Найти в Дзене

Премьера "L'opera seria" Флориана Леопольда Гассмана в театре La Scala в апреле 2025

«Опера Сериа» Флориана Леопольда Гассмана.

После своей громкой премьеры на сцене La Scala, L'opera seria была показана в прямом эфире на LaScalaTv 3 апреля 2025 г. в 19:15.

-2

Это редкая возможность открыть для себя жемчужину комического репертуара XVIII века: неотразимую сатиру на абсурдность театрального мира, включающую музыку Флориана Леопольда Гассмана, самого известного композитора при венском дворе до Сальери и Моцарта, и остроумное либретто великого Раньери де Кальцабиджи, ключевой фигуры в современной реформе музыкального театра наряду с Глюком.

-3

Новая постановка доверена Кристофу Руссе, который дирижирует исторически обоснованной постановкой с историческими инструментами, а режиссёр - Лоран Пелли, которого хвалят за его способность сочетать комедию и элегантность.

-4

Необыкновенный актерский состав - как театральный, так и вокальный - воплощает в жизнь сатирические персонажи этой блестящей оперы в опере:

Пьеро Спаньоли играет импресарио Фаллито,

Маттиа Оливьери - либреттиста Делирио,

Джованни Сала - композитора Соспиро.

-5

Джули Фукс, Андреа Кэрролл и Серена Гамберони воплощают стереотипное соперничество между примадоннами Стонатрилой, Сморфиозой и Порпориной в сопровождении своих матерей Брагероны, Бефаны и Каверны - роли, исполненные в травести Альберто Аллегрецца, Лоуренс Заццо и Филиппо Минечча.

-6

Завершают ансамбль яркий кастрат-виртуоз Риторнелло (Джош Ловелл) и раздражительный хореограф Пассагалло (Алессио Ардуини).

А теперь о композиторе, Флориане, Леопольде Гассмане.

-7

Богемия, где родился Леопольд Гассман, в 18-м веке дала миру прямо-таки астрономическое число талантливых композиторов.

И Флориан Леопольд Гассман - один из них.

Италия и Австрия, две самые просвещённые в музыкальном плане державы, рукоплескали его операм. Австрийский император приблизил его ко двору, сделав "камерным композитором императора", а затем и придворным дирижёром. Гольдони был его соавтором, а Сальери - его любимым учеником. К сожалению, жизнь Гассмана оборвалась трагически, в результате дорожного происшествия.

-8

Флориан Леопольд Гассман родился 3 мая 1729 в Брюксе в Богемии в семье купца; поскольку отец не одобрял его увлечение музыкой, в 12 лет бежал из дома и вскоре оказался в Болонье, где в течение двух лет учился у знаменитого падре Мартини.

В 1762 году Гассман был приглашен в качестве балетного композитора в Вену. Своими балетами для придворной сцены он обратил на себя внимание императора Иосифа II, в 1764 году был назначен придворным композитором камерной музыки и вошёл в узкий круг приближённых, с которыми император ежедневно музицировал.

-9

В дальнейшем Гассман приобрел признание и как оперный композитор; он был одним из очень немногих неитальянцев, получивших признание в Италии. В марте 1772 года Гассман стал преемником Георга Рейттера Младшего на посту придворного капельмейстера (руководителя Придворной капеллы).

-10

В том же году Гассман основал Венское музыкальное общество (Tonkünstlersocietät), сыгравшее исключительно важную роль в жизни Вены. Основным назначением Общества было создание и поддержание пенсионного фонда для вдов и сирот музыкантов (первые взносы внесли императрица Мария Терезия и её сын Иосиф); для этой цели оно регулярно, 4 раза в год, проводило благотворительные концерты и тем самым положило начало публичным концертам в Вене.

-11

Публику знакомили с новыми сочинениями здравствующих композиторов и не давали ей забыть композиторов ушедших; концерты Общества нередко становились стартовой площадкой для молодых музыкантов.

-12

Десять лет спустя В. А. Моцарт писал отцу по поводу концертов Общества:

«В оркестре 180 музыкантов, и ни один виртуоз, имеющий хоть каплю любви к ближнему, не откажет в просьбе общества выступить в концерте. И этим он приобретает благосклонность, как Императора, так и публики».

Гассман занимался также педагогической деятельностью; самый известный его ученик — Антонио Сальери, которого Гассман привёз в Вену 16-летним подростком, взяв на себя заботу не только о музыкальном, но и об общем его образовании.

-13

В конце жизни Сальери вспоминал:

«В день моего приезда в столицу учитель повел меня в итальянскую церковь, чтобы там помолиться. По выходе оттуда он сказал мне: «Я полагал, что твое музыкальное образование должно начинаться с Бога. Только от тебя теперь будет зависеть, достигнешь ли ты успеха или нет; я в любом случае свой долг исполнил». — Редко встречаются такие люди!".

-14

В память о своём благодетеле Сальери своим многочисленным ученикам давал уроки, как правило, бесплатно; его ученицами были и дочери Гассмана, Мария Анна и Мария Терезия (Розенбаум), ставшие популярными оперными певицами.

В 1770 году, во время очередной поездки в Италию, где ставились его оперы, с Гассманом случилось несчастье, подорвавшее его здоровье: лошади понесли, и Гассман, попытавшись выпрыгнуть из кареты, запутался в цепях. Ф.Браунберенс пишет: «Лошади волокли его три четверти часа и два его ребра были вогнуты в грудь. С этого времени у него наблюдался необыкновенно сильный пульс… Он также почти не мог спать — один-два часа в сутки».

-15

Этот несчастный случай, по-видимому, и стал причиной ранней смерти композитора.

В 1906 году именем Гассмана была названа одна из улиц Вены

Гассман является автором 23 опер, многочисленных произведений духовной музыки (месс, мотетов, псалмов, Stabat Mater), 15 симфоний, а также камерных сочинений — трио, квартетов и квинтетов, многие из которых были написаны для музицирований императоров — не только Иосифа, но и Фридриха Великого.

-16

Он был близко знаком с известным поэтом и либреттистом Пьетро Метастазио, в доме которого собирались венские интеллектуалы и артисты, и с Кристофом Виллибальдом Глюком, чью неудовлетворённость итальянской оперой-сериа вполне разделял: одно из лучших сочинений композитора — и поныне не забытая опера-буффа под названием «Опера-сериа» (L’opera seria, 1769), написанная на либретто Раньери да Кальцабиджи и остроумно высмеивающая несуразности тогдашней итальянской оперы.

-17

Композитор из Богемии Ф.Л.Гассман до сих пор остаётся в тени своих именитых современников, хотя сами эти современники, включая Моцарта, очень высоко ценили его произведения. Более того, музыковеды отмечают несомненные параллели между Реквиемом Гассмана и гораздо более поздним Реквиемом Моцарта...

-18

Но в наши дни музыка Гассмана переживает возрождение благодаря совсем иному его произведению: остроумнейшей "Опере сериа", которая высмеивает всевозможные оперные штампы, существующие, чего уж там, и по сей день...

-19