкие упоминания Троцкого и Тухачевского как-то не впечатлили. Вероятно, мы о Джеронимо знаем больше, чем они о Котовском, Буденном или Фрунзе.
Даже фактический создатель Монголии – роман Унгерн фон Штернберг – и тот в пролете.
Галантный век и Наполеоновские войны
Здесь все довольно предсказуемо:
- Наполеон, Ней, Ланн, Массена, Даву,иногда Мюрат из французов;
- Веллингтон и Нельсон из числа британцев;
- Блюхер от пруссаков.
Из наших чаще всего называют Кутузова, которому приписывают вообще весь план войны с Наполеоном. Но временами звучит и имя Барклая де Толли.
Занятно, но имя Суворова почти не упоминается. Хотя при жизни он был настоящей европейской звездой, о чем я писала здесь.
От Ренессанса до Наполеона
В этот временной промежуток никого из наших не втиснули.
Чаще всего упоминают британцев, Френсиса Дрейка, конечно же, Писарро, Кортеса и Фридриха Великого.
Средние века
Как ни странно, но величайшим нашим полководцем стал Александр Невский, которого там знают довольно неплохо.
Немного обидно за Владимира Мономаха, который, как по мне, уж точно не хуже, как и Святослав Игоревич, который уже в те времена вполне себе освоил блицкриги.
Увы, они там неизвестны.
Впрочем, этот период слишком богат на кроваво-сочные имена, типа Субэдэя, Тамерлана, Саладина, Ричарда I, Мехмеда II, Карла Великого или Халида ибн-Валида.
Древность
На этом можно было бы и остановиться, ибо ранее Средних веков главные герои статьи – представители русского мира – не просматриваются, как не просматриваются славяне вообще, но все же упомяну, что среди военачальников древности жители Залужья наиболее великими считают:
Ганнибала, Цезаря, Сципиона, Александра Македонского, его отца Филиппа II.
Значительно реже упоминают Пирра, Марка Агриппу, царя Леонида, некоторых других греческих полководцев.
К моему полному сожалению, древний мир за пределами античности для них почти не существуют и имена полководцев Вавилона, Ассирии или Древнего Египта упоминаются крайне редко.
Точно также почти не упоминаются военные деятели Китая и Индокитая и Японии за исключением Иэясу Токугавы.
Особенно обидно за Наполеона Древнего Египта –Тутмоса III
Заключение
Признаться, я думала, что там в плане познаний о наших военных деятелях будет хуже.
Конечно, дыры и пробелы есть, но, думаю, у нас тоже не до конца полное представление о забугорной истории, так что можно считать, что всё нормально.
До встречи!