Найти в Дзене
Будни инженера

Недостатки аутсорсинга

Наверно, я не единственный в мире человек, который может спокойно сочетать в себе, казалось бы, взаимоисключающие вещи. С одной стороны, я являюсь ярым приверженцем передачи всех второстепенных функций внешним подрядчикам (на аутсорсинг), а с другой стороны я придерживаюсь принципа “хочешь сделать хорошо - сделай сам”. Да, очень хотелось бы делегировать всю фигню (рутину) каким-нибудь специально обученным людям, и заниматься только тем, что интересно и даёт максимальный эффект. Однако в действительности всё намного сложнее. И часто бывает быстрее сделать самому, чем объяснить кому-то, чего ты хочешь (или найти кого-то, кто способен решить твою задачу с нужным качеством). Так что мне по прежнему приходится очень много заниматься “чёрной” работой, поэтому я стараюсь её максимально автоматизировать. Но это уже другая история… А сегодня о недостатках аутсорсинга. Их тоже немало, хотя в целом передача второстепенных функций внешним подрядчикам - это правильный путь, и это является одним из

Наверно, я не единственный в мире человек, который может спокойно сочетать в себе, казалось бы, взаимоисключающие вещи. С одной стороны, я являюсь ярым приверженцем передачи всех второстепенных функций внешним подрядчикам (на аутсорсинг), а с другой стороны я придерживаюсь принципа “хочешь сделать хорошо - сделай сам”.

Да, очень хотелось бы делегировать всю фигню (рутину) каким-нибудь специально обученным людям, и заниматься только тем, что интересно и даёт максимальный эффект. Однако в действительности всё намного сложнее. И часто бывает быстрее сделать самому, чем объяснить кому-то, чего ты хочешь (или найти кого-то, кто способен решить твою задачу с нужным качеством). Так что мне по прежнему приходится очень много заниматься “чёрной” работой, поэтому я стараюсь её максимально автоматизировать. Но это уже другая история…

А сегодня о недостатках аутсорсинга. Их тоже немало, хотя в целом передача второстепенных функций внешним подрядчикам - это правильный путь, и это является одним из основополагающих принципов бережливого производства.

Итак, попробуем перечислить эти недостатки:

  1. Подрядчикам надо платить. И обычно платить надо немало. Поэтому при прочих равных условиях я всегда считаю, что будет дешевле - сделать своими силами или нанять людей. Посчитать это непросто, особенно когда речь идёт о проектах на работе. Но это тоже другая история.
  2. Второй недостаток связан с первым. Особенно если речь идёт о таких вещах, как техническое сопровождение. В этом случае непонятно, что подрядчиком сделано и сколько. Например, за сопровождение одной программы мы платим 6 миллионов в год. При этом в год мы обратились в службу поддержки примерно 500 раз. Из этих 500 случаев штук 100 были пустяковыми, которые потребовали на решение 5-10 минут. Штук 50 до сих пор не решены. Ещё штук 50 сами рассосались, без особого участия службы поддержки. Таким образом, реально помощь потребовалась в 300 случаях. То есть за каждое обращение в службу поддержки, которое требовало от них хоть каких-то трудозатрат, мы заплатили по 20000 рублей. Не многовато ли? Особенно с учётом того, что все вопросы решаются удалённо. Но мы не знаем (и никогда не узнаем), какие на самом деле расходы на решение наших задач несёт подрядчик. Однако и выбора у нас нет (это бюджет, детка), поэтому мы платим. И да, такой хоккей аутсорсинг нам не нужен. Но… Не забывайте, в какой стране мы живём.
  3. Подрядчики просто получают деньги и передают задачи субподрядчикам, которых даже сами толком не могут контролировать. И здесь начинается цирк с конями: нарушение сроков, низкое качество, судебные разбирательства… А ещё эти субподрядчики могут оказаться (и оказываются) “ценными” иностранными специалистами, которые даже по-русски не говорят. И любой, даже пустяковый вопрос, который можно решить за 5 минут на месте, приходится решать часами и днями чуть ли не через директора подрядчика.
  4. Ещё хуже, когда несколько подрядчиков участвуют в одном проекте. Тут ещё приходится тратить время и силы на координацию их действий, а они всегда будут валить все косяки друг на друга.
  5. Есть такие направления деятельности (например, связанные с информационной безопасностью), куда чужих пускать не хочется. Правда, и “свои” здесь могут накосячить и подвести.
  6. Есть задачи, которые надо решать очень быстро. А для этого всегда нужен человек на месте. Внешние же подрядчики, даже если с ними заключён соответствующий договор, всё равно не смогут оказаться на месте прямо сейчас. Ну либо смогут, но тогда их услуги будут стоить очень дорого.
  7. Ну и, наконец, “дьявол кроется в мелочах”. Внешние подрядчики никогда не смогут так глубоко погрузиться в вопрос, как специалисты на местах, которые работают на участке годами, знают всё и вся. В то время как иногда даже для того, чтобы найти контакт нужного человека на месте у внешнего подрядчика может уйти минут 30, а то и больше. А за это время производство может понести большие убытки, или человек может умереть на операционном столе раз пять. Конечно, и присутствие специалистов на местах не даёт 100% гарантии быстрого решения вопроса. Но это уже зависит от их квалификации, ответственности, и от организации труда. А не от капризов и сложностей внешнего подрядчика.

На этом всё. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить…