Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

А вы думали, Зубатов был всего лишь жандармом-провокатором?

У этой статьи запланированы две части. И хотя я расскажу в них про разных людей и разные события, тем не менее, они напрямую связаны друг с другом. Из первой части вы узнаете, как это всё начиналось. Из второй - чем всё закончилось. Многое, если не практически всё, что я напишу, вы наверняка уже читали или слышали, но вот лично для меня в единую картину всё это сложилось совсем недавно. Чем я и хочу с вами поделиться. Но прежде будет не лишним напомнить, кто же такой Сергей Васильевич Зубатов. Вот вкратце что пишет про него "Большая советская энциклопедия": "царский, жандармский полковник, инициатор политики "полицейского социализма" в России... платный агент московской охранки, провокатор... по его инициативе была создана система политического сыска, охватившая крупнейшие центры страны... насаждал под тайным надзором полиции проправительственные легальные рабочие организации, вовлекая в них часть рабочих..." В целом тут всё абсолютная правда, однако, я не откажу себе в удовольствие по

У этой статьи запланированы две части. И хотя я расскажу в них про разных людей и разные события, тем не менее, они напрямую связаны друг с другом. Из первой части вы узнаете, как это всё начиналось. Из второй - чем всё закончилось. Многое, если не практически всё, что я напишу, вы наверняка уже читали или слышали, но вот лично для меня в единую картину всё это сложилось совсем недавно. Чем я и хочу с вами поделиться.

Сергей Васильевич Зубатов (изображение из открытых источников)
Сергей Васильевич Зубатов (изображение из открытых источников)

Но прежде будет не лишним напомнить, кто же такой Сергей Васильевич Зубатов. Вот вкратце что пишет про него "Большая советская энциклопедия": "царский, жандармский полковник, инициатор политики "полицейского социализма" в России... платный агент московской охранки, провокатор... по его инициативе была создана система политического сыска, охватившая крупнейшие центры страны... насаждал под тайным надзором полиции проправительственные легальные рабочие организации, вовлекая в них часть рабочих..." В целом тут всё абсолютная правда, однако, я не откажу себе в удовольствие познакомить вас с биографией нашего героя, поскольку она как нельзя лучше отражает становление его в качестве личности исторического масштаба.

Итак, мещанин Сергей Зубатов был когда-то обычным обывателем, каких в Российской империи насчитывалось миллионы. Обывателем в целом лояльным к власти, что, впрочем, не мешало ему приятельствовать с весьма неблагонадёжными гражданами. К революционной деятельности он относился с пренебрежением, но доносами в ту пору брезговал пока... Пока Зубатова не подставили, причём весьма по крупному.

Народоволец Михаил Рафаилович Гоц, завсегдатай библиотеки Зубатова (изображение из открытых источников)
Народоволец Михаил Рафаилович Гоц, завсегдатай библиотеки Зубатова (изображение из открытых источников)

В ту пору одна приятная дама поручила Сергею Васильевичу заведовать своей публичной библиотекой. Я уж не знаю, как у Зубатова складывались отношения со своей работодательницей, но в конечном итоге Александра Николаевна Михина стала его законной супругой. И вот в один далеко не прекрасный день вызывают Сергея Васильевича в охранку и сообщают ему новость - оказывается библиотека, коей он заведует, является конспиративной квартирой революционеров, а посему пора ему сушить сухари и запасаться тёплым бельём. Зубатова эта новость неприятно удивила и на революционеров он за подставу крупно обиделся. Тем паче, что оказалась задета честь будущей супруги. Так обиделся, что тут же завербовался в сексоты.

Три года Сергей Васильевич без перерывов на обед сдавал своих прежних знакомых охранке, пока революционеры не вычислили его и не пообещали при случае оторвать самое ценное - голову. Как вы сами понимаете, дальнейшую негласную деятельность после столь многообещающего обещания пришлось свернуть, но с таким резюме Зубатова охотно взяли в штат Московского охранного отделения без испытательного срока. А революционеры скоро пожалели, что не ценили того, чем обладали в его лице. Потому что в новом качестве Сергей Васильевич начал вредить их деятельности куда эффективнее, чем как простой сексот.

Сергей Яковлевич Стечкин - одноклассник Сергея Зубатова, приведший его в среду революционеров и позднее выданный им полиции (изображение из открытых источников)
Сергей Яковлевич Стечкин - одноклассник Сергея Зубатова, приведший его в среду революционеров и позднее выданный им полиции (изображение из открытых источников)

В работу полиции Зубатов внёс свежую струю. Весь этот дикий ор и обещание выбить зубы на допросах ему претил своей банальностью. Сергей Васильевич обожал душевные разговоры за чашечкой чая. Он безошибочно вычислял самое слабое звено и начинал его окучивать. Откуда родом? Живы ли родители? Так шаг за шагом добирались и до главных вопросов: "А на фига лично тебе все эти революционные благоглупости? А последствия ты понимаешь? А оно того стоит? Ну эти-то понятно ради чего, а вот лично ты что с этого получишь помимо цинги и туберкулёза?" И вот уже клиент поплыл, благо что побывавший ещё совсем недавно в его шкуре Зубатов отлично знал, на каких струнах человеческой души нужно играть.

Революционеры схватились за голову - вместо одного сексота они получили десятки. Акция посади друга и свободен действовала бессрочно. Сергей Васильевич ловко вербовал, окольцовывал и выпускал в стройные революционные ряды одного провокатора за другим. Именно тогда он вошёл в советскую историю как один из опаснейших врагов революции и обеспечил себе место в Большой советской энциклопедии.

Знаменитый провокатор Евно Фишелевич Азеф - один из учеников Зубатова (изображение из открытых источников)
Знаменитый провокатор Евно Фишелевич Азеф - один из учеников Зубатова (изображение из открытых источников)

Начальство же, наоборот, на редкость трепетно относилось к ценному сотруднику, которому стукнуло всего двадцать пят. Последовали повышения по службе. Всего через семь лет после прихода в полицию Сергей Васильевич возглавил Московское охранное отделение, а ещё через шесть лет и весь политический сыск в стране. К тому же Зубатов получил карт-бланш и фактически перестроил охранку на свой вкус, превратив её в эффективную организацию по борьбе с революционерами.

Вот, пожалуй, и всё, что знает о Сергее Васильевиче рядовой россиянин. Но вы же прекрасное понимаете, будь это на самом деле всё, я бы и не сел за статью. Вскоре личность Зубатова пережила очередную трансформацию, подняв его опасность для дела революции на небывалый уровень. Оказалось, что Сергей Васильевич умел не только слушать, но и слышать. Да к тому ж ещё и думать. Обрабатывая очередного бомбиста, он начал задаваться вопросами: и чего эту молодёжь так тянет в революцию? И вдруг за разговорами выяснилось, что жизнь у народа не такая уж и сахарная. Что в стране существуют мизерные зарплаты, грабительские штрафы, изнурительный труд, нищета.

Директор департамента полиции Алексей Александрович Лопухин - один из покровителей Зубатова (изображение из открытых источников)
Директор департамента полиции Алексей Александрович Лопухин - один из покровителей Зубатова (изображение из открытых источников)

И тогда Зубатов прикинул: "Что же это такое получается? Грабят народ капиталисты, а свергать из-за этого революционеры предлагают почему-то царя. И ведь рабочее законодательство в России весьма прогрессивное. Вот только не работает оно. Эх, хорошо бы заставить его работать. Только кто ж это сделает? Но позвольте, ведь именно ему, начальнику московской охранки, поручено охранять престол. А как победить революционеров, не уничтожив причины, толкающие молодёжь на скользкий путь революции?" На самом деле я, конечно, точно не знаю, как именно рассуждал Сергей Васильевич. Но вряд ли сильно ошибаюсь, предположив, что рассуждал он именно так.

Тогда-то в голове Зубатова и созрела идея "полицейского социализма", хотя это название ему категорически не нравилось. А в 1901 году в России возник первый легальный профсоюз "Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве". Я искренне надеюсь, что рано или поздно Сергею Васильевичу воздадут должное как создателю российского профсоюзного движения. Надо отметить рабочие быстро оценили пользу от новой затеи. Одно дело качать права один на один с хозяином, а другое - делать это в присутствие вежливого жандарма, который вполне может этого самого хозяина упечь куда-нибудь на Сахалин за провоцирование революционной ситуации.

Портрет великого князя Сергея Александровича кисти Виктора Штемберга (изображение из открытых источников)
Портрет великого князя Сергея Александровича кисти Виктора Штемберга (изображение из открытых источников)

К тому же Зубатов обзавёлся покровителями на самых верхах в лице директора департамента полиции Лопухина, московского обер-полицмейстера Трепова и царского дяди великого князя Сергея Александровича, весьма благосклонно относившихся к его идеям победить революцию путём улучшения жизни рабочих. Поучаствовали в новой затее и некоторые революционеры. Так, доклад для царского дяди Зубатову помог составить известный народник Лев Тихомиров.

Никогда ещё революционное движение в России не находилось так близко к своему полному краху. Опасаясь навлечь гнев полиции, рабочие гнали революционных агитаторов со своих собраний. Полицейские же во время рабочих стачек ходили расслабленные, будучи полностью уверены, что государственному строю ничего не угрожает. А то, что из-за простоя предприятий у очередного капиталиста вылетают в трубу миллионы - так сам виноват, нечего было жадничать.

Портрет Вячеслава Константиновича фон Плеве кисти Ильи Репина (изображение из открытых источников)
Портрет Вячеслава Константиновича фон Плеве кисти Ильи Репина (изображение из открытых источников)

Увы, мы никогда не узнаем, какое будущее ожидало бы Россию, если бы "полицейский социализм" повсеместно восторжествовал и обрёл статус государственной политики. Но... часто одного тугодума достаточно, чтобы спустить в клозет труды десятков умников. Премьер-министр Плеве не верил ни в какую революцию. А значит и рабочих нечего баловать. Отчаянно борясь за своё детище, Зубатов оказался втянут в заговор против Плеве, закончившийся для него... отставкой. А всего через год революционеры, в которых премьер-министр так упорно не верил, кинули ему в карету бомбу. Так Плеве впервые в жизни раскинул мозгами, увы, в прямом смысле этого слова.

Новый премьер предложил Сергею Васильевичу вернуться на службу, но у того уже не осталось душевных сил продолжать отстаивать свои идеи. 2 марта 1917 года император Николай II отрёкся от престола. На следующий день Сергей Васильевич Зубатов застрелился.

Продолжение читайте здесь:

Читайте в этом цикле: