Любой бизнес, даже мелкий - это довольно сложный механизм. Далеко не все понимают, как он работает, ещё меньше тех, кто способен этим управлять. Поэтому значительное количество начинающих предпринимателей разоряются в первый же год работы.
Этот “механизм” состоит из множества “деталей”. И разобрать их все в развлекательной статье невозможно. Однако если попробовать нарисовать картину крупными мазками, то получится, что дерево бизнеса делится на две большие ветки - системы (процессы) и проекты.
Процесс - это действие, которое повторяется. То есть это одинаковое (ну почти) периодическое действие. Например, начисление зарплаты - это процесс. Сбыт продукции - это процесс. Закупка сырья - это процесс. Ну и так далее…
Проект - это уникальный “продукт”. То есть это действие, которое носит разовый характер. Например, для бизнеса проектом может замена устаревшего оборудования на новое, или открытие филиала в другом городе.
Управление проектами - это целая наука. И реализация проекта не обязательно должна выполняться сотрудниками предприятия. Это могут делать внешние подрядчики (например, строительство нового цеха вряд ли будут выполнять штатные работники).
И если процессы обычно “бесконечны” - они выполняются до тех пор, пока существует бизнес, то проект имеет конкретные сроки, начало и конец. А также конкретные цели. Каждый проект имеет ограниченное количество ресурсов (например, бюджет).
Однако не все это понимают, а те, кто понимает, не всегда уделяют этим вопросам достаточно внимания. В итоге в бизнесе начинается каша, которая варится по слабо управляемым законам. Уже становится сложно понять, где процессы, где проекты, кто чем управляет и кто за что отвечает (очень часто такое происходит в бюджетных организациях, так как там люди не сильно мотивированы на наведение порядка - государство зарплату всё равно выплатит).
Хотя надо научиться всего-то:
- Оптимизировать процессы
- Продвигать проекты
Конечно, это проще сказать, чем сделать. Однако если не пытаться, то уж точно не получится.
Ну и надо сказать, что это непонимание и невнимание есть не только у мелкого бизнеса (что хоть как-то можно объяснить недостатком ресурсов), но и у крупного. Например, такая акула бизнеса, как Microsoft, в 80-х годах очень тяжело справлялась с созданием новых продуктов, потому что архитекторы, разработчики и маркетологи никак не могли договориться. А людей, которые могли бы их объединить, не было.
Ну а сегодня в Microsoft около 10% сотрудников - это проект-менеджеры, то есть люди, которые управляют проектами, и в рамках этой деятельности объединяют “лебедей, раков и щук”, запрягая их в одну повозку и мотивируя тащить её в одну сторону.
В наше время даже в России многие это уже начинают понимать, и на сайтах вакансий всё чаще можно встретить должность “Руководитель проекта” или “Проект-менеджер”, потому как грамотное управление проектами - это залог успеха.
На этом всё. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить…