В семь лет дочь попала под машину, получила травму головы. Все, больше я на эту тему говорить не буду, и не спрашивайте ничего, я не отвечу. Достаточно факта. Была авария, была травма. Дальше настоятельно попрошу не лезть. Конкретизировать, что за травма, тоже не буду. Это не суть важно и широкой общественности не касается абсолютно.
Два года Бездна (дочь) наблюдалась у невролога, потом ее с учета сняли. Я было обрадовалась, что все хорошо. Но невролог тогда мне сказала что-то вроде:
- Не расслабляйтесь, главное, чтобы это все в пубертате не ударило.
И оно ударило. Еще как ударило. Примерно классе в 7, то есть ей 14 лет было.
Тут еще все как-то наложилось. Сначала, в 6 классе, учеба со 2 смены. Потом, в 7, пандемия эта с дистанционкой.
И вот тут-то у нее и начали проявляться первые признаки и приступы тревожности. Из-за них сбился режим. Из-за сбитого режима она не могла нормально заснуть и вообще спать. Потом, разумеется, не могла проснуться.
А было примерно так. Я на работе. Она приходит из школы, отдыхает. Человеку ж надо после школы отдохнуть? Обычно за просмотром чего-то или игрой. Через какое-то время (или посреди процесса, если смотрит) засыпает. Спит до моего прихода – это ближе к 8 вечера. Причем и я ее не сразу могла разбудить. Тоже понятно, в таких ситуациях очень трудно проснуться. Ну вот. Проснулась. Поужинали. Пообщались. Это уже 9-10 вечера. Вроде как надо делать уроки. Но надо еще отдохнуть и окончательно проснуться. И еще пообщаться. И вообще… И вот сейчас. Вот совсем сейчас.
В результате она за уроки садилась после 12, разумеется, делала все кое-как, потом вроде как опять что-то надо доделать в играх или даже не доделать… Ложилась спать она уже поздно. И не могла заснуть. Во-первых, днем выспалась. Во-вторых, чем больше осознаешь, что надо быстрее спать, что тебе спать осталось 5, 4, 3 часа… Тем больше блокируется вот эта возможность засыпания. Плюс еще переживания, что где-то что-то по учебе не доделала. (Хотя она при этом умудрялась учиться на «отлично», уж как – я даже не представляю.)
Понятно, что утром она вставала с трудом. Да еще от нас до школы идти минут 20. Да еще краситься ей те же 20 минут, если не больше. А не краситься нельзя – как она в школу пойдет? Это в новой школе уже не было такой необходимости, там была домашняя обстановка. И встать можно было минут за 10 до начала уроков. ))
У нее начались постоянные головные боли. Она часто задыхалась буквально на ровном месте. Она не могла заснуть, просила посидеть и поговорить с ней. До 3-4 часов. В результате вся семья ходила, как зомби. Бездна начала часто пропускать школу: то голова болит утром, то кровь из носа идет.
И мы пошли по платным неврологам. По всем, которые есть в нашем городе. Ее обследовали с ног до головы. И узи сердца делали, и щитовидку проверяли, и много чего. Поставили диагноз ВСД. Прописывали лекарства и стандартные безрецептурные успокоительные (подробнее я в ТГ напишу, тут нельзя о препаратах). Ничего не помогало.
Начались совсем пугающие эпизоды, но, с вашего позволения, я о них умолчу. И дочь первая сказала:
- Мама, мне нужно к психологу. И тебе тоже.
Ох, а у нас в городе толком и нет никого. Нашли одну-единственную, посетили один раз. Не зашло. А потом все приемы отменили из-за пандемии.
Знаете, я ведь тоже, наверное, все эти долгие два года думала, что это все из серии «корову бы ей, а лучше две». Что пахала бы, как крестьянские дети раньше, не было бы никаких депрессий. Что все это дурное воспитание и влияние интернета. Что у ребенка все есть, а она просто бесится с жиру.
Но после всего, описанного выше, и дочь, и я задумались уже не просто о психологе, а о человеке с медицинским образованием. Причем изначально на этом настаивала как раз дочь.
А я, скажу честно, очень долго все тормозила и тянула. Я думала, может, еще к другому неврологу попробовать, может, еще что-то. Потому что это не может быть психиатр, нет, точно нет. Давайте еще валерьяночки попьем. Или еще какие процедуры поделаем. Может, пройдет все-таки. Может, пройдет. Ну, пройдет ведь. Пройдет, а?
Не прошло.
И тут еще момент. У нас в городе нет детского психиатра. А взрослый сама болела чуть не год. Совершенно случайно мы попали в платную клинику к врачу, которая приехала из другого города (как выяснилось потом, это была разовая акция, так что все равно не очень полезно было, надо ж постоянно наблюдаться).
Но там и дочь уже была настроена резко негативно. Потому что первое, что она сказала, зайдя в кабинет:
- Что, в психушку меня сдать хотите?
Короче, ревели мы там все, кроме врача.
Назначили ей определенные таблетки. Но тут она как раз поступила в другую школу. И вроде как-то все резко изменилось, она воспряла духом, наладила режим дня. Таблетки принимать бросила. Решила, что необходимости нет. И что она от них толстеет. Я никак на это повлиять не могла, она уже жила в интернате.
На какой-то срок казалось, что все наладилось. Но потом опять случился откат. Наверное, когда она пошла в 10 класс, и у нее начались проблемы с математикой. Ну, она еще и ведущие предметы сменила, а уровни учащихся той школы и ее бывшей очень сильно отличались.
Но тут она уже сама решила, что ей надо к врачу однозначно. Город там больше, я вроде по отзывам посмотрела, нашла. Опять ее сначала обследовали, начиная с ЭЭГ и заканчивая все той же щитовидкой.
И я опять надеялась, что, может, это не специализация психиатра. Напрасно, как оказалось. Диагноз был поставлен, лечение назначено. Она регулярно посещала и психиатра, и психолога. Мало того, по-хорошему с ее симптомами она подлежала госпитализации. И если бы мы обратились к государственным службам, думаю, так бы оно и было.
Но, наверное, тут она сама лучше скажет:
- У меня проблемы с менталкой, мне предлагали лечь в больницу, но я отказалась и отдавала себе отчёт в последствиях своих действий. Я закончила школу, я учусь в универе, несмотря на диагноз. Так что не надо свою лень учиться и работать прикрывать менталкой. Трудно бывает на первых порах, когда только подбирается курс терапии, а при правильных таблетках энергия на учебу и работу появляется.
А перед поступлением нас предупредили, что начало учебы в вузе – травмирующий фактор, а у нее и так повышенная тревожность, поэтому наблюдаться надо еще усиленнее. А тут еще и проблемы с соседками появились…
И давайте я сразу уточню. Таблетки она принимала не из-за проблем (хотя из-за них тоже, конечно). Это курс лечения. И такого, что с соседками разобрались, можно таблетки не принимать – нет, такого не будет, это не так работает.
Да, мы обе прекрасно осознаем, что таблетки подобного плана – это не конфеты. Это рецептурные препараты, назначенные врачом. Со схемой входа на препарат и выхода из него. С заменой и корректировкой дозы, если это необходимо.
Поэтому «ценные» советы читать инструкцию и менять дозы, потому что врачи превентивно по протоколу назначают больше, я пропускаю мимо ушей. Или мы работаем с врачом – тогда выполняем его указания. Или мы ему не доверяем – тогда ищем другого. Процитирую дочь:
- Менять дозу без врача - это в корне неправильно, неважно, увеличивать или уменьшать - врач человек с образованием, ему виднее. Если считаешь, что врач что-то не то выписал - идёшь к другому врачу. А то потом придёшь и скажешь: «Что-то ваши таблетки мне не помогают, правда, я дозу уменьшила на всякий случай, но таблетки не помогают, делайте с этим что-то». Анекдотично же? Врач должен иметь полную картину лечения, скрывать от него что-то - портить эту картину. Если ты придешь к врачу со сломанной ногой и скажешь, что болит правая рука, он тебя вылечит?
То же самое относится и к советам «зачем сразу калечиться ужасными лекарствами, есть же пустырник». Уважаемые, пустырник здесь не поможет. И все же врачам – на минуточку, людям с соответствующим образованием – виднее.
И вот что бы я еще сказала. Да, диагноз есть. Да, она лечится. Да, определенными таблетками. Но стоять на учете у психиатра не страшно и не стыдно. Именно поэтому я эту статью и пишу. Чтобы люди поняли: заболевания бывают всякие. Если ваша болезнь не опасна для окружающих, то нет необходимости ее стесняться или стыдиться. Хотя, конечно, орать о ней на каждом углу тоже не стоит.
Просто у нас как-то принято считать, что посещение психиатра – это что-то насчет «дурки», и вообще, это о психах, с ними лучше не связываться. И депрессия – это не болезнь, это избалованность. Хлебни травок, иди пахать – и все пройдет. Нет, не пройдет. Потому что это, вопреки мнению большинства, болезнь. Не изнеженность современного поколения, не избалованность, а болезнь. Грубо говоря, вот у Бездны в достаточном объеме серотонин не вырабатывается. Как это пройдет от травок или от работы? Ногу вы сломали – вы травками новую отрастите? Или так побежите работать, чтобы прошло?
Я по себе знаю, что родителям очень тяжело принять вот это: мой ребенок наблюдается у психиатра. Вот как раз из-за того, что сказано выше. Но, думаю, это ко многому относится. Почему вон в школах столько откровенно тупящих учеников сидят? Тоже поэтому. Как это я признаю, что мой ребенок не такой, как все? Что ему требуется лечение, какие-то дополнительные занятия? Не, не, он такой же, как и остальные. Просто немного рассеянный, забывчивый, криворукий и т.п. (нужное подставить). А признать нужно. И лучше раньше, чем позже.
Что ж, думаю, на этом я пока тему с Бездной закрыла. Да, только, наверное, стоит упомянуть, что она сама предложила мне написать этот текст. Как раз с целью объяснить, что определенные заболевания и лечение у психиатра – это не приговор. И заодно заткнуть рты любопытствующим, которые пишут что-то вроде: «Автор почему-то обходит молчанием тему таблеток, хотя по фото видно, что дочь лечится». Не обходит. Дочь лечится. И процесс идет в положительном направлении.
Вот теперь тема лечения точно закрыта. На Телеграм ссылку дам чуть позже: https://t.me/zapiskirepetitora1/6999
А вот ссылку на предыдущую статью прямо сейчас:
Вот о чем я писала 8 апреля в прошлом году:
Теории заговоров от моих читателей
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.