Мое знакомство с Наринэ Абгарян началось с повести "С неба упали три яблока". Прочитав её, я твердо решила побольше узнать о творчестве автора, и вот у меня в руках её повесть "Понаехавшая". Небольшая книжка с забавными иллюстрациями. Смеяться я начала, прочитав первые три страницы, и не могла остановиться. То и дело я звонила подруге со словами "ты только послушай" и поняла, что этот роман станет одной из моих любимых книг, заняв в шкафу место рядом с такой же небольшой книжечкой Ф. Бакмана "Что мой сын должен знать об устройстве этого мира".
С точки зрения сюжета повесть чрезвычайно проста: скоромная девушка из Армении приезжает в Москву после окончания филфака учиться на журналиста. И ей нужна работа.
"Мощно! Мало было одной безденежной профессии, ты решила еще и вторую освоить?"
Подруга помогает ей устроиться в обменник в гостинице "Интурист", где, собственно, та и работает на протяжении всей книги. Сама Понаехавшая, как зовут её коллеги, в истории скорее второстепенный персонаж. Она - герой наблюдатель, вокруг которого творится театр абсурда - только головой вертеть успевай. На первый план выходят москвичи, коллеги, друзья и просто клиенты обменника, на чьих поступках и разговорах и строится сюжет.
Все обитатели - работники гостиницы Интурист: и девушки из обменника, и "жрицы любви", и начальник охраны по кличке Дровосек, и прочие жители и гости столицы - персонажи колоритные и немного двинутые. Чего стоит одна начальница Понаехавшей О.Ф., которая после каждого праздника, отмеченного в обменнике, наворачивала круги по холлу гостиницы в поисках, кому бы ущипнуть "высокопоставленный бок". Или Трепетная Наталья, для которой в порядке вещей вести подобные разговоры:
"-Галь? Он у тебя доктор каких наук?
- Физико-математических.
- А по виду дебил дебилом."
Действие повести происходит в девяностые годы, и потому все герои чуть опьянены свободой, чуть ошарашены чрезмерно раздвинувшимися границами. Но общественный кризис здесь показан с юмором. Девяностые у Н. Абгарян не мрачные и безнадежные, а удалые, разухабистые и бесшабашные. Читая книгу, вдруг четко осознаешь, что времена определяют люди, их восприятие событий и мира в целом. И понаехавшую Москва приняла не потому, что девушке так уж повезло, а потому что она умела видеть в людях хорошее, смотреть в настоящее с надеждой, а не страхом. Н. Абгарян подводит читателя к мысли, что если ты способен видеть в людях доброе, смешное, трогательное, то жить среди них будет легче, даже если ты девушка с филфака, а вокруг тебя то Лешка-инкассатор, у которого вечно "завален горизонт" из-за выпитого накануне и во время, то непрерывно матерящаяся эксцентричная О.Ф., то жрицы любви и прочие кадры.
К слову о мате. Его в книге много. Нет, МНОГО. Но это звучит не грубо, как у В. Пелевина, не нарочито, как у Д. Рубиной, а тоже невероятно смешно. Я, как и Понаехавшая, выпускница филфака, человек, выросший на литературе 19 века, трепетно относящийся к чистоте языка. Признаюсь, встречая у М. Фрая и Д. Рубиной бранную лексику, я морщусь, но прощаю им это и стараюсь проскакивать такие моменты, потому что мне нравятся романы этих авторов. Но про "Понаехавшую" скажу так: мат в повести не излишен, он там необходим. Н. Абгарян удалось сделать из него основную юмористическую составляющую истории, читая которую начинаешь верить, что иногда действительно такие слова нужны для создания образа героя, без них здесь никуда.
Чем еще примечательна "Понаехавшая", так это галереей персонажей, каждый из которых становится лицом девяностых годов. Так, Люда, одна из работниц обменника, получив в подарок от иностранки крем для депиляции и воспользовавшись им, "поступила как истинная побывавшая двумя ногами в совке леди - собрала использованный крем в баночку и убрала в холодильник. До повторного, так сказать, востребования". Где и нашла его свекровь, приняв за йогурт.
Но беспечность, наивность, безответственность, пристрастие к крепким словам и крепким напиткам изображаются автором не как ужасные пороки общества, из-за которых жизнь наша - тлен и тьма, а как слабости нашего человека, над которыми можно посмеяться, можно погрустить, но нужно их принимать и прощать. Наринэ Абгарян пишет с удивительной любовью к человеку в целом, которой невольно заражаешься, читая её книги.
"Понаехавшую" я прочитала за три вечера. И все это время меня не покидало ощущение, что я говорю с теплым, добрым, внимательным человеком, который чем-то мне очень близок, и любит мою страну так же, как люблю её я. Произведения Н. Абгарян - это хорошая современная литература, которая помогает поверить в жизнь и в человека. Читайте её, наслаждаешься комическими ситуациями и трогательными отношениями героев. И помните: в хорошей литературе всё тоже может закончиться хорошо.
Влияет ли на ваше мнение о книге и авторе использование в тексте произведения нецензурной лексики?
Читайте и другие отзывы: