Найти в Дзене
Сельский учитель

Мороз минус 38, чернила замерзают, но урок — по расписанию: как выживает школа в селе Берёзовка

Январь 1986 года. Настоящая сибирская зима обрушилась на Березовку со всей суровостью. По ночам столбик термометра опускался до -35°C, а днём редко поднимался выше -20°C. В школьных классах окна затягивало ледяными узорами, а чернила в учительских ручках замерзали, если слишком долго держать их на краю стола. Светлана Михайловна, недавняя выпускница физико-математического факультета, всего полгода назад приехавшая по распределению в это небольшое село, каждое утро растапливала печь в своей комнатке при школе. Она уже привыкла просыпаться в холоде, быстро одеваться и первым делом разжигать огонь в печи, аккуратно подкладывая поленья из небольшого запаса дров у стены. — Светлана Михайловна, вы бы форточку на ночь закрывали, — посоветовала ей как-то Мария Петровна, завуч с двадцатилетним стажем. — Утром теплее будет вставать. Или воду в ведре придётся топором рубить, как я в первую свою зиму здесь. Светлана уже чувствовала себя «в своей тарелке» — познакомилась с коллективом, запомнила им
Оглавление

Январь 1986 года. Настоящая сибирская зима обрушилась на Березовку со всей суровостью. По ночам столбик термометра опускался до -35°C, а днём редко поднимался выше -20°C. В школьных классах окна затягивало ледяными узорами, а чернила в учительских ручках замерзали, если слишком долго держать их на краю стола.

Светлана Михайловна, недавняя выпускница физико-математического факультета, всего полгода назад приехавшая по распределению в это небольшое село, каждое утро растапливала печь в своей комнатке при школе. Она уже привыкла просыпаться в холоде, быстро одеваться и первым делом разжигать огонь в печи, аккуратно подкладывая поленья из небольшого запаса дров у стены.

— Светлана Михайловна, вы бы форточку на ночь закрывали, — посоветовала ей как-то Мария Петровна, завуч с двадцатилетним стажем. — Утром теплее будет вставать. Или воду в ведре придётся топором рубить, как я в первую свою зиму здесь.

Светлана уже чувствовала себя «в своей тарелке» — познакомилась с коллективом, запомнила имена большинства учеников, освоилась с расписанием. Но впереди её ждало настоящее испытание: не просто пережить эту зиму, а сделать так, чтобы уроки физики оставались интересными, несмотря на холод в кабинетах и усталость детей от долгой дороги до школы по сугробам.

Светлана Михайловна топит печку
Светлана Михайловна топит печку

У неё уже была первая, небольшая, но важная для неё победа — директор похвалил её открытый урок в 9 классе перед районным инспектором. Но настоящая проверка на прочность только начиналась.

Неожиданная инициатива

В кабинете физики десятого класса пахло мелом и старыми учебниками. За окном кружил снег, а в классе потрескивала печка, установленная в углу. Несмотря на её работу, ученики сидели в пальто и куртках — топили школу бережно, экономя уголь до конца учебного года.

— Итак, сегодня мы продолжим изучение электромагнетизма, — Светлана Михайловна поправила сползающие очки и посмотрела на класс. — Для демонстрации нам понадобится лабораторная лампа.

Она подошла к демонстрационному столу и включила прибор в розетку. Лампа не загорелась.

— Странно, — пробормотала учительница, проверяя подключение. — Вчера всё работало.

Щелчок выключателя, еще один — безрезультатно. Светлана начала нервничать: без наглядной демонстрации урок будет сухим и непонятным, а до лаборантской, где хранились запасные приборы, идти через весь коридор.

— Светлана Михайловна, — неожиданно подал голос Сергей Воронцов, обычно молчаливый мальчик с последней парты. — Можно я посмотрю?

Класс удивленно повернулся к нему. Сергей слыл тихоней, хотя контрольные писал всегда на «четыре» и «пять».

— Да, конечно, посмотри, — растерянно ответила Светлана.

Мальчик подошел к столу, уверенно разобрал вилку и обнаружил оборванный провод.

— Тут контакт нарушен, — сказал он, показывая обрыв. — Если есть паяльник, я могу починить.

— Паяльник есть в мастерской у Петра Николаевича, — вздохнула учительница. — Но это займёт время...

— А давайте мы сами трансформатор соберём? — неожиданно предложил Сергей. — У меня дома катушка есть и провод. Я в радиокружок в прошлой школе ходил, пока мы не переехали сюда.

В его глазах загорелся интерес, которого Светлана раньше не замечала.

— Трансформатор? — переспросила она, прикидывая возможности. — Но это сложная конструкция...

— Ничего сложного, — уверенно возразил Сергей. — Железный сердечник, две обмотки — первичная и вторичная. Я уже делал такой с отцом.

Светлана колебалась. С одной стороны, время урока шло, с другой — такая инициатива была редкостью среди сельских школьников.

— Хорошо, — решилась она. — Как думаешь, к следующему уроку успеем что-нибудь собрать?

— Конечно! — лицо мальчика просветлело. — А может, и кружок организуем? По электротехнике?

Класс одобрительно зашумел. Кто-то предложил свою помощь, кто-то вспомнил о том, что у деда в сарае лежит старая радиола, которую можно разобрать на детали.

Да будет свет😊
Да будет свет😊

Светлана почувствовала, как по спине пробежали мурашки волнения. В институте ей говорили о важности практических занятий, но она не ожидала, что её первая зима в Березовке начнётся с создания самодельного физического кружка по инициативе учеников.

— Значит, договорились! — подвела итог Светлана, чувствуя, как меняются её планы на ближайшие недели. — Сергей, расскажи нам подробнее про трансформатор, а я запишу, что нам понадобится для работы.

Сельская жизнь с её радостями и испытаниями

Возвращаясь домой после уроков, Светлана ощущала приятную усталость. День, начавшийся с неисправной лампы, обернулся настоящим прорывом – ученики сами предложили создать физический кружок. Такого отклика она не ожидала.

Войдя в свою комнату, она первым делом растопила печь. Вчерашние угли почти остыли, и в помещении было зябко. Пока она возилась с дровами, заметила, что вода в ведре покрылась тонкой ледяной коркой. «Вот тебе и условия для молодого специалиста», – усмехнулась про себя Светлана.

Вечер в деревне наступал рано. За окном уже темнело, а до районной библиотеки нужно было добраться завтра после уроков, чтобы найти литературу по созданию самодельного трансформатора. Автобус ходил всего два раза в день, и если она не успеет на дневной, придётся ждать до следующего утра.

В дверь тихонько постучали.

– Светлана Михайловна, это я, Мария Ивановна. Можно к вам?

Соседка по дому, пожилая учительница начальных классов, внесла с собой запах мороза и свежевыпеченного хлеба.

– Я тут пирожков напекла, решила вас угостить. А то смотрю, вы всё учебниками да тетрадками питаетесь, – улыбнулась она, протягивая тарелку с румяными пирожками.

– Спасибо большое! Очень кстати, – искренне обрадовалась Светлана.

Они сели за маленький стол у окна. Чай заварили прямо в кружках, добавив сушёную смородину. За окном поскрипывал снег под ногами редких прохожих, спешащих затемно добраться до дома.

– Вы бы видели, как мы зимовали в начале 70-х, – вспоминала Мария Ивановна. – Морозы стояли по 45 градусов, школу иногда на неделю закрывали. А дорогу так заметало, что мужики всем селом расчищали, чтобы хлеб могли привезти. А теперь всё как на курорте! – засмеялась она. – И магазин каждый день работает, и автобус до райцентра ходит.

– А сейчас с хлебом как? Я слышала, по талонам выдают? – спросила Светлана.

– Да, милая, по талонам. Но ты не переживай, я тебе свои оставлю на следующую неделю. Мне племянница из города гостинцев привозит, так что я не пропаду.

Вечер незаметно перетёк в ночь за разговорами о школе, учениках и планах на весну. Мария Ивановна рассказывала про село, про то, как выживали в самые трудные годы, и Светлана чувствовала, что постепенно становится частью этого маленького мира.

Перед уходом соседка вручила ей конверт:

– Вот, почтальон тебе письмо принёс, а тебя дома не было. От мамы, наверное.

Письмо действительно было от мамы из Челябинска. Вместе с весточкой от родных в конверте обнаружились две пачки вязальных ниток и пакетик с сушками – мамин способ напомнить о доме.

«Доченька, – писала мама, – как ты там в своей Березовке? Морозы у нас страшные, а у вас, наверное, ещё крепче. Вышли тебе ниток для варежек и шарфа, вязать-то ты умеешь, я тебя учила. А то знаю я тебя – всё о школе думаешь, о себе забываешь...»

Светлана улыбнулась. Мама была права: с тех пор как она приехала в Березовку, все её мысли занимала только школа. А сейчас ещё и затея с кружком и самодельным трансформатором.

Засыпая под потрескивание печи, она думала о завтрашнем дне, о поездке в райцентр и о том, что вопреки всем трудностям зима в Березовке начинала ей нравиться.

Борьба за науку

День советской науки приближался, и Светлана решила использовать этот праздник как повод для первой выставки работ физического кружка. За две недели ребята собрали не только трансформатор, но и несколько других приборов: простейший электромагнит, модель электродвигателя и даже самодельный телеграфный аппарат.

Особенно увлёкся работой Серёжа Воронцов. Тихий мальчик буквально преобразился: теперь он оставался после уроков, приносил из дома детали и книги по радиотехнике, терпеливо объяснял одноклассникам принципы работы электрических устройств.

– Светлана Михайловна, а давайте сделаем целый стенд, – предложил он однажды после занятий кружка. – С действующими моделями и схемами. Чтобы все могли не только посмотреть, но и попробовать, как это работает.

Идея была прекрасной, но требовала материалов, которых в школе не хватало. Нужны были провода разных сечений, переключатели, лампочки, батарейки, картон для стендов и краски для оформления.

– Нам нужно съездить в райцентр, – решила Светлана. – Там есть хозяйственный магазин и склад учебных пособий при РОНО.

В субботу, отпросившись у директора, она села на утренний автобус до райцентра. Дорога заняла почти два часа – автобус с трудом пробирался по заснеженным дорогам, несколько раз останавливаясь, чтобы пропустить встречный транспорт на узких участках.

В районном отделе народного образования её встретили прохладно.

– Какие ещё материалы? – удивилась пожилая сотрудница. – По плану ваша школа получила всё необходимое в начале учебного года. Следующее поступление только в сентябре.

– Но у нас организовался кружок, дети заинтересовались физикой, – пыталась объяснить Светлана. – Мы хотим подготовить выставку ко Дню науки...

– Все хотят, – отрезала женщина. – А у нас лимиты. Вот будет следующее распределение – тогда и приезжайте.

Выйдя из РОНО с пустыми руками, Светлана направилась в хозяйственный магазин. Там ей повезло больше – продавец, услышав про школьный кружок, отложил для неё моток медной проволоки и несколько электрических лампочек.

– У меня сын в вашей школе учится, в шестом классе, – объяснил он. – Всё о вашем кружке рассказывает. Первый раз вижу, чтобы он физикой интересовался.

Вернувшись в Березовку с небольшими, но ценными приобретениями, Светлана столкнулась с новой проблемой. Завхоз школы, Николай Петрович, наотрез отказался выделить краску для оформления стендов.

– Краска на ремонт классов к новому учебному году пойдёт, – сказал он, запирая кладовку. – А ваш кружок – дело десятое. Подумаешь, праздник какой-то!

– Николай Петрович, это же для детей, – пыталась убедить его Светлана. – Они так увлеклись, столько сделали своими руками!

– Все вы, молодые специалисты, одинаковые, – проворчал завхоз. – Приезжаете с идеями, а потом обратно в город сбегаете. А мне отчитываться за каждую банку краски.

Светлана вышла из кладовки расстроенная. В коридоре её ждали Серёжа и ещё несколько ребят из кружка.

– Не дал? – догадался мальчик, глядя на её лицо.

– Не дал, – вздохнула учительница.

– А у меня дома есть немного краски, – неожиданно сказал Серёжа. – Отец в прошлом году террасу красил, должно остаться. Синяя и зелёная.

Другие ребята тоже оживились:

– А у нас белая есть!

– А я могу ватман принести, у папы на работе дают!

Глядя на этих увлечённых детей, Светлана почувствовала прилив решимости. Они справятся, даже если придётся делать всё своими силами, без поддержки завхоза и районных чиновников.

За неделю до праздника кабинет физики превратился в настоящую мастерскую. Ребята приходили после уроков, а иногда и в выходные. Светлана удивлялась их энтузиазму – даже старшеклассники, обычно думающие только о поступлении и городской жизни, с увлечением обсуждали, как лучше оформить демонстрационные стенды.

– Светлана Михайловна, проверьте схему, правильно я нарисовал? – спрашивал Серёжа, показывая чертёж простейшей электростанции.

– А трансформатор можно будет включать? Чтобы все видели, как работает? – интересовались другие.

День и ночь Светлана готовилась к выставке вместе с учениками. Она понимала, что для сельских ребят это не просто школьное мероприятие – это возможность прикоснуться к настоящей науке, создать что-то своими руками и увидеть результат.

Признание

День советской науки выпал на среду. С утра в школе царило оживление – ребята из физического кружка с гордостью несли в актовый зал свои творения, бережно завёрнутые в газеты и тряпицы.

Стенды расставили вдоль стены. Самое почётное место занимал трансформатор, собранный Серёжей Воронцовым. Рядом расположились электромагнит, модель электродвигателя и другие приборы, сделанные учениками.

– Как красиво получилось! – восхищалась учительница литературы, рассматривая аккуратно оформленные плакаты с описаниями и схемами.

– Это всё ваши ребята сделали? – удивлялся военрук. – Надо же, а я думал, в селе уже никто руками работать не хочет, все в город рвутся.

Директор школы, осмотрев выставку, одобрительно кивнул:

– Хорошая работа, Светлана Михайловна. Не ожидал, что вы так быстро найдёте подход к нашим детям.

Презентация трансформатора в День науки
Презентация трансформатора в День науки

Но самым неожиданным посетителем стала Валентина Сергеевна, районный методист, приехавшая с плановой проверкой и оставшаяся после неё, чтобы посмотреть школьный праздник.

– Вы знаете, – сказала она, внимательно изучив каждый экспонат, – я давно не видела такого увлечения физикой у сельских школьников. Обычно все интересуются только профессиями с быстрым заработком. А у вас настоящая научная лаборатория!

Она особенно долго стояла возле трансформатора, расспрашивая Серёжу о принципе его работы. Мальчик, смущаясь, но с явным знанием дела, объяснял устройство прибора и даже продемонстрировал, как меняется напряжение при разном числе витков в обмотках.

– Из вас выйдет хороший инженер, – сказала методист, и лицо Серёжи просветлело.

После выставки Валентина Сергеевна задержалась, чтобы поговорить со Светланой.

– У вас настоящий педагогический талант, – сказала она. – Не каждый опытный учитель может так заинтересовать детей. Я обязательно отмечу вашу работу в отчёте.

Через неделю директор вызвал Светлану в кабинет.

– По представлению районного методиста вам объявлена благодарность, – сказал он, протягивая лист бумаги с печатью РОНО. – И премия – пять рублей. Знаю, что немного, но от души.

Пять рублей! Для Светланы это была не просто небольшая сумма – это было признание её работы, подтверждение того, что она на правильном пути.

В тот же день она получила еще одну награду, гораздо более ценную. После уроков к ней подошёл Серёжа Воронцов.

– Светлана Михайловна, спасибо вам, – тихо сказал он. – Я раньше думал, что физика – это просто формулы в учебнике. А теперь знаю, что хочу стать инженером. Как мой отец мечтал.

А в журнале напротив фамилии Воронцов появилась первая в четверти пятёрка по физике.

Вечером, сидя в своей комнате за проверкой тетрадей, Светлана думала о прошедших месяцах. Первая зима в Березовке выдалась нелёгкой – с морозами, печным отоплением, замерзающей водой в ведре и очередями за хлебом по талонам. Но именно здесь, в маленьком сибирском селе, она впервые почувствовала себя настоящим учителем.

Она вдруг вспомнила слова Марии Ивановны: «Учитель – это не тот, кто даёт знания. Учитель – это тот, кто пробуждает интерес».

– Вот теперь я точно учитель, – тихо сказала Светлана, глядя на благодарность от РОНО, аккуратно прикреплённую к стене над столом.

За окном падал снег, укрывая Березовку мягким белым покрывалом. Впереди было ещё много зимних дней, но Светлана знала – эту первую зиму в деревне она не забудет никогда.