Учитель — профессия, в которой многое держится на выдержке. Ты можешь провести отличный урок, объяснить сложную тему, найти подход даже к самому трудному ученику… но потом услышать фразу, которая сведёт на нет все старания. Причём произнесена она будет с невинной интонацией, как будто ничего страшного.
Эти фразы не входят в список запрещённых. Их не фиксируют на камеру. Но каждый учитель слышал их десятки раз. И каждый раз — вздыхал, отводил взгляд в сторону или стискивал зубы. Потому что сказать «хватит!» нельзя. Потому что ты — педагог. А педагог должен быть выше эмоций. Хотя иногда очень хочется выйти из роли и просто… честно сказать, что думаешь.
И, скажу по секрету, некоторые коллеги так и делают.
Мы собрали 10 фраз, которые больше всего раздражают учителей. Возможно, кто-то узнает себя. А кто-то — задумается, прежде чем в очередной раз спросить: «А это будет на контрольной?».
А можно без домашки?
Класс уставший, тема новая, до звонка — две минуты. И тут откуда-то с задней парты доносится:
— А можно без домашки?
Интонация — как будто спрашивают о чём-то самом очевидном и справедливом. Учитель уже не удивляется. Это не вопрос — это почти ритуал. Как «спасибо» и «до свидания», только наоборот.
Иногда хочется ответить:
— Конечно, можно! И зарплату учителям платить тоже необязательно.
Смысл этой фразы прост: мы не хотим думать дома. И неважно, что домашняя работа нужна не «чтобы загрузить», а чтобы закрепить. Ученикам кажется, что если они просидели 40 минут на уроке — миссия выполнена. Хотя мозг, как и мышцы, требует тренировки вне зала.
Парадокс: те же дети, которые по несколько часов сидят в ТикТоке, считают пять задач по математике — непосильной нагрузкой.
А это будет на контрольной?
Класс вроде слушает. Вроде. Учитель объясняет, показывает, приводит примеры из жизни. И вдруг:
— А это будет на контрольной?
Фраза — не совсем невинная. За ней кроется настоящий фильтр ценности. Всё, что не идёт в зачёт — считается ненужным. Не будет проверено — значит, можно не запоминать.
Хочется спросить:
— А если не будет, ты забудешь это навсегда?
Учителю с опытом ясно: этот вопрос — лакмусовая бумажка отношения к учёбе. Знания — не ради развития, не ради интереса. А только ради баллов и галочек. Всё, что выходит за рамки — подлежит немедленной утилизации из памяти.
Особенно грустно, когда это касается вещей, которые реально важны в жизни: алгоритмы, логику, письменную речь. Но нет — не будет на контрольной, значит, не нужно.
А зачем нам это в жизни?
Учительница алгебры только что закончила объяснять квадратные уравнения. Маркер ещё не успел высох на доске, как с последней парты, с лёгким акцентом на безразличие, прозвучало:
— А зачем нам это в жизни?
Секунда тишины. В этот момент у любого учителя перед глазами проносится слайд-шоу: методички, планы, бессонные ночи, а теперь — философский вопрос о смысле бытия.
— Хорошо, — говорит учитель, — а вы когда-нибудь открывали ипотеку? Или сравнивали проценты по вкладам? Или хотя бы считали сдачу в магазине?
Ученик пожимает плечами. Мол, всё это сделает телефон.
И тут у любого педагога включается внутренний крик: «Да не в формулах дело! А в том, чтобы ты хоть немного начал думать!»
Фраза «А зачем нам это в жизни?» звучит, как будто учитель обязан оправдываться за само существование своей профессии. А если уж на то пошло — давайте отменим всю школьную программу и сразу сделаем курсы "Как стать блогером за 7 дней". Без дробей, без литературы, без таблицы Менделеева.
А можно выйти? (через 5 минут после начала урока)
Первые пять минут урока. Учитель ещё не успел включить презентацию, а на первой парте уже рука тянется вверх:
— А можно выйти?
В этот момент даже самые терпеливые делают вдох через нос и выдох через сжатые губы. Потому что это всегда происходит в начале урока. Не через 25 минут, когда устают, а именно через пять, как будто дети приходят в школу с внутренним таймером на побег.
— Можно. Но только если ты собирался заниматься йогой в коридоре и переосмысливать философию бытия, — хочется сказать. Но учитель просто кивает. Потому что спорить — бесполезно.
Через минуту — второй. А потом третий. В какой-то момент кажется, что если разрешить всем, то в классе останется только проектор и доска. Да и то — под вопросом.
Эта фраза — не просто просьба. Это мем, проверка на прочность, ритуал бегства. И ни один учитель, сколько бы лет он ни работал, не может сдержать внутренний фейспалм, услышав её.
А что мне делать? Я всё сделал!
Контрольная ещё не закончилась, до конца урока — 20 минут, остальные дети корпят над задачами. Один ученик поднимает руку, демонстративно хлопает тетрадью:
— А что мне делать? Я всё сделал!
Это звучит не как вопрос. Это вызов. Как будто учитель обязан в этот момент вытащить из ящика коробку с развлечениями: «Вот тебе судоку, головоломка и билет в Токио — отдыхай, гений».
Иногда хочется ответить:
— Что делать? Наслаждаться редкой возможностью просто… посидеть. А ещё — перепроверить. Да, да, то самое слово, которое ты не любишь. Вдруг найдёшь ошибку?
Но чаще всего учителя просто кивают и говорят:
— Проверь ещё раз. Или помоги соседу.
И через 30 секунд:
— А ему помогать нельзя? Это же работа индивидуальная!
Вот она — магия фразы. Она может прозвучать как гордость, как скука, как скрытая провокация. А главное — выводит из равновесия, особенно если произносится на полном серьёзе, как будто учитель должен мгновенно найти тебе персональное задание, достойное Гарварда.
Я забыл тетрадь, можно на листочке?
— Тетради открываем, записываем тему…
— А я тетрадь забыл. Можно на листочке?
С виду — безобидная просьба. Но если бы учителя получали по рублю каждый раз, когда её слышат, они давно бы открыли благотворительный фонд по закупке тетрадей в три смены.
Иногда хочется ответить:
— Конечно. А я свою зарплатную карту забыл. Можно просто подумать, что мне её уже выдали?
Но учителя чаще всего сдерживаются. Потому что они прекрасно знают, как часто ученики "забывают" тетради в те дни, когда есть контрольная или сложная тема.
Это как «отмазка по умолчанию». Мол, тетради нет — значит, и с оценкой повременим. Учителя видят это насквозь. Но правила обязывают: да, можно на листочке.
А ещё — это вечно летящие бумаги, потерянные записи, забытые листы в рюкзаках. Один раз спроси на листочке — и готовься к лавине несистемной работы.
А можно пересдать? Я не выучил, но сейчас точно подготовлюсь!
Это не просьба. Это классика школьного театра. Говорится с глазами кота из «Шрека», с легкой обречённостью в голосе, иногда — с виноватой улыбкой:
— Я не выучил. Но дайте шанс. Я правда в следующий раз всё выучу. Обещаю.
Учитель знает: если дать шанс одному, встанет очередь из желающих «переподготовиться» после двойки. И каждый будет клясться, что «только в этот раз забыл», «собака съела тетрадь», «вчера не было света», «а бабушка… ну, вы поняли».
Хочется ответить:
— А можно мне отчитаться за урок завтра? Я, конечно, провёл его… но неподготовленно. Сейчас точно лучше проведу.
Но учитель — существо сдержанное. Поэтому обычно звучит:
— Пересдать можно, но в установленный день. Подготовься как следует.
И снова — обида в глазах ученика. Ведь он же не знал, что учителя тоже люди. Что у них не только уроки, но и проверки, отчёты, рабочие тетради на проверку, родительские чаты, планирование. А ещё — нервы, которые не бесконечны.
А почему так мало баллов? Я же старался!
— Я же сидел три часа! — возмущается ученик, глядя на свою «тройку». — Я же очень старался!
Этот аргумент регулярно превращается в рычаг давления на совесть педагога. Как будто оценка — это не про результат, а про вложенные эмоции. Мол, если ты старался — должен получить «хорошо». Даже если в работе нет ответа ни на один вопрос.
Учителя эту фразу слышат с 5 класса, и до 11 она не теряет популярности. Особенно — от родителей:
— Мой ребёнок очень старался! Почему вы не можете это учесть?
Потому что старание — это хорошо, но оценка — за результат. Если бы всё решалось стараниями, в ЕГЭ были бы графы: «Как долго вы думали?», «Были ли у вас моральные переживания?» и «Плакали ли вы над заданием?».
Внутренний ответ учителя:
— Я тоже старалась. Проверила 26 работ, составила план урока, написала отчёт и сделала презентацию. Но зарплату мне начисляют не за старание, а за часы.
Можно закончить урок пораньше?
На календаре — среда. На часах — 11:45. Урок идёт 15 минут. И тут звучит:
— А можно сегодня пораньше закончить?
Интонация — ласковая. Глаза — заговорщицкие. Поведение — коллективное. Иногда ещё добавляется:
— Нам бы собраться перед физрой…
— А мы сегодня дежурные, надо в столовую…
— Там тренер будет ругаться, если опоздаем!
Иногда хочется спросить:
— А вы когда-нибудь просили урок начать пораньше, чтобы всё успеть?
Эта фраза особенно «радует» учителя, который готовился: делал презентацию, подбирал задания, печатал карточки. А в ответ — предложение просто «прервать обучение». Как будто учитель — не преподаватель, а аниматор.
Факт: ни один другой специалист в стране не слышит на рабочем месте просьбы «закончить пораньше», как слышит её учитель.
А я вообще не понял, что тут делать… (после 30 минут объяснений)
Вот это — абсолютный хит. Звучит обычно после:
– подробного объяснения темы,
– нескольких примеров у доски,
– самостоятельной работы по шагам.
Иногда и с презентацией, и с видео, и с рабочими листами. Но рука поднимается:
— А я не понял. А чё делать?
Причём вопрос звучит не с тревогой, а с лёгким вызовом. Как будто проверка на прочность: а выдержит ли учитель?
Иногда хочется ответить:
— А я не понял, как вы всё это время сидели и не слушали?
Но на деле учитель глубоко вдыхает и спокойно говорит:
— Открой, пожалуйста, страницу 87. Начни с первого задания.
И делает вид, что в его душе только спокойствие и дзен. Хотя внутри, конечно, фейспалм размером с всю педагогическую карьеру.
Каждому учителю знакомы эти фразы. И не потому, что они звучат раз в год — а потому что они переходят из поколения в поколение. Меняются учебники, гаджеты, школьные здания… но фраза «А можно без домашки?» переживёт, пожалуй, даже саму школу.
Мы не жалуемся. Просто иногда, когда слышишь десятый раз за день «А зачем это в жизни?», хочется не объяснять, а просто молча налить себе чаю в лаборантской😅
Пишите в комментариях, какие фразы вы как учитель слышите чаще всего и что вас больше всего раздражало в школьные годы, когда учитель не хотел отменить домашку.