Найти в Дзене

Как Бог (или ангел) стал любовником Евы

Все, кто знаком с библейским сюжетом об Адаме и Еве, знают, что от их союза первыми родились Каин и Авель. По крайней мере именно они первыми упоминаются в Библии. Первенцем является Каин. Но есть один нюанс. Когда Ева родила Каина, то сказала, что приобрела его от Господа. Значит ли это, что настоящим отцом Каина является Бог? В первой библейской книге - в Бытии, Ева сообщает, что родила Каина от Господа. При этом это случилось после того, как ее познал муж Адам: "Адам познал Еву, жену свою, и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа". (Бытие 4:1) Под Господом имеется в виду Яхве - так написано в оригинале текста. Яхве - это второе имя Бога, встречаемое в Библии. Как же так получается, что Ева зачала от Адама, но приобрела человека от Бога? Это можно интерпретировать так, что никто не рождается без божественной воли. Все происходит по его желанию или допущению. Бог позволил Еве родить Каина. Другое объяснение - Ева была не очень мудрой женщиной, поэтому н

Все, кто знаком с библейским сюжетом об Адаме и Еве, знают, что от их союза первыми родились Каин и Авель. По крайней мере именно они первыми упоминаются в Библии. Первенцем является Каин. Но есть один нюанс. Когда Ева родила Каина, то сказала, что приобрела его от Господа. Значит ли это, что настоящим отцом Каина является Бог?

В первой библейской книге - в Бытии, Ева сообщает, что родила Каина от Господа. При этом это случилось после того, как ее познал муж Адам:

"Адам познал Еву, жену свою, и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа". (Бытие 4:1)

Под Господом имеется в виду Яхве - так написано в оригинале текста. Яхве - это второе имя Бога, встречаемое в Библии. Как же так получается, что Ева зачала от Адама, но приобрела человека от Бога?

Адам, Ева, Каин и Авель
Адам, Ева, Каин и Авель

Это можно интерпретировать так, что никто не рождается без божественной воли. Все происходит по его желанию или допущению. Бог позволил Еве родить Каина. Другое объяснение - Ева была не очень мудрой женщиной, поэтому не смогла понять, что родила лишь после связи с Адамом. Поэтому решила, что Каин родился от Бога, ведь он их создатель. Третье объяснение - Ева родила человека по подобию Господа. Однако есть более обоснованные объяснения.

Обратим внимание на еще один момент. В раввинистическом комментарии Торы - в средневековом Таргуме Псевдо-Иоанатана, сказано, что Ева (Хава) родила с помощью ангела, а не Бога:

"И познал Адам Хаву, жену свою, которая возжелала Ангела (посланника), и она зачала, и родила Каина, и сказала: я приобрела человека (мужчину) от Ангела Господня (Яхве)".
-3

Дальше в Книге Бытия сказано, что после Каина родился Авель. Про него Ева не говорит, что он родился от Яхве. Это сподвигло комментаторов Торы к мысли, будто отцом Каина был не Адам, а ангел. Учитывая злые поступки Каина, его отцом должен быть некто, связанный со злом.

В средневековом мидраше "Пиркей (Поучение) де рабби Элиэзер" сказано, что у Каина и Авеля разные отцы. Отцом Каина стал падший ангел - Самаэль. В талмудической и поздней иудейской традиции Самаэлем называют ангела-разрушителя, сатану из Книги Иова и ангела смерти из Книги Исход. При этом Самаэль остается слугой Бога. Однако в "Поучении раввина Элиэзера" Бог низвергнул Самаэля и его приспешников за то, что он с помощью Змея подтолкнул Еву съесть плод с запретного дерева. Затем Самаэль, верхом на Змее, пришел к Хаве и она зачала от него Каина:

Самаэль верхом на змее пришел к ней, и она зачала; потом пришел к ней Адам, и она зачала Авеля, как сказано: "И познал Адам Еву, жену свою". Что означает слово "познал"? (Он знал), что она зачала. И увидела она подобие его, что оно не земное, а небесное, и сказала: "Я обрела мужчину у Господа". (Геральд Фридландер, "Поучение раввина Элиэзера, 21 глава", 1916 год)
-4

Библеист Дэвид Боковой через лингвистический анализ показывает, что в Книге Бытия Ева рожает Каина в том числе от Яхве. Для Библии и околобиблейских текстов нет проблемы, чтобы земные женщины рожали от божественных существ. В 6 главе Бытия божественные сыны спускались на землю и женщины рожали от них исполинов. В Первой книге Еноха Ламех думал, что его сын Енох родился от ангела. Похожие подозрения есть в отношении библейского Геракла - Самсона.

Если допустить, что Яхве не вступал в физическую связь с Евой, то его участие как минимум имеет таинственную роль. Ева рассматривает себя как связующее звено между божественным творением и последующими человеческими рождениями - она становится прародительницей человека вместе с Яхве. Ева произвела на свет мужчину, от которого пошел человеческий род. Более того, в Псалтири есть подтверждение тому, что Яхве непосредственно участвует в зачатии:

"Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей". (Псалом 138:13)
Авраам, Сарра и Исаак
Авраам, Сарра и Исаак

В следующих главах Бытия Яхве активно участвует в зачатии бесплодных женщин. В 21 главе он помогает забеременеть Сарре, из-за чего у Авраама родился сын Исаак:

"И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог". (Бытие 21:1-2)

Таким образом, вполне вероятно, что автор Книги Бытия действительно считал, будто Яхве является со-отцом Каина вместе с Адамом, так как Яхве и его сыны активно участвовали в продолжении человеческого рода в других библейских сюжетах.

В разделе Премиум опубликованы эксклюзивные статьи, а также есть возможность задать вопросы автору.