Рассказ о шведском истребителе танков pvkv m/43 на шасси танка Strv m/42
О необходимости создания истребителей танков шведские военные задумались еще в 30-е годы. Первой такой разработкой стала САУ Landsverk L-62. Она предполагалась как ЗСУ, но на самом деле создавалась как боевая машина двойного назначения, то есть для борьбы и с наземными, и с воздушными целями. Впрочем, поначалу шведским САУ не везло. Они оказывались более востребованными не у себя на родине, а за рубежом. Та же Landsverk L-62 закупалась Финляндией, а также производилась по лицензии в Венгрии. А вот для себя шведы всё никак не могли сделать выбор.
В более-менее разумное русло ситуация вокруг шведской самоходной артиллерии стала переходить ближе к середине 1941 года. 6 июня 1941 года состоялось совещание, на котором обсуждалось состояние дел по САУ. В том числе прорабатывался проект истребителя танков на шасси Landsverk L-60. Тогда же обсудили истребитель танков Bandpv 75 на шасси танка Landsverk LAGO. Предполагалось, что данная боевая машина получит 75-мм пушку с начальной скоростью снаряда 840 м/с. Этот проект стал первым шагом к истребителю танков pvkv m/43.
О создании более крупного, чем Landsverk L-62, истребителя танков шведские военные задумались еще раньше - к началу 1941 года. Связано это оказалось с пониманием, что для уверенной борьбы с новыми танками полевых орудий калибра 75 мм может и не хватить. Подходящее орудие у шведов имелось, речь идет о 75-мм зенитной пушке 7,5 cm Lvkan m/30, или ее модернизированной версии 7,5 cm luftvärnskanon m/1930-37. Орудие это можно считать родственницей немецкой зенитки 8.8 cm FLak 18. Да и советская 85-мм пушка 52-К имела к ней отношение, по крайней мере лафет нашей зенитки создавался с оглядкой на разработку Bofors.
Зенитное орудие имело выдающиеся характеристики, но масса в походном положении, составлявшая 5800 кг, ограничивала мобильность на поле боя. Поэтому появилась идея установки орудия с баллистикой 7,5 cm Lvkan m/30 на шасси перспективного танка LAGO. 16 января 1941 года Landsverk подготовила эскизный проект 75 mm Band PV, то есть 75-мм гусеничной самоходной пушки (чертеж S-316). Поскольку у орудия была большая длина отката, рубку пришлось делать очень длинную. Поэтому вид у 75 mm Band PV получился крайне необычным, с максимальным выносом рубки вперед. Также место механика-водителя максимально подняли вверх.
Довольно странная конфигурация рубки оказалась связана с одной интересной особенностью. Заключалась она в установке вооружения и хитростями шведского законодательства. Официально военного положения в стране не было, так что правила дорожного движения вполне соблюдались. Машина с длинным стволом представляла собой негабарит, посему требовалось что-то сделать, дабы ее вписать в габариты. Выходом из положения стала система, при которой ствол орудия в походном положении частично оттягивался в боевое отделение. Чтобы он там помещался, в кормовой части рубки сделали специальный выступ.
Главным препятствием к созданию 75 mm Band PV на первых порах являлось шасси, поскольку Lansdverk LAGO требовалось еще запустить в серию. 19 декабря 1941 года танк приняли на вооружение как Strv m/42, это позволило вернуться к вопросу создания САУ на его базе. Следующее совещание по теме САУ на шасси LAGO состоялось 19-20 января 1942 года. Помимо 75-мм самоходного орудия, появилось задание на разработку штурмового орудия с вооружением калибра 105 мм. Сроком создания опытного образца указывалось 10 января 1943 года. Судя по всему, на этом этапе KATD прорабатывала вопрос частичной унификации, поскольку эскиз S-317 от 22 января 1942 года предусматривал использование орудий двух типов.
В дальнейшем истребитель танков и штурмовая САУ несколько разошлись по деталям, но общая концепция была налицо. Рубка стала менее габаритной, что позволило вернуть механика-водителя на его штатное место. Несколько изменилась конструкция орудийной установки и рубки, при этом выступ для отвода ствола в походом положении оставался на месте. Бронировка орудийной системы получила сферическую форму, такое решение стало типовым для шведских САУ. Поскольку LAGO II (Strv m/42) еще готовился к запуску в серию, САУ на его базе были вынуждены двигаться в его экваторе. Вместе с тем, как показывает эскиз S-350 от 15 июня 1942 года, общая концепция САУ уже сформировалась.
Вплоть до осени 1942 года штурмовая САУ и истребитель танков шли параллельными курсами. На это указывает тот факт, что полноразмерные макеты двух САУ изготовили вместе. Далее, 17 октября 1942 года, было подписано соглашение об изготовлении 87 истребителей танков на шасси LAGO IV (Strv m/42 EH) стоимостью 278200 шведских крон за штуку. При этом штурмовая САУ с повестки дня постепенно ушла. Связано это оказалось с тем, что приоритетным направлением посчитали создание штурмовой САУ на шасси Strv m/41. Учитывая тот факт, что данный танк в серию шел быстрее, в KATD поступили верно, да и получившаяся Sav m/43 оказалась вполне удачной боевой машиной.
Что же касается истребителя танков на шасси LAGO IV (летом 1943 года САУ обозначалась как PV 75), то для него подписание соглашение о выпуске еще ничего не означало. САУ продолжали дорабатывать, а также корректировать боевую массу. Согласно заданию, она находилась в пределах 22 тонн, далее ее скорректировали до 23 тонн. Даже после того, как рубку сделали более компактной, сильно легче САУ не стала, поскольку толщина лба рубки достигала 70 мм. Да и маленькой PV 75 не назвать: общая высота оценивалась в районе 2,5 метров. К лету 1943 года рубку существенно доработали. За счет скосов с боков и кормы рубки массу удалось снизить до 28,6 тонн, кроме того, ярко выраженный выступ для казенника убрали.
В июне 1943 года стало понятно, что про серийное производство PV 75 в 1943 году можно забыть. Согласно скорректированному плану, первые 7 САУ ожидалось получить в сентябре 1944 года, по 10 в октябре и ноябре, 20 в декабре, по столько же ожидалось в январе и феврале 1945 года. Что же касается финальной конфигурации САУ, то ей стал эскиз S-454. В целом он не сильно отличался от апрельской конфигурации машины, он стал результатом внесения правок со стороны военных. Прежде всего, это касалось появления оборонительного вооружения. В переднем левом углу рубки появилась турельная установка пулемета ksp m/39 B strv.
И даже осень 1944 года оказалась слишком оптимистичной датой запуска САУ в серию. Еще в ходе утверждения серийного выпуска ее название пару раз поменяли. Сначала PV-75 заменили на 7.5 cm pvvagn, а затем, в ноябре 1943 года, появился финальный индекс - pansarvärnskanonvagn m/43 (сокращенно pvkv m/43), то есть противотанковая орудийная машина обр.1943 года.
В 1944 году выпустили опытный образец САУ, который получил шасси, несколько отличавшееся от исходной конструкции. Коробку передач заменили на 5-скоростную механическую Volvo Typ VL 42, более надежную. Следует отметить, что главной причиной задержки выпуска pvkv m/43 была ситуация вокруг Strv m/42. Для САУ просто не имелось места на конвейере.
Результатом всех задержек стало то, что реальный запуск серийного производства pvkv m/43 состоялся только в 1946 году. Первой частью, которая получила на вооружение pvkv m/43, стал танковый полк P 4 (Шёвде). К тому времени истребитель танков выглядел безнадежно устаревшим. По боевым характеристикам САУ, чем-то похожая на гипертрофированный немецкий истребитель танков Marder, была близка к СУ-85. Появись она в 1943 году, она вполне могла стать серьёзным аргументом "танковых бригад обр.1943 года" (pansarbrigaden m/43). Согласно штатам, в каждой бригаде предполагалось иметь батарею pvkv m/43. Впрочем, даже базовые танки шли со скрипом, в такой ситуации задержки оказались неизбежными.
Как и предполагалось по контракту, всего сдали 87 САУ, получивших серийные номера 80201–80287. Последнюю из pvkv m/43 сдали в 1948 году. За это время KATD, Landsverk и Bofors успели "нарисовать" несколько проектов истребителей танков. Вот только бумага и реальная жизнь очень сильно различались. Во второй половине 40-х годов сложилась ситуация, что шведская армия, которой уже явно не светило с кем-то воевать, была рада и таким истребителям танков. Более того, pvkv m/43 стала первой и последней серийной шведской машиной такого класса с противоснарядной броней.
В целом получилась не самая плохая боевая машина. Хотя не без проблем. Как уже говорилось выше, в ходе эволюции 75 mm Band PV рубка неоднократно меняла свою конфигурацию, каждый раз объем боевого отделения постепенно сокращался. В итоге место наводчика получилось не очень удобным. Более существенной проблемой стала повышенная нагрузка на передние опорные катки. Это приводила к износу бандажей опорных катков. Решением проблемы стал переход на передние опорные катки с внутренней амортизацией. Обсуждать данную конструкцию начали в первой половине 50-х годов, внедрили где-то в середине 50-х.
Более серьёзный проект модернизации САУ стали рассматривать в октябре 1952 года. Опыт эксплуатации показывал, что боевое отделение следует сделать закрытым. Рубка, естественно, требовала переделки, но опыт конверсии Ikv 72 в Ikv 102 показывал, что это не такая большая проблема. Другой вопрос, что Laandsverk стало слегка не до того. В результате модернизация pvkv m/43 оказалась отложена до лучших времен. Вернулись к данному вопросу только в декабре 1959 года, когда Landsverk получила задание на переделку трех pvkv m/43.
Отчасти модернизации истребителя танков пересекалась с другой модернизированной боевой машиной - Strv 74. Прежде всего, это касается орудия, которое получило сильно измененную конструкцию ствола. В частности, на нем появился эжектор, заметно снизивший загазованность боевого отделения. Еще одной причиной, которая заставила все же провести модернизацию, оказалась не лучшая ситуация с моторами. Эксплуатация показала, что двигатель Volvo A8B менее надежен в эксплуатации, чем спаренная установка двигателей Scania-Vabis typ L 603.
Базовое шасси в очередной раз стало причиной задержки по теме САУ. К серийной переделке ранее выпущенных pvkv m/43 Landsverk смог приступить в 1963 году. По итогам доработок боевая масса выросла до 25 тонн, при этом спаренная установка моторов Scania-Vabis typ L 603/3 была менее мощной, чем Volvo A8B. Кроме того, дальность хода снизилась со 130 до 110 километров. Тем не менее, сильно характеристики машины не ухудшились, зато надежность выросла. Рост массы произошел за счет переделки боевого отделения, которое стало закрытым. Самоходная установка получила массу разных переделок, что позволило улучшить ее эксплуатационные характеристики.
Считалось, что в таком виде pvkv m/43 прослужит недолго. Дело в том, что в 1964 году началось активное обсуждение новой САУ, более легкой, плавающей, и с 90-мм орудием. Но, как это часто бывало у шведских военных, разработка нового истребителя танков, который заменял и pvkv m/43, и Ikv 102/103, сильно затянулась. Итогом стало то, что ни Landsverk, ни Bofors не смогли победить в конкурсе, а победа оказалась на стороне Ikv 90 от Hägglund & Söner. Улучшенная версия, Ikv 91, была запущена в серийное производство в 1976 году. Тогда же постепенно pvkv m/43 стали уходить на покой.
Ныне известно около десятка pvkv m/43, из которых часть пребывает во вполне неплохом состоянии. Данная САУ стала ярким примером реальных возможностей шведской промышленности времен Второй мировой войны. Она могла всё, но не могла всё сразу. Так или иначе, получилась достаточно неплохая самоходная артиллерийская установка, которой судьба уготовила долгую карьеру. Она, конечно, могла быть куда короче, но большинство сменщиков обычно не продвигалось дальше бумаги.
Автор выражает признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster) и Виктору Нурланду (Viktor Norlund), Швеция, за помощь в подготовке материала.
Список источников:
Архив Карла Бломстера
tanks.mod16.org
www.ointres.se/pvkv_m43.htm
fromtheswedisharchives.wordpress.com
digitaltmuseum.se
Другие статьи по шведским САУ:
Шведский легкий танк Strv m/40 и машины на его базе в послевоенный период
История шведской штурмовой САУ Sav m/43 на шасси легкого танка Strv m/41
История шведской экспериментальной штурмовой САУ Bofors Sav 12 cm
История Ikv 72, шведской легкой САУ поддержки пехоты
История шведских легких САУ поддержки пехоты Ikv 102 и Ikv 103