История шведской штурмовой САУ Sav m/43 на шасси легкого танка Strv m/41
Самоходная артиллерия впервые появилась на полях сражений Первой мировой войны. Поначалу речь шла о моторизации тяжелых орудий, но уже к концу войны появились первые мысли, что необходима самоходная пушка среднего калибра, обладающая более-менее приличной защитой. До такого первыми догадались французы, правда, они делали танк. Так на свет появился Char B, изначально с пулеметной башенкой, но дальше она выросла в полноценную башню. Дальше французы стали заниматься уже полноценной штурмовой артиллерией, но дальше опытных машин дело так и не продвинулось. В отличие от немцев, которые уже в 1940 году применили два типа штурмовых САУ.
В ходе Второй мировой войны самоходная артиллерия достигла наибольшего развития. Ей стали заниматься, в том числе, и те страны, которые до того САУ не интересовались. В их числе оказалась и Швеция. Первые идеи САУ появились у шведов еще до начала войны, но всерьёз они ими занялись, как только появилась подходящая база. Как и ряд других стран, шведы взялись за два класса САУ - истребители танков и штурмовые САУ. Во втором случае получилась такая боевая машина, как Sav m/43, базой для которой послужил легкий танк Strv m/41. Машина получилась удачной, и даже база легкого танка ей особо не помешала.
Безальтернативная база
Первые самоходные артиллерийские установки были спроектированы Landsverk еще в начале 30-х годов. Выглядели они довольно необычно, больше напоминая ЗСУ. На самом деле Landsverk L-62 являлась боевой машиной двойного назначения. Помимо функций ЗСУ, она использовалась как истребитель танков. То есть шведы тоже хотели истребитель танков с круговым сектором обстрела. Правда, речь идет о Landsverk, а не шведских военных. Первые шведские ЗСУ оказались отнюдь не у шведской армии. 40M Nimrod и Landsverk ANTI II использовались, соответственно, венгерской и финской армиями, причем венгры применяли их и как истребители танков.
Определенный интерес к Kanonvagnen Landsverk ANTI шведская армия проявляла, но не более того. На тот момент более приоритетным был выпуск танков семейства Landsverk L-60-S, а с ним дела обстояли не очень. Кроме того, база Landsverk L-60 была не совсем тем, что видели шведские военные. Еще в 1940 году они узнали о существовании Sturmgeschütz, концепция данной машины им очень понравилась. 27 января 1941 года состоялось совещание KATD, на котором обсудили немецкую новинку. Там же упомянули и наличие у немцев 36-тонного танка с броней толщиной 50-60 мм (да, не только наша разведка докладывала о таком). Возникла потребность в чем-то, способным бороться с таким танком.
В апреле 1941 года прошло обсуждение перспектив создания "штурмовика", способного бороться с немецким тяжелым танком. Довольно быстро на первый план вышло 75-мм орудие, способное пробить на дистанции 600 метров броню толщиной 70 мм, установленную под углом 30 градусов от вертикали. Первым делом Landsverk предложила проект 75 mm Band PV (Bandpv 75) на шасси Landsverk LAGO. Эта штурмовая САУ, представленная 6 июня 1941 года, должна была нести 75-мм орудие с начальной скоростью снаряда 840 м/с. Тем не менее, база легкого танка всё еще рассматривалась. Поэтому, одновременно с Bandpv 75, Landsverk предложила еще один проект - Försöksbandpv (L-60-I). Он предполагал разработку истребителя танков, напоминающего немецкий Marder, с 75-мм орудием, имевшим длину ствола 40 калибров и с начальной скоростью снаряда 610 м/с.
Работы по Försöksbandpv (L-60-I) затянулись, эскизный проект представили только 20 января 1942 года. Финальным решением по орудию стало использование 75-мм полевой пушки kanon m/40, с начальной скоростью 525 м/с. Орудие бралось как есть, в результате громоздкая откатная система предопределила чрезмерную высоту рубки. Понимая суть проблемы, Landsverk одновременно проработала второй вариант проекта, с более компактной и массовой полевой пушкой kanon m/02. Это было самое массовое шведское полевое орудие. Оно, правда, не годилось для борьбы с тем самым призрачным немецким тяжелым танком, но разница с kanon m/40 по начальной скорости снаряда была минимальной, а рубка получилась ниже. САУ в данным орудием даже построили, но задолго до этого события начались работы по конкурирующей разработке.
На совещании, которое прошло 19-21 января 1942 года, Эрик Гиллнер из KATD обсудил перспективы самоходной артиллерии с Bofors. Стало понятно, что шасси Strv m/40 имеет небольшой запас по дополнительной нагрузке, поэтому появилась альтернатива. Ей стал Strv m/41 (TNH-Sv), шведский вариант чехословацкого танка LT vz.38. Его выпуск осваивали на Scania-Vabis. Этот танк не только имел больший запас по нагрузке, но еще и получил лобовую защиту толщиной 50 мм. Таким образом получалась база для легкого штурмовика. Идея Гиллнера состояла в установке на шасси strv m/41 (TNH) 75-мм орудия strvkan L/31. Речь шла о системе, которая ставилась в Strv m/42, серийной версии Landverk LAGO. Также продумывался такой же вариант на базе Landsverk Terro, но он в работу не пошел - шасси было "бумажным".
2 марта 1942 года Bofors представила проект САУ, получившей обозначение 75 mm StvK L/31 i stridsvagn TNH-SV. Также она проходила под индексом 75 mm storm-pjäs. Согласно переписке, официально задание на ее разработку Bofors получила 26 января 1942 года. Как можно заметить, шведская промышленность всё же умела работать и быстро. Впрочем, и разработка была "быстрой". С танка снималась башня и часть подбашенной коробки, вместо них ставилась закрытая сверху рубка. Орудие разместили на тумбе, оно имело приличный сектор вертикальной наводки - от -15 до +23 градусов. Минусом стало то, что рубка получилась чересчур громоздкой. Для обеспечения работы расчета Bofors частично "натянула" рубку на моторное отделение, такую конструкцию забраковали.
Вторую итерацию САУ Bofors и Scania-Vabis представили на совещании 29 августа 1942 года. На сей раз рубка была заметно компактнее. Вместо 75-мм орудия strvkan L/31 было решено использовать другое орудие - полевую пушку kanon m/02. Помимо массовости, ее плюсом стала компактность, кроме того, такую же установку отрабатывали на Stormpjäs med 7,5 cm kanon m/02. Углы наводки нового орудия оказались скромнее: -влево/вправо по 7 градусов, вверх/вниз от -10 до +15 градусов. Согласно расчетам, внутри размещалось 50 унитарных патронов.
В декабре 1942 года началось обсуждение постройки САУ, но окончательное решение приняли только в марте 1943 года. Построили опытный образец САУ, получившей обозначение Sav m/43, в августе 1943 года. Точнее, его переделали из Strv m/41 S II, при этом САУ получила регистрационный номер 80123. К тому моменту уже стало понятно, что Stormpjäs med 7,5 cm kanon m/02 выглядит явно вчерашним днем. Слишком высокая САУ имела противопульную броню, на роль "штурмовика" она не годилась. Чего не скажешь о Sav m/43. Машина получилась не выше базового танка, за счет расширения боевого отделения до полной ширины шасси внутри было более-менее свободно. Сохранилась и подвижность базового танка.
Последним штрихом стало вооружение. Во второй половине 1943 года появилась идея воткнуть в Sav m/43 гаубицу калибра 105 мм. Сначала KATD думало об адаптации буксируемого орудия 10,5 cm haubits m/10, но далее Bofors разработала 105-мм гаубицу с длиной ствола 20 калибров. По компоновочным решениям орудие здорово напоминало установку strvkan L/31 в исходный проект САУ. Орудие, получившее индекс 10,5 cm kan m/44 sav L/21, вышло за рамки эскизного проекта. Его поставили в опытный образец Sav m/43, испытав силами танкового полка P 6. Речь даже шла о том, чтобы вторую партию САУ заказать с такими орудиями. Такое обсуждение имело место 2 ноября 1943 года. Но для начала всё же решили подстраховаться.
Опоздавший, но долгоиграющий
Про серийный выпуск Sav m/43 разговор подняли в начале ноября 1943 года. Согласно планам, первая партия легких штурмовых САУ была небольшой - всего 18 штук. Оснащалась она переделанными полевыми орудиями 7,5 cm kanon m/02. Далее, как уже говорилось выше, предполагался заказ второй партии, со 105-мм гаубицами kan m/44 sav L/21. Впрочем, как это часто бывало у шведов, запуск серийного производства забуксовал.
Окончательно контракт на выпуск 18 САУ первой партии со Scania-Vabis подписали в марте 1944 года. Можно сказать, что шведские военные занялись оптимизацией. Поскольку было очевидно, что базовый танк устарел, его выпуск урезался на те самые 18 машин. Как раз в марте 1944 года были сданы последние Strv m/41 S II. Впрочем, по ряду причин освоение производства Sav m/43 существенно задержалось. Помимо производственных проблем, требовалось доработать машину, поскольку испытания выявили не только достоинства, но и недостатки.
Финальная конфигурация САУ отличалась, прежде всего, конструкцией рубки. По результатам испытаний потребовалась ее доработка. Форма рубки несколько изменилась, а у наводчика появился массивный кожух перископического прицела. Поскольку в ходе испытаний имелись некоторые проблемы с вентиляцией, в задней части крыши рубки появился большой люк. Приоткрыв его, улучшалась ситуация с вентиляцией боевого отделения. Также сзади появился выступ, куда переместили радиостанцию. На танке она была спереди-слева, но радиста оттуда убрали, как и курсовой пулемет.
В чем-то Sav m/43 напоминала по концепции итальянскую Semovente Da 75-18. Разница в том, что шведская машина получилась еще легче (боевая масса составляла 12 тонн) и быстрее. Также у шведов куда лучше дела обстояли с простором боевого отделения. Внутри Semovente Da 75-18 помещалось всего трое человек, включая механика-водителя. У Sav m/43 экипаж составил 4 человека, причем командир занимался своими прямыми обязанностями. Расчет спокойно работал стоя, причем неудобств он не испытывал.
Машина получилась хорошая, за одним исключением. Дело в том, что сдавать их начали в конце 1944 года, когда минимальная угроза Швеции миновала. По факту первую партию с регистрационными номерами 80124-80141 сдали в январе 1945 года. Выпущенные машины пошли на вооружение самоходного артиллерийского дивизиона артиллерийского полка A 9 (Bergslagens artilleriregemente, Кристинехамн). При этом шведы полностью скопировали исходную структуру немецкого дивизиона штурмовых орудий. Согласно штатам, дивизион состоял из 3 батарей по 6 машин в каждой. При этом сами немцы во время войны постепенно укрупняли штаты дивизионов штурмовых орудий.
Первые войсковые испытания штурмового дивизиона A 9 прошли в феврале 1945 года. По их результатам артиллеристы оказались довольны приобретением. Sav m/43 оказались эффективным средством поддержки пехоты. Вместе с тем, еще в конце 1944 года снова подняли вопрос установки 10,5 cm kan m/44 sav L/21. Было очевидно, что 75-мм орудия маловато, тем более что 105-мм система без проблем влезала в рубку. Боекомплект снижался до 36 выстрелов, но ради существенного повышения огневой мощи вполне можно было пойти на такие жертвы.
В конце 1945 года Scania-Vabis получила, наконец, контракт на выпуск второй партии Sav m/43. Также было решено, что САУ первой серии перевооружат на 105-мм орудия. Случилось это весной 1946 года. Что же касается машин второй серии, имевших регистрационные номера 80142-80159, то их предполагалось получать в период с ноября 1946 по июнь 1947 года. Но Scania-Vabis не смогла даже в темп 3 САУ в месяц, поэтому сдали их к концу 1947 года.
Вторая партия Sav m/43 пошла на комплектацию второго дивизиона штурмовых орудий при A 9. На этом выпуск штурмовых САУ на базе Strv m/41 прекратился. Причин для этого было немало, в том числе и концептуальных. Во всём мире самоходная артиллерия постепенно уходила в тень, а на первый план выходили танки. У шведов же ситуация выглядела еще интереснее. На самоходную артиллерию положила глаз пехота, причем ей были нужны не совсем те САУ, которые предполагались ранее. Новая концепция предполагала маленькие и подвижные самоходные пушки, менее габаритные, чем Sav m/43. Речь идет об Ikv 72, работа по которой началась в конце 40-х годов.
В 1951 году Sav m/43 были переданы в пехотные бригады. Согласно новой концепции, каждая бригада получала на вооружение батарею из 6 "пехотных самоходных орудий". За неимением иных САУ пока роль Ikv стали играть Sav m/43. В дальнейшем выяснилось, что "эрзац" был как минимум не хуже тех машин, которые их заменяли. Это касалось и орудий: позже Ikv 72 перевооружили на 105-мм орудия. Также Sav m/43 получились более просторными, чем "пехотные пушки" нового поколения. В таком качестве САУ оказались грозной силой. В отличие от шведских танков того периода, мало чего способных противопоставить, Sav m/43 имели в боекомплекте кумулятивные снаряды Psgr m/49. Работа над ним началась в 1945 году, пробитие достигало 240 мм брони.
В роли средства поддержки пехотных бригад Sav m/43 использовались долго. Помимо того, что пехоту не особо баловали новинками, причинами долгой службы следует считать и вполне удачную конструкцию машины. Правда, выявилась и проблема. Выяснилось, что мотор Scania-Vabis typ 603/2 работал на САУ не очень чтобы надежно. Решение проблемы оказалось оригинальным: в 1962 году все Sav m/43 получили двигатели Scania-Vabis typ 1664/13, те самые, что стояли еще на Strv m/38. Как не странно, модернизация пошла на пользу, по крайней мере машина стала более надежной.
В ходе эксплуатации также менялся внешний облик САУ. Связано это было напрямую с введением в войска Ikv 72/102/103. На машине появлялось схожее оборудование. Первые переделки случились в середине 50-х годов, а самая большая модернизация прошла в 1962 году, параллельно с ремоторизацией. Все ныне сохранившиеся САУ данного типа модернизированы аналогичным образом.
Из всех шведских легких танков и машин на их базе Sav m/43 прослужила дольше всех. С вооружения их стали снимать в 1970 году, а последние вывели из эксплуатации в 1973 году. Случилось это одновременно с другими Ikv - 102, 103 и 73. Из 32 Sav m/43 до наших дней дожило минимум 13 штук. Самая комплектная находится в коллекции танкового музея Arsenalen, Стренгнес (Швеция). Также несколько машин послужило базой для реплик Pz.Kpfw.38(t) и машин на их базе. База-то похожая.
Несмотря на то, что Sav m/43 сильно опоздала, следует отметить, что шведские инженеры провели большую работу. По итогам получилась одна из лучших легких штурмовых САУ военного периода. Лишний раз об этом говорит и почти 30 лет эксплуатации Sav m/43. Даже при известной бережливости шведов так долго плохая машина вряд ли столько прослужила.
Автор выражает признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала
Список источников:
tanks.mod16.org
Архив Карла Бломстера
PANSAR, 04-2006, 01-2007
www.ointres.se/sav_m43.htm
digitaltmuseum.se
Другие статьи по шведским САУ: