Найти в Дзене
Тигран Меликьянц

Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. Выставка в Русском музее / Корпус Бенуа.

Друзья мои, выставку продлили до 23 июня 2025 года (первоначально она должна была идти лишь до конца марта), и, если вы там ещё не были, сходите, не пожалеете! Я сходил. И, не поверите, несколько раз начинал фотографировать, прекращал и снова начинал. Не знал, стоит ли браться за освещение выставки такого гиганта, столпа отечественной живописи, как Виктор Михайлович Васнецов, но желание поделиться с вами, конечно же, в итоге пересилило, итак. Мой лёгок слог и мысли быстры, помчались! Моё детство состояло не только из книжек Гайдара и мечты стать космонавтом, оно, как и у большинства жителей нашей страны, состояло, в том числе, из картин Васнецова. Можно сказать, что его творчество привито нам с молоком матери и является частью нашего общего культурного кода. Мне тяжело было унять душевный трепет, когда я находился вплотную к тем самым картинам, которые раньше видел лишь на страницах книг. Когда понимал, что вот этот мазок, лепесток ромашки, сделан рукой великого мастера живописи! «Баян

Друзья мои, выставку продлили до 23 июня 2025 года (первоначально она должна была идти лишь до конца марта), и, если вы там ещё не были, сходите, не пожалеете! Я сходил. И, не поверите, несколько раз начинал фотографировать, прекращал и снова начинал. Не знал, стоит ли браться за освещение выставки такого гиганта, столпа отечественной живописи, как Виктор Михайлович Васнецов, но желание поделиться с вами, конечно же, в итоге пересилило, итак. Мой лёгок слог и мысли быстры, помчались!

Моё детство состояло не только из книжек Гайдара и мечты стать космонавтом, оно, как и у большинства жителей нашей страны, состояло, в том числе, из картин Васнецова. Можно сказать, что его творчество привито нам с молоком матери и является частью нашего общего культурного кода. Мне тяжело было унять душевный трепет, когда я находился вплотную к тем самым картинам, которые раньше видел лишь на страницах книг. Когда понимал, что вот этот мазок, лепесток ромашки, сделан рукой великого мастера живописи!

Баян. 1910 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Баян. 1910 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.

«Баян» — первая картина на выставке и одна из последних в серии значительных произведений В. М. Васнецова, завершающих былинную тему в его творчестве. Как будто попадаешь в сказку и сам оказываешься на холме рядом с этими воинами и певцом.

Богатырский скок. 1914 г. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея.
Богатырский скок. 1914 г. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея.

Неповторимый стиль Виктора Михайловича стал родоначальником целой вселенной, своего рода эталоном настоящей русской художественной культуры.

Витязь на распутье. 1882 г. Увеличенный вариант одноименной картины (1878, Серпуховский историко-художественный музей). Холст, масло. Государственный Русский музей.
Витязь на распутье. 1882 г. Увеличенный вариант одноименной картины (1878, Серпуховский историко-художественный музей). Холст, масло. Государственный Русский музей.

Сказки из детства буквально оживают, когда находишься рядом. Из-за гигантских размеров картины появляется ощущение присутствия. Как будто стоит перешагнуть рамку, и окажешься там, рядом с витязем и этим тоскливым распутьем, от которого так и веет безысходностью.

После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 г. Государственная Третьяковская галерея.
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 г. Государственная Третьяковская галерея.

Сфотографировал с частью стены и пола для того, чтобы был понятен масштаб картины. Она занимает почти всю стену. Да, и сейчас ведь идут весенние каникулы в школах, поэтому я был на выставке в будний день и с утра, но, несмотря на это, моментов, когда перед картиной нет толпы, иногда приходилось ждать очень и очень долго.

Эпическое полотно «Богатыри» (можно пролистнуть вправо и посмотреть два эскиза и общий вид) занимает особое место в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. Идея создания этой картины возникла ещё в период обучения художника в Императорской Академии художеств. Первый эскиз был написан в 1876 году в Париже и подарен Василию Дмитриевичу Поленову. Однако Поленов согласился принять его только после завершения основной картины.

Работа над «Богатырями» заняла более двадцати лет. В 1898 году картина была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым и представлена в специальном зале Городской художественной галереи П. М. и С. М. Третьяковых, который был посвящён творчеству Васнецова. С тех пор картина покидала музей только один раз — для участия в первой персональной выставке художника в 1899 году в Академии художеств.

Существует ещё два варианта этой картины. Один из них находится в собрании Музея-квартиры И. П. Павлова в Санкт-Петербурге, а другой — в частной коллекции.

Бой скифов со славянами. 1881 г. Холст, масло. Государстветый Русский музей.
Бой скифов со славянами. 1881 г. Холст, масло. Государстветый Русский музей.

На полотне запечатлён поединок двух всадников: один из них — славянин, восседающий на чёрном коне, а другой — скиф, сидящий на гнедом скакуне. На заднем плане можно увидеть и других всадников.

Эта картина рассказывает о событиях, происходивших в древности на территории современного Донецкого края. Однако, по мнению искусствоведов, в реальности скифы и славяне не могли встретиться.

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883 г. Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине «Богатыри» (1881-1898, ГТГ) Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883 г. Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине «Богатыри» (1881-1898, ГТГ) Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Один в поле воин. 1914 г. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея.
Один в поле воин. 1914 г. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея.

Эта картина отзывается в душе. Один русский воин навстречу сотням стрел. Песня во славу мужества и героизма.

Интересны эскизы ненаписанных картин художника. Остаётся только догадываться, какими бы они были, как, например, «Куликовская битва»:

Куликовская битва. 1870-е — 1880-е гг. Эскиз неосуществленной картины. Бумага, графитный карандаш. Государственный Русский музей.
Куликовская битва. 1870-е — 1880-е гг. Эскиз неосуществленной картины. Бумага, графитный карандаш. Государственный Русский музей.

Аналогичная композиция хранится в Гос. музее истории религии, Москва («Куликовская битва. Эскиз неосуществленной картины (?)». Холст, гуашь, 67х158,5; справа внизу: В. Васнецовъ, 1915, фев. 12).

Перед боем. 1880 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь. Собрание А. Г. Егорова (Москва).
Перед боем. 1880 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь. Собрание А. Г. Егорова (Москва).

Даже в миниатюрных произведениях, как это, потрясающе передано настроение людей, которые идут на смерть, но с верой в победу.

Знаменитая «Алёнушка»:

Аленушка. 1881 г. Холст, масло. 173 × 121 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Аленушка. 1881 г. Холст, масло. 173 × 121 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Почти про каждую картину этого великого мастера есть отдельная статья в Википедии, поэтому я не буду сильно загружать вас описаниями. Повторюсь только, что увидеть вживую картины из моего детства было незабываемым ощущением!

А напротив «Алёнушки» висит портрет «Боярышня»:

Портрет Веры Саввишны Мамонтовой (Боярышня). 1884 г. Холст, масло. 88,7х68,7 см. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
Портрет Веры Саввишны Мамонтовой (Боярышня). 1884 г. Холст, масло. 88,7х68,7 см. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

И, вы знаете, это ведь та самая девочка с персиками с картины Валентина Серова.

ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА. 1916 г. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА. 1916 г. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина является частью серии работ «Поэма семи сказок», в которую входят следующие произведения:

«Спящая царевна» (1913–1917)

«Царевна-Несмеяна» (1916)

«Баба-Яга» (1917)

«Царевна-лягушка» (1918)

«Кащей Бессмертный» (1917–1919)

«Сивка-Бурка» (начало 1920-х)

«Ковер-самолет» (1920–1923, 1925)

В картине «Царевна-Несмеяна» художник изобразил сцену из одноимённой сказки. На ней мы видим, как женихи пытаются развеселить печальную царевну, сидящую на высоком троне. Они танцуют перед ней, надеясь получить награду.

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Мифические птицы, завораживающие слушателей небесным пением, олицетворяющие божественную мудрость и милосердие.

Царь Иван Васильевич Грозный. 1897 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Это — единственный исторический портрет в творчестве Виктора Михайловича Васнецова.

Портрет Елены Адриановны Праховой. 1894 г. Холст, масло. 211,7х153,3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет Елены Адриановны Праховой. 1894 г. Холст, масло. 211,7х153,3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Очевидно, этот портрет искусствоведы не относят к историческим, ну и действительно, нет здесь тех глубин характера, той фактуры, что на предыдущем холсте.

Затишье. 1881 г. Холст, масло. 62,5х16 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Затишье. 1881 г. Холст, масло. 62,5х16 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А вот это место мне показалось ну очень похоже на пруд в Сергиевке, но на то он и великий художник, подмечает то, что находит отражение в каждом из нас.

Портрет внука Вити с яблоком. 1921 г. Холст, масло. 65х47 см. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет внука Вити с яблоком. 1921 г. Холст, масло. 65х47 см. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Интересно, что стало с этим мальчиком? Попытался найти в интернете, не нашёл.

Особую нишу в творчестве Виктора Михайловича Васнецова занимала религиозная живопись. Видна разница, здесь уже не сказочные иллюстрации и былинные персонажи, а нечто большее.

Внутренний вид соб. Св. князя Владимира в Киеве.
Внутренний вид соб. Св. князя Владимира в Киеве.

Как говорится, если Магомет не идёт к горе, гора пришла к Магомеду. Спасибо устроителям выставки, в Киев-то сейчас съездить проблематично. Ниже — галереи, фотографии можно листать вправо.

Композиция «Радость праведных о Господе» предназначалась для оформления барабана главного купола Владимирского собора. Васнецов описывает явление Царства Христова на основании текста Откровения Иоанна Богослова. Меня, как человека, далёкого от иконописи, смутило лицо несущего крест (на фото ниже). Но это оказался уверовавший в Христа благоразумный разбойник, так что всё в порядке.

Уверовавший в Христа благоразумный разбойник, несущий крест.
Уверовавший в Христа благоразумный разбойник, несущий крест.
Крещение Руси. 1890 г. Оригинал для росписи над входом на хоры Владимирского собора в Киеве. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Крещение Руси. 1890 г. Оригинал для росписи над входом на хоры Владимирского собора в Киеве. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Богоматерь с младенцем. 1887 г. Картон запрестольного образа для алтарной абсиды Владимирского собора в Киеве. Бумага, уголь, соус. Государственный Русский музей.
Богоматерь с младенцем. 1887 г. Картон запрестольного образа для алтарной абсиды Владимирского собора в Киеве. Бумага, уголь, соус. Государственный Русский музей.
Крест-Распятие. 1926 г. Крест — дерево, холст, масло. Голгофа — дерево, резьба, масло. Государственньй музей истории религии.
Крест-Распятие. 1926 г. Крест — дерево, холст, масло. Голгофа — дерево, резьба, масло. Государственньй музей истории религии.

Крест В.М. Васнецов написал для своей приходской церкви Св. Адриана и Наталии в Москве. На обороте креста надпись:

«Крест сей исполнен Виктором Михайловичем Васнецовым. Он является последней работой художника, законченной за несколько дней до его смepти, 8 іюле месяце 1926 года. Сын художника А. Васнецов. Дочь художника Т. Васнецова».

Распятие. 1899 г. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Распятие. 1899 г. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Голова Христа. 1901 г. Этюд для мозаики храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Голова Христа. 1901 г. Этюд для мозаики храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Архангел Михаил. 1915 г. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея.
Архангел Михаил. 1915 г. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея.
Мария Магдалина. 1899 г. Оригинал для мозаики церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Мария Магдалина. 1899 г. Оригинал для мозаики церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Картина была создана по заказу С. И. Мамонтова для оформления кабинета руководства Донецкой железной дороги, наряду с работами «Три царевны подземного царства» (1879–1881, ГТГ) и «Бой скифов со славянами» (1881, ГРМ). Сюжет произведения в аллегорическом ключе демонстрировал возможности скоростного перемещения транспорта в пространстве, сравнимого с волшебным полетом на ковре-самолете. Живописное полотно «Ковер-самолет» экспонировалось на 8-й выставке ТПХВ в 1880 году, а затем на 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Картина принадлежала С. И. Мамонтову, но после ложных обвинений в финансовых махинациях была выставлена на аукцион и приобретена нижегородским купцом М. М. Рукавишниковым.

А если пролистнуть фото вправо, можно увидеть дополненную реальность от создателей выставки. По-моему, очень мило.

А вот такой ковёр-самолёт я видел буквально за несколько дней до этого в Эрарте:

Современный ковёр-самолёт. Музей «Эрарта».
Современный ковёр-самолёт. Музей «Эрарта».

Впрочем, давайте вернёмся на выставку Виктора Михайловича Васнецова в Русский музей. Мы, казалось, дошли до конца, но нет. Часть экспонатов была упущена из-за огромных толп почтенной публики, перекрывающих собой все подходы к картинам, поэтому я развернулся и пошёл смотреть не отсмотренное с первого раза.

Лес. 1899 г. Этюд к картине «Снегурочка» (1899, ГТГ). Холст, наклеенный на картон, масло. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
Лес. 1899 г. Этюд к картине «Снегурочка» (1899, ГТГ). Холст, наклеенный на картон, масло. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
Гусляры. 1896 г. Картон, холст, масло. Музей — заповедник «Абрамцево».
Гусляры. 1896 г. Картон, холст, масло. Музей — заповедник «Абрамцево».
Снегурочка. 1899 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Снегурочка. 1899 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Премьера «Снегурочки» Александра Островского в декорациях Виктора Васнецова состоялась 6 января 1882 года на домашней сцене предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Это была любительская постановка, в которой художник сыграл роль Деда Мороза.

Нищие певцы (богомольцы). 1873 г. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
Нищие певцы (богомольцы). 1873 г. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
Портрет Б. В. Васнецова. 1889 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.  Васнецов Борис Викторович (1880–1919) — старший сын художника; портрет написан в период работы художника над оформлением Владимирского собора в Киеве.
Портрет Б. В. Васнецова. 1889 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Васнецов Борис Викторович (1880–1919) — старший сын художника; портрет написан в период работы художника над оформлением Владимирского собора в Киеве.

Единственная ошибка организаторов выставки — свет падает таким образом, что тень от рамы проходит жирной чёрной полосой поперёк картины сверху.

Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877 г. Холст, масло. Государственый Русский музей.
Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877 г. Холст, масло. Государственый Русский музей.
Брынский лес. 1884 г. Холст, масло. Дом–музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея.
Брынский лес. 1884 г. Холст, масло. Дом–музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея.
Иван-царевич на Сером волке. 1889 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Иван-царевич на Сером волке. 1889 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

А Иван-царевич-то — вылитый я в молодости!

Спящая царевна (эскиз). Холст на фанере, масло. 32,5х41,5 см. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея. В данном варианте картина не была осуществлена.
Спящая царевна (эскиз). Холст на фанере, масло. 32,5х41,5 см. Дом-музей В. М. Васнецова, Государственная Третьяковская галерея. В данном варианте картина не была осуществлена.

А вот эта картина мне не понравилась. Напомнила, знаете, такие стихийные мемориалы на детских могилках или местах гибели детей, куда приносят игрушки. Хорошо, что в данном варианте картина не была написана.

Рисунки (галерея, листайте фотографии вправо) -->

Пиршество. 1884 г. Эскиз для росписи «Каменный век» (1885, ГИМ). Бумага, акварель, графитный карандаш, тушь, перо. Государственный Русский музей.
Пиршество. 1884 г. Эскиз для росписи «Каменный век» (1885, ГИМ). Бумага, акварель, графитный карандаш, тушь, перо. Государственный Русский музей.
Плач Кольмы. 1912 г. Фрагмент композиции картины «Песнь о Сальгаре» (1912 г., ЛЭТИ). Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственный Русский музей.
Плач Кольмы. 1912 г. Фрагмент композиции картины «Песнь о Сальгаре» (1912 г., ЛЭТИ). Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственный Русский музей.

Было странно обнаружить владельцем картины мою альма-матер, ЛЭТИ.

Воины Апокалипсиса.1887 г. Эскиз. Холст, масло. Государственный музей истории религии.
Воины Апокалипсиса.1887 г. Эскиз. Холст, масло. Государственный музей истории религии.

Первый всадник с луком на белом коне — Чума или Завоеватель, второй всадник с мечом на рыжем коне — Война или Раздор, третий — с весами на вороном коне — Голод, ну и четвёртый, на бледном коне — Смерть.

Подводя итог, скажу, что после выставки я ещё долгое время находился под впечатлением от соприкосновения с делом жизни великого человека, Виктора Михайловича Васнецова. Однозначно рекомендую. Да и сам ещё раз схожу точно...