Найти в Дзене
Тигран Меликьянц

Павловский дворец. Часть 1.

Сегодня с утра я задумался: а куда бы мне съездить на прогулку? В голову сначала пришёл Кронштадт и его форт «Риф», а потом я вспомнил о замечательном городе, парке и дворце — Павловске. Я очень давно там не был, а в Павловском дворце, страшно признаться, не был вообще ни разу. Маршрут я проложил следующим образом: на метро до станции «Купчино», на электричке до станции «Павловск», на автобусе непосредственно до самого дворца. Сказано — сделано. И вот не прошло и пары часов, как я уже мчусь по Павловску на автобусе, смотрите: Со станции во дворец можно было попасть и пешком через Павловский парк, но, во-первых, я решил попасть сразу во дворец, напомню, я там ни разу не был, а во-вторых, вход в парк платный — 200 рублей, и я подумал, что, может быть, и вообще сегодня обойдусь без него, тем более что в парке я уже бывал неоднократно. Но при входе на кассе оказалось, что билет во дворец стоит не 700 рублей, как было обещано на сайте музея, а 900: дворец + парк. На мой резонный довод, что

Сегодня с утра я задумался: а куда бы мне съездить на прогулку? В голову сначала пришёл Кронштадт и его форт «Риф», а потом я вспомнил о замечательном городе, парке и дворце — Павловске. Я очень давно там не был, а в Павловском дворце, страшно признаться, не был вообще ни разу. Маршрут я проложил следующим образом: на метро до станции «Купчино», на электричке до станции «Павловск», на автобусе непосредственно до самого дворца. Сказано — сделано. И вот не прошло и пары часов, как я уже мчусь по Павловску на автобусе, смотрите:

Ваш покорный слуга.
Ваш покорный слуга.

Со станции во дворец можно было попасть и пешком через Павловский парк, но, во-первых, я решил попасть сразу во дворец, напомню, я там ни разу не был, а во-вторых, вход в парк платный — 200 рублей, и я подумал, что, может быть, и вообще сегодня обойдусь без него, тем более что в парке я уже бывал неоднократно.

Но при входе на кассе оказалось, что билет во дворец стоит не 700 рублей, как было обещано на сайте музея, а 900: дворец + парк. На мой резонный довод, что парк мне не нужен, а нужен только дворец, кассир ответила: «Дворец находится в парке, посетить его без посещения парка невозможно».

Пришлось подчиниться.

После двух турникетов (вход в парк и вход в музей) посетителей приглашают в небольшую комнатку, где нужно надеть бахилы и дождаться экскурсовода. Да-да, просто так болтаться по дворцу вам никто не даст.

Надеваем бахилы и ждём экскурсовода.
Надеваем бахилы и ждём экскурсовода.

Экскурсовод появилась достаточно быстро, Ирина, она провела нас в гардеробную и дала пару минут на раздеться и сбегать в туалет. Экскурсию вела динамично, и уже в конце, когда я догонял группу, отстав от неё, засмотревшись на местные красоты, услышал разговор двух смотрительниц: «Ирина-то совсем быстро большие залы пробежала».

Началось всё с «Египетского вестибюля».

Во дворцах всегда нужно смотреть во все стороны, особенно — не забывать — на потолок. Поэтому будет много фото потолков и люстр. Они великолепны! А я нашёл знаки среди знаков Зодиака (Вы же, конечно, знаете, что это — из китайской культуры?) «Рака» и «Скорпиона», хотя там были и другие.

В 1941 году в начале фашистской оккупации Египетский вестибюль служил местом регистрации жителей Павловска и окрестных мест перед отправкой их на работы в Германию.

А мы поднимаемся по парадной лестнице на второй этаж. Специально сфотографировал ковродержатели — металлические штанги, удерживающие ковёр на лестнице.

И попадаем в Итальянский зал с подлинными римскими статуями возрастом 1900-2000 лет. Изначально были приобретены Екатериной II в 1787 году для Царского Села, но уже в 1797–1799 годах император Павел I перевёз маменькины статуи в Павловск.

Насладившись видами и послушав трогательную историю о том, как девять хрупких девочек-смотрительниц музея спасали в том числе эти тяжеленные 200-килограммовые статуи от фашистов во время Великой Отечественной войны, мы развернулись и попали снова в Верхний вестибюль, в котором в начале даже не остановились. В XVIII веке он назывался Верхними сенями.

Отсюда мы, минуя крошечную камердинерскую комнату императора Павла I и его туалетную комнату, где я-таки успел сделать фото:

Туалетная императора Павла I.
Туалетная императора Павла I.

И бегом-бегом мимо кабинета Росси:

Попадаем в одноимённую библиотеку (Росси).

Большая дворцовая библиотека Павловского дворца — одно из самых значительных частных книжных собраний Санкт-Петербурга. Её основу составили 33 тома из «Дорожной библиотеки» Екатерины II, которые были преподнесены в дар великому князю Павлу Петровичу. В дальнейшем великий князь и его супруга, великая княгиня Мария Фёдоровна, активно занимались пополнением библиотеки, а также привлекали для этого своих агентов.

Интересно, что после смерти вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны библиотека некоторое время пополнялась подписными изданиями, оформленными ею при жизни, но после этого — всё, с 1830 года библиотека не пополнялась. Наследничкам это оказалось ни к чему.

В библиотеке мы узнали о том, что Павел I был очень умным и образованным человеком, но абсолютно не разбирался в людях, приближал к себе всяких негодяев, ведь именно его личная охрана его и задушила. А Мария Фёдоровна была большой рукодельницей, очень ответственной и пунктуальной женщиной. Каждое утро писала себе на день список задач и каждый вечер подводила итог: сделано. И так — 69 лет (но это не точно). Итак, добро пожаловать, общие виды библиотеки:

Библиотека продолжает восстанавливаться, там на фото местами видны нарисованные шкафы с книгами. И, конечно, отдельного внимания заслуживают экспонаты, представленные на столах и витринах:

Да, забыл сказать, что из Верхнего вестибюля, находящегося прямо по центру дворца, мы отправились путешествовать по парадным залам Павла I. Вообще, на втором этаже хозяева дворца принимали гостей, жили же на первом и гораздо скромнее. Не скажу, что прямо в спартанских условиях, но потолки были расписаны не везде, да и стены в некоторых местах просто покрыты штукатуркой, что уже само по себе говорит о многом.

И, пройдя через Малый кабинет императора Павла I, мы попадаем в Его Парадную библиотеку. Знакомство с которой начинается с массивного письменного стола, подаренного Павлу супругой на его сорокалетие, хотя, по данным Википедии, в 1795 (дата, выгравированная на чернильнице) осенью ему должно было бы исполниться не 40, а 41, но кто их разберёт, может, у них тоже сорокалетие праздновать было не принято. Я уже писал выше, что Мария Фёдоровна была изрядной рукодельницей, и вот в изготовлении этого стола участвовала она сама, в том числе ножки выточила на токарном станке, работать за которым очень любила, из слоновьих бивней:

И дальше нас встречает Ковровый кабинет.

Один из наиболее нарядных интерьеров Северной анфилады. Для убранства кабинета, как и библиотеки Марии Федоровны в Южной анфиладе, архитектор Винченцо Бренна использовал французские гобелены, преподнесенные владельцам Павловска во время их пребывания во Франции в 1782 году королем Людовиком XVI. Гобелены были вытканы на Королевской гобеленовой мануфактуре в 1760-х годах мастером Нельсоном по картонам выдающегося художника Франсуа Буше на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.

Примечательно, что эти двухсотпятидесятилетние ковры никогда не реставрировались, потому что в этом нет нужды. Ткань вечная, краски не выцветают. Самая редкая и дорогая краска, которой здесь больше всего — красная, изготавливалась из специальных жуков нужного размера и пола. Хотел написать: «Скромное обаяние буржуазии», но нет, конечно нет. Буржуазии такая роскошь даже не снилась.

Мы продолжаем свой путь и оказываемся в удивительном месте — «Зале войны». Изначально это была парадная гостиная Павла Петровича. В 1796 году здесь был устроен Тронный зал, где находились императорские регалии.

Интересно то, что огромными панорамными окнами сейчас удивить кого бы то ни было сложно, но в те стародавние (конец XVIII века) времена за одно такое стекло иные государи иных стран готовы были бы отдать полцарства. Но только не наш император, которого на мякине не проведёшь.

За окном — живописные виды, которые оживляют строгость интерьера. По проекту А. Воронихина для окон этого зала, как и для симметричного ему Зала Мира, на Императорском стеклянном заводе были созданы огромные цельные стёкла, чтобы можно было любоваться пейзажем за окном, словно картиной в раме.

Зал освещает великолепный французский фонарь XVIII века, созданный из позолоченной бронзы в мастерской известного мастера по бронзе Пьера Гутьера.

Отдельно хочу представить вашему вниманию милые военные сценки, расположенные в люнетах практически под потолком.

Если у вас высота потолков 2, 3 или пусть даже 4 метра, долго думать над декором для стен не пристало — поклеил обоями, заштукатурил, в крайнем случае — налепил сортирной плитки и порядок. Но как быть тем, у кого высота потолков 5 или 7 метров? Им приходится как следует попотеть над декором. Не всё царям масленица, как говорится.

А мы тем временем попадаем в Греческий зал. Да-да, именно где мышь белая.

«В греческом зале, в греческом зале… Мышь белая!» — цитата из монолога Михаила Жванецкого «В греческом зале» в исполнении Аркадия Райкина. Так герой миниатюры назвал смотрительницу музея, которая пыталась призвать к совести персонажа, устроившего «пикник» с водкой и закуской в одном из залов музея.

Интересно, что здесь на окнах висят те самые шторы, которые висели ещё при царском режиме:

А ещё, если вам, как и мне, интересно, а как выглядит огромная ваза сверху, этот кадр специально для вас:

Ваза сама по себе большая + постамент, но я вытянулся как мог и сфотографировал её сверху!
Ваза сама по себе большая + постамент, но я вытянулся как мог и сфотографировал её сверху!

А мы прощаемся с Греческим залом и переходим на половину императрицы Марии Фёдоровны. И начинаем с зала, противоположного «Залу войны», с названием «Зал мира». Мария Фёдоровна была очень доброй женщиной, ценила жизнь, семейные узы, с большим почтением относилась к свекрови, но при этом безбожно муштровала собственных детей. Хорошая пощёчина дочери никогда не будет лишней, говорила она. А после убийства мужа и восшествия на престол их сына Александра I, всю оставшуюся жизнь принимая его у себя, она клала на видное место окровавленную рубаху Павла I. Для неё сын не стал императором, а так и остался отцеубийцей. Александр же, в свою очередь, всю жизнь носил с собой портрет матери и очень её любил. Такая вот котовасия.

Следующая комната — библиотека императрицы Марии Федоровны с уникальным паркетом. Так получилось, что, несмотря на разные перипетии типа пожаров и оккупации, его обнаружили нетронутым в подвалах дворца. Когда-то, когда дворец строили, паркета взяли с запасом, и запас этот пролежал нетронутым до наших дней.

Пройдя библиотеку, мы попадаем в будуар императрицы Марии Фёдоровны:

По сложившейся традиции Будуар на женской половине всегда располагался рядом со спальней. Эта небольшая комната отличается разнообразием декоративного оформления, что дает посетителю бесконечное разнообразие зрительных впечатлений.
По сложившейся традиции Будуар на женской половине всегда располагался рядом со спальней. Эта небольшая комната отличается разнообразием декоративного оформления, что дает посетителю бесконечное разнообразие зрительных впечатлений.

Но, поскольку Дзен считает, что для одной статьи и так многовато картинок, продолжу я уже в следующей. Читайте: Павловский дворец, часть 2. На этом с вами прощаюсь и до новых встреч!