В самом конце обзорной экскурсии по Павловскому дворцу (второй её части) я обещал Вам прогулку по Павловскому парку. Прошло уже почти три недели, и скоро закончится весна, подумал я, а статьи ещё нет. Непорядок. Исправлюсь.
Придворцовый район.
Покинув дворец, я решил прогуляться обратно до станции через парк, тем более что, во-первых, парк чрезвычайно красив, во-вторых — всё равно я стал, хоть и против своей воли, обладателем билета в парк, отчего бы и не воспользоваться?
Дворец и снаружи прекрасен, знали российские правители толк в домострое.
Штукатурка, правда, местами обвалилась (эх, Павла I на них нет!), но даже эти мелкие огрехи не могут испортить общей парадной картины.
Я спустился по Николаевской дорожке и пошёл вдоль фасадного пруда, как вдруг обнаружил вот такие интересные ростки. Вы знаете, что это за цветы?
Сложно придумывать большие описания к прогулке по парку, поэтому просто представьте, что вы гуляете со мной, а я подгружу сюда фотографий.
Вид в обратную сторону:
Вот, кстати, только сейчас узнал, что это — «Семейная роща» и тропинка, её огибающая, выглядит на карте как сердце.
«Мост кентавров»:
В 1795–1796 годах был построен каменный мост, проект которого разработал архитектор Винченцо Бренна (1747–1820). Мост был украшен двумя парами гипсовых статуй кентавров. В древнегреческой мифологии кентавры олицетворяли природную мощь и сопровождали бога вина и веселья Диониса-Вакха.
Первые статуи, изображающие молодого и старого кентавров, были созданы в виде вольных копий с античных оригиналов первой половины II века нашей эры. Эти статуи изображали кентавров Фуриетти из коллекции Капитолийских музеев в Риме. В декабре 1805 года в Павловск были доставлены мраморные статуи кентавров из Италии. Весной 1806 года они были установлены на мосту у павильона «Холодная ванна».
Статуи неоднократно подвергались повреждениям. В 1960-х годах, после реставрации моста, на его устоях были установлены копии статуй, выполненные из эпоксидной смолы с каменной крошкой. В настоящее время на мосту установлены копии, выполненные из искусственного мрамора. Оригинальные статуи после реставрации в 2013–2016 годах экспонируются в павильоне «Вольер».
Долина прудов.
Павильон «Холодна ванна».
Павильон создан по проекту Ч. Камерона в 1799 году по образцу небольших римских терм. Использовался в летнее время как купальня. После реставрации 2015 года в интерьерах открыта экспозиция «О воде, чистоте и прекрасных дамах».
Павильон открыт с мая по сентябрь с 11:00 до 17:00, кроме понедельника. Это если вы захотите побывать внутри. Но на момент моей прогулки там было закрыто, и я отправился дальше вдоль протоки между Фасадным и Висконтиевым прудами.
«Горбатый» мост-плотина хорош не только сам по себе, но и тем, что его архитектор — Камерон Ч., и построен он не абы когда, а в 1784 году, а год этот, как мы хорошо помним, в истории России был связан с присоединением Крыма к Российской империи и освоением новых территорий. Что же хотел сказать нам автор моста, соединяющего одну сторону земли вдоль обезвоженной канавы с другой её стороной? К сожалению, у автора уже не спросить, потому что умер Чарльз Камерон 19 марта 1812 в Санкт-Петербурге. Хоть и родился в Лондоне. Судьба порой бывает совершенно непредсказуема.
А я по Дворцовой дорожке поднялся к Мариинской аллее и сверху продолжил наслаждаться видами. Обнаружил, кстати говоря, что павильон «Храм Дружбы», возведенный по проекту того же Чарльза, дорогого нашего Камерона еще в 1782 году, сейчас находится на реставрации, и после отвалившейся штукатурки Большого дворца это не могло меня не обрадовать.
На пересечении дорожек парка обнаружил такой указатель, и у меня создалось ощущение, что парк жёстко переориентировали на велосипедистов. Хорошо, что во время моей прогулки там не было ни одного. Да и просто людей, честно говоря, было маловато.
Тем временем спереди мне открылось «Круглое озеро», созданное в 1781 году кем бы вы думали? Правильно, архитектором Чарльзом, уважаемым Камероном.
Судя по просевшей береговой линии, в озере был сильный отлив. Выход на лёд, как видно по фото, запрещён, но льда не было, а про воду ничего не сказано, поэтому я радостно побежал прямо в озеро, разбрасывая вокруг себя весёлые брызги. Нет, конечно нет. Простите, отвлёкся.
В «Круглое озеро», оно же — «Круглый пруд», в лучшие его дни поступает вода из «Большого каскада», построенного в 1786–1787 гг. по проекту, ни за что не угадаете, Чарльза Камерона, да.
Большой каскад — архитектурно-гидротехническое сооружение в ландшафте долины реки Славянки у Круглого пруда (озера). Каскад был выполнен в виде руины — полуразрушенной стены, сложенной из больших плит и булыжников. В центре была расположена труба для стока воды, откуда по камням, которыми устлано ложе каскада, струился поток воды наподобие естественного водопада.
В 1792–1794 годах по проекту Винченцо Бренна внешнее оформление каскада утратило характер руины и приобрело классический вид. Бренна соорудил каменную стену, типичную для итальянских садов. Стена завершается балюстрадой с декоративными вазами. Вода шумно низвергалась вниз по заросшим мхом камням и изливалась в Круглый пруд. В 2013 году Большой каскад отреставрирован.
Старое Шале.
А рядом, наверху, восстанавливают разрушенную во время Великой Отечественной войны постройку — Старое Шале. Я сначала подумал, что это кто-то очень влиятельный и уважаемый решил построить себе коттедж прямо посреди Павловского парка, но вовремя себя одёрнул, ведь подобный беспредел канул в Лету вместе с «лихими 90-ми».
Обойдя Старое Шале кругом я вновь увидел дворец, он как бы прощался со мною.
Большая Звезда или «Новый сад».
Пройдя насквозь «Долину прудов» я оказался в районе парка, который называется — «Большая звезда». Здесь прямые широкие дороги, проложенные по проекту Ч. Камерона, образуют форму звезды.
И здесь, в Вокзальном пруде лежал лёд. Много льда.
Еловая аллея:
Рядом находился Павловский музыкальный вокзал, сцена которого притягивала ведущих композиторов и исполнителей XIX и начала XX веков. С 1856 года, например, здесь в течение десяти сезонов выступал Иоганн Штраус (сын), а после 1918 года пел Шаляпин. Во время оккупации Павловска фашистской сволочью вокзал был уничтожен и с тех пор остался лишь в наших воспоминаниях.
В Яндекс-картах было указано место расстрела жителей Павловска, и я, всё ещё находящийся под впечатлением слов экскурсовода во Дворце о том, что немцы при отступлении убили всех жителей Павловска, 15000 человек, счёл своим долгом туда заглянуть. И либо экскурсовод нас дезинформировал, либо я что-то не так понял, но ведь убить 15000 человек совсем не легко. Это большой труд, время- и энергозатратный, нужно 15000 пуль как минимум. В общем, эта информация подтверждения не нашла, если вы что-то помните из тех событий, поделитесь в комментариях.
А место оказалось местом расстрела евреев, мирных жителей Павловска, фашистскими захватчиками в октябре 1941 года. И если раньше я не задумывался, откуда немцы узнавали, кто еврей и кого расстрелять, а кто — коллаборационист и кому выдать сало и стопочку шнапса, то про первых узнавали они от вторых. Мирные жители Павловска нееврейской национальности сдали немцам мирных жителей Павловска еврейской национальности. Подлость и предательство не имеет национальности, если это антисемитизм.
*Если захотите посетить это место, вам нужно будет купить билет в парк.
Я, содрогнувшись и перекрестившись, решил прогуляться по парку ещё, и не зря, погода была прекрасная, аллеи — тоже, людей мало. Благодать, одним словом.
Было бы досадно, находясь в районе парка с названием «Большая звезда», не посетить центр этой самой звезды, и в центре, в месте соединения двенадцати аллей, меня ждал, нет, скорее всего, не меня, «Круглый зал» — арх. Ч. Камерон и В. Бренна, 1799–1800 гг., в котором первоначально устраивались концерты.
«Круглый зал», как и «Круглое озеро», на вид был совсем не круглый, впрочем, Ч. Камерону в те годы было виднее. Кто его знает, какая в то время царила политическая обстановка, не просто так же говорил герой фильма «Брат (якудзы)» Такеши Китано: «...Если твой оябун говорит, что черное — это белое, отринь всякие в том сомнения и всей душой согласись с этим...»
Верхний круглозальный пруд:
Тярлевская просека.
Аллея Красного Бугра.
Периодически сверяясь с картами, я вышел на Аллею Красного Бугра, по которой отправился в сторону вокзала. Потому что было поздно, солнце клонилось к закату, а я — в сторону дома.
Чемодан-вокзал-Купчино.
Долго ли, коротко ли, я пришёл на станцию Павловск. Сел в электричку, см. селфи, и через час с небольшим был дома.