Найти в Дзене
Тигран Меликьянц

Павловский дворец. Часть 2.

Бедолага Дзен не вынес нагрузки культурного наследия моей предыдущей статьи: «Павловский дворец. Часть 1». И пришлось разделить мою дворцовую экскурсию на две части. Остановился я в прошлый раз на будуаре императрицы Марии Фёдоровны. В этой небольшой комнате можно увидеть множество декоративных элементов, которые создают неповторимую атмосферу. Планировка комнаты была разработана Ч. Камероном в 1780-х годах, а её отделка была завершена В. Бренной в 1791 году. По желанию владельцев Павловска, Бренна включил в интерьер предметы декоративно-прикладного искусства, привезённые из-за границы: рельефы, колонны и пилястры. На центральной стене расположен двухколонный портик. Античные порфировые колонны обрамляют мраморный камин с зеркальной нишей, в которой отражаются детали художественной отделки. Стены украшены мраморными пилястрами, расписанными арабесковыми орнаментами, которые имитируют росписи лоджий Рафаэля в Ватикане. А потом, и это вполне логично, мы, экскурсанты, оказались в парадно

Бедолага Дзен не вынес нагрузки культурного наследия моей предыдущей статьи: «Павловский дворец. Часть 1». И пришлось разделить мою дворцовую экскурсию на две части.

Остановился я в прошлый раз на будуаре императрицы Марии Фёдоровны.

В этой небольшой комнате можно увидеть множество декоративных элементов, которые создают неповторимую атмосферу. Планировка комнаты была разработана Ч. Камероном в 1780-х годах, а её отделка была завершена В. Бренной в 1791 году. По желанию владельцев Павловска, Бренна включил в интерьер предметы декоративно-прикладного искусства, привезённые из-за границы: рельефы, колонны и пилястры.
На центральной стене расположен двухколонный портик. Античные порфировые колонны обрамляют мраморный камин с зеркальной нишей, в которой отражаются детали художественной отделки. Стены украшены мраморными пилястрами, расписанными арабесковыми орнаментами, которые имитируют росписи лоджий Рафаэля в Ватикане.

А потом, и это вполне логично, мы, экскурсанты, оказались в парадной спальне, где увидели настоящую императорскую кровать с дюжиной взбитых перин, на которой никто никогда не спал, и туалетный столик, закрытый по инициативе императрицы стеклянным колпаком. Уж и не знаю, пользовалась она им по прямому назначению или нет, но, как нам объяснили, существовала большая разница между тем, где именно ты принимал гостей. Если гость — так себе, паршивенький человечишко, его принимали в библиотеке, и он сразу понимал, что разговор будет сухой и официальный. Возможно, существовали и ещё градации, и, скорее всего, существовали: можно было принять кого поприятнее в кабинете, например. Но для того, чтобы выразить очень хорошему человеку полнейшее императорское расположение, его принимали в спальне. Или её, неважно. Поэтому и кровать, и всё остальное было скорее просто оформлением для приятной беседы с кем нужно.

После парадной спальни мы, практически не останавливаясь, видимо, потому что теперь нас было ничем особенно и не удивить, промчались через «Туалетную Марии Фёдоровны».

Туалетная Марии Федоровны
Туалетная Марии Федоровны
Эта небольшая комната завершает Южную анфиладу комнат императрицы Марии Федоровны. Спроектированная Ч. Камероном, она была симметрична Туалетной Павла в Северной анфиладе.

И мы через «Первый проходной кабинет» отправляемся дальше.

Проходные кабинеты в Парадных залах дворца появились в период проведения архитектором В. Бренной работ по расширению дворца и превращению его в императорскую резиденцию в 1797–1799 годах. Нарядно декорированные кабинеты служат плавным переходом из центрального корпуса дворца в полуциркульную Картинную галерею и далее в большой зал Южного квадратного корпуса. С 1803 г. в кабинете находятся две бронзовые скульптурные группы выдающего итальянского мастера XVII века А. Альгарди – «Юпитер, побеждающий титанов» и «Юнона, повелевающая ветрами».

И оказываемся, как вы думаете где? Правильно! Во «Втором проходном кабинете».

В углублениях расположены декоративные фарфоровые сосуды синего цвета, украшенные позолоченными гирляндами и фигурками сатиров (ИФЗ, автор — Ж. Рашетт, 1798 год). Слева у стены находится секретер французского производства (А. Вексвейлер, конец XVIII века), декорированный фаянсовой плакеткой «Приношения Церере», созданной на мануфактуре Д. Веджвуда (Англия, конец XVIII века).
Секретер служит своеобразной подставкой для уникальных французских часов (Париж, 1796 год, мастер Л.-Ж. Лагесс, эмальер Ж. Котто), которые получили название «скелетон» из-за открытого часового механизма. Часы состоят из трёх циферблатов, расположенных друг над другом: верхний показывает фазы Луны, центральный — время: часы, минуты, секунды, а также дни недели и числа месяца, нижний — месяцы и времена года.

А мы пришли к Картинной галерее.

Картинная галерея. Вход из «Второго проходного кабинета».
Картинная галерея. Вход из «Второго проходного кабинета».

И, вы знаете, я буквально накануне вторично посетил выставку Виктора Михайловича Васнецова, проходящую в корпусе Бенуа Русского музея. Где мы разглядывали каждую картину, наслаждались, узнавали о ней что-то новое. Поэтому промчаться по этой великолепной галерее галопом было просто кощунством. Хорошо, я хоть успел пофотографировать, но от группы отстал. Впрочем, экскурсия подходила к концу, и нагонять их у меня не было никакого желания.

В Картинной галерее всегда размещалось около 100 произведений западноевропейской живописи XVII-XVIII веков. Наибольшее значение для павловского собрания живописи имело путешествие Павла Петровича и Марии Федоровны в Европу, где они не только покупали картины, но и делали заказы в мастерских современных художников. Таким образом, в Картинной галерее можно видеть произведения самых модных художников того времени: две парные картины А. Кауффман «Отравленная Элеонора» и «Спасенная Элеонора» и ее же работы «Смерть Леонардо да Винчи», две парные картины Г. Робера – «Пейзаж с рекой» и «Пейзаж с водопадом», а также «Квадратный дом в Ниме», картину П. Баттони «Блудный сын», «Аллегорию живописи» А. Р. Менгса. После вступления Павла I на престол часть картин, прежде всего большого формата, была перевезена из Эрмитажа в 1796 году.

Интересно, и это отмечено в разных источниках, что размещение картин на стенах галереи было чисто декоративным. Помню, я так в детстве расставил книги в шкафу по цветам, чтобы было красиво, ох уж и стыдили меня родители за это, обозвали мещанством, а тут — нате вам пожалуйста.

После галереи, где картины мастеров западноевропейской живописи XVII-XVIII веков развешаны в качестве украшения стен и на которой даже наш уважаемый экскурсовод не посчитала нужным задержаться хотя бы на 5 минут, нас ждал «Третий проходной кабинет». Ну, не то чтобы очень уж и ждал, но мы всё равно воспользовались его гостеприимством на непродолжительное время прохода в «Тронный зал», первоначально задуманный как «Большая парадная столовая».

И вот тронный зал и правда больше похож на парадную столовую. Я прямо представил себе, как по центру сидел товарищ Сталин, покуривая трубочку и усмехаясь себе в усы, а вокруг — товарищи из Совнаркома. Впрочем, это же совсем другая история.

И мы, даже не заглянув в «Буфетную», переходим в «Оркестровую комнату».

Простая комната с достаточно скромным оформлением стен, расписанных в манере «гризайль». Первоначально широкий арочный проем, соединявший комнату с Тронным залом, не имел дверей, и залы разделял лишь невысокий барьер, обитый красным сукном. Комната служила как бы музыкальной ложей, где располагался оркестр. В настоящее время здесь своеобразный музей русской скульптуры. Пять первоклассных произведений из разных мест Павловска собраны в этой небольшой комнате.

И, далее, в «Кавалерский зал».

Кавалерский зал, или Предцерковная галерея, был отделан арх. В. Бренной в 1797-1799 годах при расширении дворца, ставшего императорской резиденцией. Этот парадный зал предназначался для торжественных приемов, а иногда и обедов. Архитектурное решение зала предельно просто: он имеет форму вытянутого прямоугольника с чередующимися окнами по длинным сторонам. В художественном плане он задуман как галерея античной скульптуры. По всему периметру зала, в виде фриза, прерывающегося окнами и дверями, размещены рельефы с изображением различных шествий. Рельефы выполнены скульпторами И. Прокофьевым и М. Александровым в манере рельефов с римских саркофагов.

Вот мы и пришли в конец экспозиции парадных залов второго этажа, это — «Дворцовая церковь». Она, конечно, прекрасно оформлена, включает в себя множество скульптур, что совершенно нехарактерно для православных церквей, а ещё, если вы подумали, что императорская чета стояла всю службу, молилась, крестилась и билась лбом об пол, то нет. Они восседали в специальных креслах-тронах на втором этаже, а всё вышеперечисленное делал, скорее всего, поп внизу им на потеху.

А я, перекрестившись, вжух, спускаюсь на первый этаж по вот такой милой лесенке:

Лестница сверху вниз и до самых туалетов где-то в подвале.
Лестница сверху вниз и до самых туалетов где-то в подвале.

Напоминаю, наверху были парадные залы, а внизу расположены обычные жилые комнаты. В жилые комнаты императрицы нужно было покупать ещё один билет, но я решил, что для меня это будет уже перебор, как и остальные участники группы, и мы вслед за нашим неутомимым экскурсоводом помчались по первому этажу. Началось всё с «Малинового кабинета». Как и было обещано, стены просто отштукатурены, без излишеств.

Далее — «Общий кабинет». В этом кабинете были собраны разнообразные семейные ценности, подарки и работы, созданные членами императорской семьи. Он также служил своеобразной галереей портретов семьи Павла I. Согласно описи, составленной в 1817 году, на стенах кабинета можно было увидеть множество интересных предметов: «картин… писанных масляными и сухими красками, рисованных карандашом и миниатюрных малых и больших — 163 шт.».

Общий кабинет.
Общий кабинет.

Из общего кабинета переходим в «Новый кабинет». Всё по-прежнему скромно, штукатурка на стенах и ничего лишнего.

А мы проходим далее и попадаем в «Угловую гостиную», где хозяева не удержались и отделали-таки стены искусственным мрамором. Вернее, не хозяева прямо сами, что и понятно, а специальные люди по проекту зодчего К. И. Росси.

А мы, восхитившись про себя аскетизмом царственных особ, переходим в простую и светлую «Белую столовую», где

На накрытом столе представлен сервиз работы Императорского фарфорового завода, выполненный специально для Павловска в 1827 году по заказу императора Николая I в подарок матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Сервиз был рассчитан на 60 персон и состоял из 606 предметов (в настоящее время сохранилось более 300 предметов)

Сервиз, кстати, периодически протирают от пыли специальные хранители, я узнавал!

Кстати, с 1890 года в этом помещении располагался кабинет великого князя Константина Константиновича. Именно здесь он создал множество поэтических произведений. В этом кабинете, за столом, который принадлежал его прабабушке, императрице Марии Фёдоровне, он в течение многих лет работал над переводом трагедии Шекспира «Гамлет». Он испытывал особую привязанность к этому кабинету, ведь здесь было так много света и свежего воздуха. Здесь он и умер летом 1915 года. А если бы не умер, отпраздновал бы в нынешнем 2025 году своё 167-летие.

А мы, попрощавшись со столовой и сервизом, переходим в «Бильярдную комнату». Тоже очень скромную: кроме лепнины и картин на стенах, фарфоровых ваз и бюстов, а также клавикорды в корпусе наборного дерева с клавишами, декорированными перламутром и черепахой, а также мебели русской работы конца XVIII века, в этой комнате нет ничего лишнего. Бильярдного стола, кстати, тоже.

Далее — «Старая гостиная». Понятно, это у нас с вами по полгостя раз в две недели, а у царственных особ гостей много, и негоже им всем толпиться в сенях или забиться в одной какой-нибудь гостиной, как сельди в бочку. Каждому гостю по гостиной! И это правильно.

А мы тем временем пришли в последнюю комнату, и это — «Танцевальный зал». Наш экскурсовод к этому моменту испарился, но от смотрительницы зала я и несколько таких же, как я, умственно отставших от экскурсии, узнали, что почти на каждой картине (французского художника Г. Робера) здесь есть собачка. Я нескольких нашёл.

На этом экскурсия подошла к концу, мы оделись в гардеробе, переделанном из «Тёмной буфетной» комнаты, и отправились восвояси. Но, поскольку я в тот день вынужденно стал обладателем билета в Павловский парк и уже территориально в нём находился, уйти без прогулки и фото я не смог. Поэтому будет ещё одна статья, уже про парк. До скорых встреч!