Найти в Дзене
Гайды по Осаке

Общественный транспорт Осаки. Как платить и передвигаться на метро, поездах и автобусах (+всё остальное)

Оглавление

В Осаке представлено огромное количество всевозможного транспорта, но лично я передвигалась преимущественно на метро и поездах, а также пару раз ездила на автобусе. Но я всё равно постараюсь для удобства по-максимуму охватить всё в этой статье.

💳 Как платить за проезд

1. IC-карты. Например, ICOCA, Suica, PASMO.

Я использовала ICOCA.

Карта ICOCA
Карта ICOCA

Приобрести карту можно прямо в аэропорту Кансай (KIX) в терминалах, на которых есть логотип карты. Карта стоит 2000 йен: 500 йен — это депозит (возвращаемый при сдаче карты), а 1500 йен — начальный баланс для использования.

Пример терминалов
Пример терминалов

Эти карты работают на большинстве видов транспорта, и ими можно даже расплатиться в магазинах.

Карта прикладывается к турникетам на входе и потом на выходе — система сама снимет нужную сумму за поездку.

2. Билеты

Можно также каждый раз покупать отдельные билеты. Они покупаются в автомате перед входом. На экране выбираешь сумму, соответствующую нужной станции (или указываешь станцию — система покажет цену). Но это не очень удобно, честно говоря, и лучше оставить это для исключительных случаев. Например, на менее популярных маршрутах или у частных операторов могут потребовать только билет или наличные, а IC-карты не примут.

3. Абонементы и туристические проездные

Также можно приобрести проездные:

  • Osaka Amazing Pass (около 2800 йен за 1 день) может окупиться, если вы активно пользуетесь метро (поездка 230–370 йен) и посещаете достопримечательности (например, вход в замок Осака — 600 йен, аквариум Kaiyukan — 2700 йен). За 5–6 поездок и 2–3 музея проездной окупается.
  • Kansai Thru Pass (около 5400 йен за 2 дня) выгоден, если вы ездите по частным линиям в разные города (например, Осака–Киото–Нара).
  • JR Kansai Area Pass (около 7000 йен за 4 дня) окупается, если вы ездите на экспрессах JR (например, Haruka в аэропорт Кансай — 1850 йен в одну сторону).
  • Japan Rail Pass (50 000 йен за 7 дней) — хороший вариант для тех, кто много путешествует на синкансен (например, Осака–Токио).

Проездные могут быть не выгодны, если вы мало ездите или не посещаете достопримечательности, но при активном использовании они окупаются.

🚇 Метро

Метро ОЧЕНЬ сложное, навигация ужасная, будьте готовы к тому, что вы будете постоянно путаться, подолгу стоять на станции и определять нужное направление, проезжать мимо или не доезжать.

Карта метро
Карта метро

Итак, у метро Осаки есть 9 основных линий. По классике они отличаются цветом и имеют свои собственные названия. Уникальность метро Осаки в том, что у каждой станции есть не только название, но и условное обозначение, которое включает первую букву названия линии плюс порядковый номер. Если через станцию проходит несколько линий, то она будет иметь несколько таких условных обозначений. Например, у Намбы это Y15, S16 и M20.

Пример вывески с указателем на станции
Пример вывески с указателем на станции

Сложность в том, что обычно, например, в московском метро, да даже в английском метро, на самом верху таблички указывается конечная станция, чтобы понимать направление, а далее все станции по порядку следования в выбранном направлении, здесь же указывается только пару знаковых станций направления и условные обозначения станций. Да, там есть нормальные указатели со станциями по порядку следования (следующая и далее), но их очень мало на всём перроне, и их надо прямо искать.

Электронные табло также есть не во всех поездах, так что надо очень внимательно следить за станциями и слушать объявления (они дублируются на английском), чтобы не выйти не там. На навигатор сильно не надейтесь, в метро он работает с задержками и подвисает.

Также одна из особенностей метро в Осаке в том, что там все станции превратили в небольшие подземные районы, где куча выходов, куча магазинов и улочек, бродить там можно по минут 20 и не дойти до нужного вам выхода. Указателей при этом маловато, и они сложные, очень легко запутаться без навигатора.

Что по оплате?

В метро Осаки вы платите не фиксированную цену за вход, а оплачиваете преодоленное расстояние. Система автоматически считает расстояние от начальной до конечной станции. Если пересаживаешься между линиями, пересадка считается как часть одной поездки (один билет/одна оплата).

Минимальный тариф: около 180 иен (до 3 км). Максимальный: до 370 иен (но может быть выше для дальних поездок)

🚆 Поезда в Осаке: JR, Nankai и другие частные линии

Помимо метро, в Осаке действует разветвлённая сеть пригородных поездов — что-то вроде московского МЦД или берлинской S-Bahn. Эти поезда часто путают с метро, поскольку часть маршрутов проходит под землёй. Главное различие в том, что метро (Osaka Metro) — это городская подземка, а поезда — это региональные линии, соединяющие Осаку с другими городами: Нара, Киото, Кобе, аэропорт Кансай и т.д.

Карта JR для примера
Карта JR для примера

Основные операторы

В Осаке работает несколько независимых железнодорожных компаний. Ниже — кратко о самых значимых:

  • JR West (Japan Railways)Крупнейшая железнодорожная компания в регионе, раньше была государственной, теперь приватизирована. Обслуживает как городские, так и междугородние маршруты. Подходит для поездок в Нару, Киото, Кобе и на синкансене. Покрывается JR Pass.
  • Nankai Electric Railway
  • Частная компания, обслуживает маршруты на юг — в том числе между Осакой и международным аэропортом Кансай (KIX), а также в сторону горы Коя (Kōyasan). Основная станция — Namba (Nankai).
  • Kintetsu Railway
  • Самый удобный способ добраться до Нары и Исе. Частная компания с отличным комфортом и частыми поездами. Основная станция — Osaka-Namba (Kintetsu).
  • Hankyu, Hanshin и Keihan Railways
  • Эти частные линии соединяют Осаку с Киото и Кобе. Например, Hankyu идёт из района Umeda в центр Киото, а Hanshin — в Кобе.
Все компании используют отдельные платформы, билетные системы и станции, даже если название у них общее (например, «Namba» есть у Nankai, Kintetsu и JR — но физически это разные станции).
Пример выхода к поездам
Пример выхода к поездам

Категории поездов

Все линии (и JR, и частные) делятся по типу поезда:

1. Стандартные (Local)

  • Останавливаются на всех станциях
  • Самые медленные, но самые дешёвые
  • Не требуют доплаты
  • Комфорт базовый, без резервации мест
Пример: обычный поезд Nankai от Намбы до аэропорта Кансай — 60 минут, 930 йен

2. Экспресс (Express)

  • Делают меньше остановок (5–7), быстрее Local
  • Иногда требуют доплаты (в зависимости от компании)
  • Часто обозначаются словом Express или Airport Express
Пример: экспресс Nankai до аэропорта — 45 минут, всё ещё 930 йен, доплаты нет

3. Лимитед Экспресс (Limited Express или Rapi:t)

  • Почти не останавливаются (1–3 ключевые станции)
  • Требуется доплата к базовому билету
  • Можно (и часто нужно) резервировать места
  • Повышенный комфорт: мягкие кресла, багажные полки, тишина
Примеры:
JR Haruka от Син-Осаки до аэропорта — 50 мин, 1850 йен
Nankai Rapi:t от Намбы до KIX — 34 мин, 1450 йен
Kintetsu Limited Express до Нары — около 40 мин, 1130 йен

Оплата и контроль

Важно: в японской системе поездов доплата за Экспресс и Limited Express не всегда очевидна. Базовый билет можно купить в автомате или оплатить по IC-карте (ICOCA, Suica и т.д.), но:

  • Если вы садитесь на Limited Express, нужно отдельно покупать «специальный билет» (Limited Express Ticket), который подтверждает право на посадку в поезд.
  • В большинстве случаев контроля нет, но предполагается, что пассажир честно покупает нужный билет.
  • В случае проверки, если у вас не окажется билета, то контролёр попросит оплатить билет на месте (иногда с небольшой наценкой, но без серьёзных последствий).
💡 Совет: всегда проверяйте, какой именно поезд вы выбрали, особенно на станциях с общими платформами — Express и Local могут отправляться с одной и той же платформы, но стоить по-разному.

🚆 Синкансен (Shinkansen)

это сеть высокоскоростных поездов в Японии, которая считается одной из самых передовых и надёжных в мире. Осака находится на линии Токайдо-Санъё Синкансен. Основные направления из Осаки:

Токио:

  • Время в пути: около 2 часов 20 минут на самом быстром поезде Nozomi. Расстояние — 552 км.
  • Частота: поезда ходят каждые 10–20 минут.

Киото:

  • Время в пути: всего 14 минут на Nozomi. Расстояние — 43 км.

Это одна из самых коротких поездок на синкансен, но она популярна среди туристов, так как Киото — культурная столица Японии.

Хиросима:

  • Время в пути: около 1 часа 20 минут на Nozomi. Расстояние — 340 км.

Фукуока (станция Хаката):

  • Время в пути: около 2 часов 30 минут на Nozomi. Расстояние — 553 км.

Кагосима (юг Кюсю):

  • Через линию Санъё и Кюсю Синкансен можно добраться до Кагосимы за 4 часа 30 минут.

Примеры цен:

Цены на синкансен зависят от расстояния, типа поезда и класса вагона. Синкансен дороже, чем те же поезда JR, особенно на дальних маршрутах. Вот примеры для маршрута Осака–Токио:

  • Обычный вагон (незарезервированное место): около 13 870 йен.
  • Обычный вагон (зарезервированное место): около 14 520 йен.
  • Зелёный вагон (аналог бизнес-класса): около 19 530 йен.

Осака–Киото, для сравнения: около 3000 йен (зарезервированное место).

Если вы планируете поездку в Киото, синкансен — самый быстрый способ, но для экономии можно выбрать стандартный поезд JR (около 30 минут за 570 йен).

Купить билет можно в кассе или автомате, а также онлайн.

🚍 Автобусы

Есть городские и междугородние маршруты. Они менее популярны у туристов, но охватывают зоны, где нет метро. Например, я поехала на автобусе из Осаки до буддийского храма Кацуо-дзи.

Пример автобусной остановки
Пример автобусной остановки

В чём сложности?

Автобусные остановки не всегда очевидные — иногда это просто несколько скамеек (или вообще одна) и небольшой стенд с графиками отправления автобусов, но на крупных узлах они более организованные. Обычно под автобусные остановки выделяется улочка или даже целый перекрёсток, где может находиться по множеству остановок, на каждой из которых останавливаются свои автобусы, и нужно побегать между ними, чтобы найти ту, где останавливается именно ваш автобус.

Пример графика отправления автобусов
Пример графика отправления автобусов

График отправления автобусов на этих остановках составлен очень запутано. Автобусы дальнего следования чаще всего ходят ровно каждый час (например, в 14:00, 15:00, 16:00 и т.д.), уходят РОВНО в заявленное время и не минутой позже, т.е. если вы пришли на остановку в 14:02, то автобуса там уже не будет и нужно ждать еще час.

Также ходят ночные и экспресс-автобусы (например, в Токио, Хиросиму и др.).

Платят в автобусах Осаки обычно при выходе (а не при входе)

🚖 Такси

Такси в Японии сильно дороже общественного транспорта, так что я бы использовала этот способ только в крайней нужде. У меня у самой опыта поездки на такси не было, но я собрала информацию, какую смогла найти.

Пример стоянки такси в Осаке
Пример стоянки такси в Осаке

Итак, стартовая цена поездки примерно 660–700 йен за первые 1,5–2 километра (в зависимости от компании и размера машины). Дальше — по расстоянию: каждые 200–300 метров добавляется примерно 80–100 иен. При скорости ниже 10 км/ч или в пробке — берут по времени (80–100 йен за каждые 1–2 минуты простоя). С 22:00-23:00 до 5:00 действует надбавка 20-30%

Примеры цен:

  • Osaka Station → Dotonbori, 15 мин/4 км = 1 500 йен днём и 1800 ночью
  • Osaka Station → USJ, 25 мин/10 км = 3 000 йен днём и 3600 ночью
  • Kansai Airport → Namba, 45 мин, 45 км = 17 000 йен днём и 20400 ночью

Такси есть на стоянках, обозначенных специальным знаком (пример на фото). Или вы можете воспользоваться приложением, например GO/Taxi app for Japan, DiDi, S.RIDE.

Нужно также подчеркнуть, что японцы очень честные и порядочные, так что можете не бояться, что они вас обманут или будут специально накручивать ценник, наматывая круги вокруг вашей точки.

Чаевые в Японии не приняты, так что округлять сумму не нужно.

🚋 Трамваи

В Осаке основная трамвайная сеть принадлежит компании Hankai Tramway и она состоит из двух линий, связывающих Осаку с соседним городом Сакаи.

Пример трамвайной остановки
Пример трамвайной остановки
  • Линия Hankai: от станции Ebisucho (в районе Намба, Осака) до Abikomichi (Сакаи). Протяжённость около 10 км. Вдоль линии можно увидеть такие места, как храм Sumiyoshi Taisha — один из старейших синтоистских храмов Японии.
  • Линия Uemachi: от станции Tennoji-Ekimae (возле зоопарка Тэннодзи и крупного транспортного узла) до Hamadera-Ekimae (Сакаи). Протяжённость около 8 км. Пересадка между линиями возможна на станциях Sumiyoshi или Abikomichi.

Примеры цен:

  • Фиксированный тариф: около 210 йен за поездку, независимо от расстояния.
  • Дневной проездной: примерно 600–700 йен за проездной, который даёт право на неограниченное количество поездок в течение дня на обеих линиях.

🚲 Прокат велосипедов

В городе есть много автоматических велостанций, например, HUBchari или Docomo Bike Share.

Станция HUBchari
Станция HUBchari
Велосипеды на станции HUBchari
Велосипеды на станции HUBchari

Для аренды нужно зарегистрироваться в системе велостанции через официальный сайт или мобильное приложение. После регистрации вы получите доступ к велосипеду через QR-код или уникальный код, который нужно ввести на замке велосипеда. Некоторые станции могут предлагать аренду напрямую через терминал, если вы не хотите использовать приложение. Вы можете ездить в пределах обозначенной зоны обслуживания (проверьте карту на сайте, чтобы не выйти за границы). После использования верните велосипед на любую станцию сервиса.

Примеры цен:

Тарифы могут варьироваться в зависимости от сезона, обновлений системы или специальных предложений, но в среднем структура выглядит так:

  • Базовый тариф: около 150–200 йен за первые 30 минут.
  • Почасовая оплата: примерно 100 йен за каждые дополнительные 30 минут.
  • Дневной абонемент: около 1000–1500 йен за 24 часа.
  • Регистрационный взнос: для новых пользователей может взиматься разовая плата (около 500–1000 йен), но это не всегда.

Точные цены лучше уточнить на официальном сайте сервиса или в приложении перед арендой, так как они могут корректироваться.

Велосипедные станции HUBchari с наличной оплатой
Велосипедные станции HUBchari с наличной оплатой

ICOCA не принимается для оплаты аренды HUBchari. Платить нужно, разумеется, банковской картой, и, как известно, с русскими картами может быть проблема. НО! Вы можете попробовать заказать временную карту в своем отеле, например, сеть APA предлагает такую услугу (я видела информацию об этом в брошюре от отеля). Также у того же HUBchari есть возможность на некоторых станциях расплатиться наличными и приобрести проездной на 1 день. Такие станции в приложении помечены красным с синим, но их очень мало на весь город. Но одна такая есть недалеко от Дотонбори, так что если вы выберете себе отель там — то всё в порядке.

Также в туристических районах (например, около замка Осака или в той же Дотонбори) есть частные велопрокаты. Стоимость обычно начинается от 500 йен за час или 1500–2000 йен за день, часто с депозитом (около 1000–3000 йен, возвращается при возврате велосипеда).

🚢 Речной и морской транспорт

В Осаке популярны речные прогулки, особенно по каналу Дотонбори в районе Минами, где сосредоточены яркие неоновые вывески, рестораны и магазины. Такие прогулки обычно длятся 20–40 минут и стоят около 1000–1500 йен с человека. Например, Aqua-Liner проходит по реке Йодо, с видом на замок Осака, окружённый рвом, и по району Наканосима с его общественными зданиями. Или Captain Line — от Osaka Aquarium до Universal Studios Japan.

Прогулочный катер на Дотонбори
Прогулочный катер на Дотонбори
Примеры цен на прогулочный катер на Дотонбори
Примеры цен на прогулочный катер на Дотонбори

Из порта Осаки (Osaka Port) отправляются паромы, связывающие город с другими регионами Японии, такими как Кюсю или Сикоку. Например, паромы компании Ferry Sunflower курсируют между Осакой и Бэппу — это популярный маршрут, который занимает около 12 часов и позволяет насладиться видами Внутреннего Японского моря. Стоимость билета на такой паром начинается от 10 000 йен за место в общем зале и может доходить до 20 000 йен за отдельную каюту.

Из порта Осаки можно также отправиться в короткие морские круизы, например, вокруг залива Осака. Такие круизы часто включают ужин на борту и обзорные экскурсии с видом на городскую набережную, включая такие достопримечательности, как аквариум Kaiyukan и колесо обозрения Tempozan. Стоимость таких круизов обычно составляет 3000–5000 йен с человека.

Как ориентироваться во всём этом?

Я использовала навигаторы. Например, подойдут гугл-карты. Вы можете там вбивать место отправления и место назначения, а навигатор сам предложит маршруты. Главное, будьте внимательнее! Смотрите, что именно он предлагает: поезд (и какой именно!), или метро, или автобус. Иначе можно легко запутаться.

Надеюсь, моя статья была полезна для вас, и вы будете более подготовлены к общественному транспорту Осаки, чем я.