Найти в Дзене
Татьяна Корсик

Петичкины рассказы. Часть VII. Комическая драма Чардаша и халтура.

Оглавление

Кровавый Чардаш.
Именно так я хотела озаглавить статью, но...
Имея хоть и скудный, но таки некоторый опыт в разгадывании логики
"мышления" алгоритма, решила оставить нейтральное.
Кто знает, появись (кстати, вполне обоснованно и совсем не кликбейтно),
"Кровавый Чардаш" в заголовке, Дзен опять отнёс бы материал
к разделу
ПРОИШЕСТВИЯ, как это случилось с клипом
Шаде и её завораживающей Is It A Crime (Разве это преступление)?
Короче, тогда перевод пришлось убрать. Вот.

И ещё... Слово "халтура", здесь, означает совсем не
то, что сделано
небрежно, наспех и неумело
или плохую, недобросовестную работу,
а конечно же второе его значение -
побочный, лёгкий (вот совсем не факт!) заработок сверх основного.
Ну это так, словарный ликбез во избежание недоразумений.
Да, и всё будет совсем не так пафосно, как на фото-превью!
Просто яркого фантика сильно захотелось. Можно же? 😎

Итак, со студенчеством покончено...
В смысле, в рассказах, но не в жизни - халтуры существовали
параллельно с учёбой. Как это совмещалось? Вот и узнаем!

Кто не знаком с предыдущими опусами, напоминалка:

ТЮЗ, ДРАМ, ВАРЬЕТЕ.

Надо сказать, что к этому времени (прим.- к концу 80-х) и даже раньше,
лет уже в 14, отец потерял свою магическую власть надо мной.
Я делал то, что хотел и как хотел и был готов отстаивать это право.
Ну, конечно, в рамках того, что я всё-таки ещё живу с родителями
и стол мне накрывают они. И, к своей чести, отец это понял, и принял.

С тех пор больше никаких вообще попыток "воспитания", с его
стороны, не было. А в 15, с момента поступления в училище,
я уже стал приносить домой и отдавать маме стипендию, 30 рублей.
Остальное, всё, что зарабатывалось на халтурах, законно
оставалось мне на "жизнь".

Пётр Анатольевич. Ещё не сильно старый.
Пётр Анатольевич. Ещё не сильно старый.
А зарабатывалось, в общем-то, неплохо!
Уже в начале второго курса, Яков Ефимович Глэйзер,
наш преподаватель оркестровки и инструментовки, тоже скрипач,
пригласил меня на музыкальное оформление спектакля
"Фет и Фита" в ТЮЗ, где служил зав-музом.
Мы сидели в оркестровой яме весёлой компанией театральных лабухов - гитара, барабаны, кларнет и скрипка (причём, все остальные были
значительно старше), и время от времени исполняли произведения,
написанные Яковом Ефимычем. И, надо сказать, небесталанные.

ТЮЗ. Был. Сейчас это Дворец Пионеров... тьфу ты!.. просто Дворец чего-то там. Фото 2023 г.
ТЮЗ. Был. Сейчас это Дворец Пионеров... тьфу ты!.. просто Дворец чего-то там. Фото 2023 г.
Следом за ТЮЗ-ом подоспел Драмтеатр.
Тамошний зав-муз, Михаил Филофьевич Стариков, широко известный
в узких кругах местный композитор, автор музыки к песням, типа
"Эх, Алтай мой Алтай!", оказался вполне компанейским мужиком.
Им тоже понадобилась скрипка в группу, указанную в афишках,
как "артисты бывших императорских театров".

Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина. Фото 2023 г.
Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина. Фото 2023 г.
Спектакль назывался "Блаженный Остров" (1988).
Нужен скрипач - спросите Петю! Он всё может, он всё играет.
Вот такая у меня была репутация, о чём вспоминаю не без гордости.
В Драме компания подобралась "легендарная" -
Стас Виноградов на тубе, председатель городского джазового общества.
Витя Манаков с бубном - известный, джазовый же, барабанщик.
Сам Михал Филофьич на баяне.

Из "молодых" (лет двадцати пяти) был ещё только Лёха Забурдаев
на гитаре. Мы играли, в основном, сидя оркестровой яме.
Одеты мы были в шикарные костюмы - золотые парчовые фраки
и белые штаны в обтяжку, очень смешные.

Пару раз за спектакль мы выкарабкивались из ямы на сцену и дурачились
там вместе с актёрами и изображали, уж не помню,
то какие-то дикие танцы, то превращение всех бывших буржуев
(мы были в их числе) в ничтожных микробов.

Был у меня и сольный выход.
На сцене шла декадентская, слегка эротическая история -
некий упадочный хлыщ на шарнирах "подъезжал" к барышне
не слишком строгого поведения.
И я в этот момент вставал на небольшой помостик в яме
(в полкорпуса над барьером) и, в сопровождении невидимого
халтур-оркестра, играл Чардаш, который Монти.
С одним из таких выходов связана забавная, я бы даже сказал,
драматическая история.

Наша комната (собственно, это был кабинет завмуза театра)
располагалась в подвале, который представлял из себя лабиринт
из длинных коридоров и развилок. По стенам коридоров
висели (прямо под невысоким потолком) забранные в фанерные
короба коммуникации (отопление или что-то другое, не знаю).
Короба эти иногда шли сплошь по всей длине коридора,
иногда были разделены на блоки.
И в кабинете, и по всему подвалу, конечно, работало радио
со сцены, мы ориентировались по репликам, когда наш выход.
И вот все пошли потихоньку в яму, а мне приспичило в туалет.

Я бегу по коридорам, скольжу на поворотах, благо, знаю подвал,
как свою варежку. Отлил и несусь в кабинет за скрипкой, на повороте
меня заносит и я впечатываюсь лицом в этот самый короб на стене!

Эффект был такой, как от удара фанерной лопатой плашмя
с размаху по лбу. На какую-то секунду я вообще потерялся,
а потом обнаружил себя сидящем на полу на пятой точке.
И со лба по носу текло что-то тёплое - правильно, я рассёк себе бровь!

-7
Вскочил, бегу в кабинет, надо чем-то утереться, как-то кровь остановить.
И быстро, реплики говорят, что уже вот совсем скоро - мой Чардаш.
Ни бинта, ни даже просто салфетки какой-нибудь, ничего нет.
Отрываю подкладку от кармана своей куртки, прижимаю
бровь, беру скрипку, несусь снова по коридорам, теперь уже не так
лихо - вот она яма! Сажусь на место. У музыкантов немое изумление
на лице, я отмахиваюсь, объяснять некогда. Кровь, вроде, остановилась.

Звучит моя реплика. Я встаю - та-тьяррра-таааа...
тарата-тиррра-таааааа…
И гул по залу… Видимо, пошевелил я слегка бровью (мимика
у музыкантов это отдельная история, не всегда контролируется)
и по лицу потекла предательская струйка...

Номер я доиграл.
Бровь зажила, оставив лишь небольшой шрам на память.
Смеялись, конечно, после спектакля в гримёрке музыканты долго.
А потом упражнялись в остроумии по поводу Кровавого Скрипача
и не менее Кровавого Чардаша.

Только небо, кстати, знает, сколько раз с тех пор я исполнил это
бессмертное произведение прекрасного неаполитанского скрипача
и композитора Витторио Монти. В какой-то момент я даже делал
паузу на несколько лет, просто отказывался это играть, отдыхал,
ибо просто тошнило уже с первых тактов.


Вот такая вот история о тихом, скромном "подвиге" музыканта.

Ну а мы, Монти не избалованные, можем и ещё раз послушать -
спасибо, Петь! 🔥🔥🔥

А продолжение следует...

КО ВСЕМ ЛЮДЯМ - С ЛЮБОВЬЮ! 💖

-8