Христианская традиция учит, что люди произошли от одной человеческой пары - Адама и Евы. У них было множество детей, трое из них упомянуты по имени - Каин, Авель и Сиф. Адам был создан из земли. Ева создана из ребра Адама. Однако в этой библейской истории есть моменты, которые указывают, что помимо семьи Адама были кто-то еще...
Библейская буквалистская версия развития человечества предполагает, что дети Адама и Евы должны были рожать детей через близкородственные связи. Христианские толкователи утверждают, что в этом не было проблемы, так как их генотип не страдал от мутационных поломок. Но в 4 главе Книги Бытия есть стих, который не сильно вяжется с идеей, будто семья Адама была единственной в тот момент.
Напомню, что для христиан это принципиально важный вопрос. Апостол Павел в своих посланиях писал, что люди произошли от Адама и Евы, а Иисуса он называл новым Адамом - Господом с неба, в отличие от Адама, который был первым человеком, сотворенным из земли. Сопоставление Иисуса с Адамом связано со спасительной миссией Христа. Поэтому, если были люди помимо семьи Адама, то это ставит под сомнение спасительную функцию Иисуса.
Замечание Каина
Согласно 4 главе Книги Бытия, Ева родила Каина и Авеля. Каин убил Авеля. Бог явился к Каину и изгнал его с земли родителей. Каин отправился в земли Нод, которые можно интерпретировать как "блуждающие земли". Отправляясь в путешествие, Каин опасается, что его могут убить другие люди:
Ныне Ты гонишь меня с лица земли, и я буду скрыт от Твоего присутствия: я буду на земле бесприютным скитальцем, и первый же встречный убьет меня. Но Господь сказал ему: — Нет. Если кто убьет Каина, тот примет за это семикратное возмездие. И Господь сделал Каину метку, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Бытие 4:14-15)
Кем же были те люди, которых мог встретить Каин? Напомню, что на тот момент в Библии упомянуты только четыре человека - Адам, Ева, Каин и Авель. Уже в следующем стихе появляется безымянная жена Каина:
Каин ушел от Господа и жил в земле Нод, к востоку от Эдема. Каин познал свою жену, и она забеременела и родила Еноха. В то время Каин строил город и назвал его по имени своего сына Еноха. (Бытие 4:16-17)
Кем была жена Каина? Почему Каин стал строить город (или поселение), если у него была лишь одна семья?
Вероятно, что женой Каина была его родная сестра, ведь дальше в Библии мы видим, что Адам и Ева родили еще сыновей и дочерей:
После рождения Сифа Адам жил 800 лет, и у него были еще сыновья и дочери. (Бытие 5:4)
Про каких людей сказано в стихах 14-15? Для кого Каин строил город?
Иудейский теолог 1 века Филон Александрийский в толковании к Книге Бытия полагал, что теми, кто мог убить Каина, были хищные животные. Подобным образом рассуждал святитель Амвросий Медиоланский и святитель Дмитрий Ростовский. Однако это не решает проблему заселенности города и наказания за убийство Каина.
Если Каин был первенцем Адама и Евы, то это значит, что помимо них должны были существовать еще люди, которые могли убить Каина. Ева могла родить много детей, но сомнительно, что они бы покинули родителей раньше Каина и могли бы заселить его город, ведь Каин стал изгоем, а про их изгнание ничего не сказано.
Таким образом, Библия косвенно указывает, что помимо семьи Адама существовали еще люди, конкретные представители которых не удостоились упоминания.
С другой стороны, можно предположить следующее. Согласно Библии, Адам и Ева родили Сифа в возрасте 130 лет. За это время у них могло появиться множество детей, внуков, правнуков и праправнуков, которые расселились по земле. Люди, которых опасался Каин, были его братьями, сестрами, племянницами и племянниками, в том числе внучатыми. При этом странно, что Библия не упоминает тех из них, кто захотел жить в городе Енох, который построил Каин.
Учитывая возраст Каина, жителями его города могли быть его потомки.
Версия про людей до Адама (преадамитов)
Версия про доадамитов (преадамитов), то есть людей, живших до Адама, также способна решить проблему заселения города Каина, его жены и потенциальных убийц. Версия возникла в первые века христианства во время споров христиан с греко-римскими язычниками, которые верили в гораздо более древнее происхождение человека. В дальнейшем представление о доадамитах развивалось в Новое время, в эзотерической литературе и даже среди последователей расизма. Однако здесь остановимся только на первых веках христианства.
Римский император 4 века Юлиан Отступник, пытаясь погасить успех христианства, вернув империю к языческим истокам, предположил, что люди произошли от множества первоначальных пар (что лучше соотносится с научными данными). Он исходил из того, что между людьми слишком много антропологических и культурных различий.
Ориген, живший в 3 веке и осужденный церковью как еретик, говорил о вселении ранее существовавших душ в человеческие тела и полагал, что Адам принял физическую форму только в результате грехопадения. Святитель Григорий Нисский, живший веком позже, считал, что физическое тело Адама имеет общие черты с животными.
"И поскольку по этой последовательности из принявших жизнь телесную иные могут быть чувствующими себя и без разумного естества, а естество словесное не иначе может быть в теле, как в растворении с чувственным, то по этой причине последним после растений и животных устроен человек, так что природа каким-то путем последовательно восходила к совершенству. Ибо всякого вида души растворены в этом словесном животном – человеке." (Об устроении человека)
Некоторые христианские эволюционисты часто ссылаются на Григория Нисского для оправдания своих взглядов, однако Нисский вряд ли был сторонником эволюции. В его учении есть последовательное творение, но оно отличается от биологической эволюции.
Христиан того времени мало восхищали работы и верования языческих современников по вопросу хронологии и происхождения человека, потому что обнаруживался идейный конфликт. В Месопотамии были рассказы о шумерских царях, правивших на протяжении 30 тысяч лет. Как такое сопоставить с библейским повествованием о мире, которому меньше 7 тысяч лет?
В 4 веке, пытаясь справиться с этими трудностями, Августин Аврелий начал критиковать подлинность подобных преданий. Он посвятил этому целую главу в книге "О граде Божьем" - "О ложности той истории, которая приписывает прошедшим временам многия тысячи лет". Там же у него есть глава "Что следует отвечать ссылающимся на то, что первое создание человека произошло поздно", где он критикует учения о позднем сотворении человека:
...почему человек не сотворен ранее в неисчислимые и бесконечные времена, а создан так поздно, что по свидетельству Священных писаний прошло менее шести тысяч лет с того времени, как он начал существовать. (О граде Божьем)
Таким образом, на протяжении всей истории христианства стояла проблема доадамитских людей. Христианские толкователи пытались объяснить странные моменты Библии с помощью расширения библейского мифа о семье Адама. Однако со времен языческих мыслителей эти мифы стали предметом долгой дискуссии, которая сохраняла актуальность на протяжении последующих двух тысячелетий.
🌟Подписаться на Дзен-Премиум (эксклюзивный контент, задать вопрос автору).
💰 Разовый донат.
📜 Статьи по теме: