Найти в Дзене
Исторический понедельник

Почему китайцы до сих пор не могут сделать свои ядерные реакторы, или как Мао Цзэдун репрессировал сразу 4000 китайских ученых-атомщиков

В начале 50-х годов СССР стал помогать дружественному коммунистическому Китаю в строительстве национальной ядерной энергетики, но когда выяснилось, что сами китайцы не в состоянии освоить даже азы этой темы, сотрудничество прекратилось, и Мао Цзэдун разогнал всех своих ученых-атомщиков, решив не тратить на бесперспективное направление партийные деньги. И с тех пор китайцы не изобрели ни одного своего собственного ядерного реактора, а все их закупают за рубежом.

Китайские ядерные реакторы. Но почему-то на них флаг России и эмблема Росатома
Китайские ядерные реакторы. Но почему-то на них флаг России и эмблема Росатома

Я уже как-то писал о том, что Мао Цзэдун за время своего правления репрессировал раз так в 100 больше китайцев, чем Сталин – советских граждан, разгромил КПК, убив и уничтожив другими способами около 5 миллионов членов партии. Заодно он полностью развалил научные институты, закрыв университеты и прочие высшие и даже многие средние учебные заведения.

Мало того – он открыто призывал к несоблюдению им самим же принятой Конституции КНР и требовал убивать всех несогласных с его высшим мнением прямо на улице – без суда и следствия. Таким образом, повинуясь его призыву, экстремально настроенные хунвейбины убили миллионы китайцев, причем это дело не растянулось на долгий срок – вся китайская «культурная революция» заняла не более 10-15 лет.

Однако, несмотря на всё память о Мао китайцы чтут и сегодня и критике его действия не подвергаются, хотя он довел страну до цугундера и умер, оставив ее в полном развале.

А вот на Сталина, который совершил преступлений против советских граждан в сотни раз меньше, чем против своих – Мао, но при этом вывел СССР в разряд мировых экономических и военных лидеров, у нас давно уже не считают личностью отечественной истории, о которой можно хоть как-то упоминать.

И это очень странно, поэтому возникает вопрос – что, китайцы какие-то дураки, что ли?

В принципе, похоже на то, особенно учитывая, что до смерти Мао в 1976 году практически всё высшее образование в стране было парализовано. Университеты и высшие школы то закрывались, то открывались, но в 70-х все же были открыты, но были отменены вступительные экзамены, и студентов рекомендовали фабрики, деревни и воинские части. Понимаете, что это значит?

Это значит, что высшим наукам в Китае в основном пытались учить каких-то идеологических фанатов, которым вся эта наука была до лампочки, главное было – побыстрее сделать партийную карьеру.

Мало того, во второй половине 60-х из китайской Академии наук выгнали, а потом убили почти всё руководство, пострадала вообще вся научная элита страны, причем репрессии велись без соблюдения вообще какого-то закона. Ученых и научных сотрудников просто бросали в застенки, где они и умирали разными способами, в своем большинстве в результате применения насилия. Именно поэтому и закрылись в Китае университеты и прочие учебные заведения – учить студентов было просто некому.

Но проблема Китая в деле научного образования была гораздо глубже. Сегодня все удивляются – почему такая мощная держава, как Китай, до сих пор не может построить своих собственных ядерных реакторов, а закупает их все за рубежом? И это все притом, что атомная энергетика начала развиваться в Китае еще в 50-х, когда в страну приехали тысячи профильных специалистов из СССР и ударными темпами начали учить китайцев разбираться в этой теме.

И за прошедшие после этого 65 лет и тупой мог бы научиться создавать свои атомные реакторы, но воз и поныне там – китайцы до сих пор пользуются импортным продуктом.

Но все удивление проходит, когда появляется информация о том, что уже к 1971 году Мао Цзэдун полностью завершил разгром ядерного центра Китая в Цинхае, репрессировав более 4000 тысяч сотрудников этого учреждения. Многие были убиты, но никто из них больше ядерной энергетикой не занимался. Вот это и дало свои плоды.

Таким образом возникает вопрос – а зачем китайские коммунисты всё это наделали? Зачем они уничтожили свою науку и вообще всё образование? Ведь в Поднебесной обязательное десятилетнее образование было введено только в 1986 году, через целое десятилетие после смерти Мао и окончания «культурной революции». При этом «новым коммунистам» начиная с конца 70-х, пришлось доказывать, что ученые – это вовсе не какие-то там враги пролетариата, и без научной интеллигенции, уничтоженной Мао Цзэдуном, развитие Китая невозможно.

И в конце концов, хоть и со страшным скрипом, китайский народ согласился, что да – без интеллигентов Китай не поднять.

Но время было упущено, и сегодня все прекрасно видят, что как минимум атомная энергетика в Китае буксует. То есть, со смерти Мао прошло почти полвека, а давно уже реабилитированные китайские ученые так и не научились создавать отечественные ядерные реакторы. А может они вообще не в состоянии этому научиться по каким-то своим, скрытым от всего мира причинам?

И тогда возникает вопрос – а какая причина была в том, что Мао Цзэдун наказал своих ученых-ядерщиков?

Ходят только слухи, потому что все материалы по этому делу засекречены. Как свидетельствует статистика, в конце 60-х, в самый разгар репрессий, пятеро китайских ядерщиков были казнены, 40 покончили жизнь самоубийством и 310 остались инвалидами после примененных к ним пыток.

Ну, я понимаю, если бы такие меры были приняты к каким-то чистым интеллектуалам, например, к писателям и философам. Но ученые-ядерщики? Этот контингент обычно вне политики, и пострадать за несогласие с линией партии никак не мог.

А отчего же тогда пострадали китайские ученые этой категории?

В общем, данных нет, а есть только слухи. И вот, согласно слухам, все репрессированные занимались банальным очковтирательством, разворовывая бюджеты, и когда китайское НКВД до этого понимания докопалось, тут-то и полетели головы.

Ничто не вечно под Луной, и подобные злоупотребления происходят в науке разных стран – и демократических, и диктаторских. Только демократии стараются спускать всё на тормозах, тайно записывая все разворованные приходы в расходы, а диктаторы начинают серчать самым нешуточным образом.

Точно таким же образом серчал и Сталин, когда узнавал, что его ученые начинают заниматься самым наглым обманом партии и народа, прожирая бюджеты, которые на науку и технику отпускались из государственной казны. И такие ученые получали наказание не за мифические преступления, а за доказанные злоупотребления, которые проистекали из их полной некомпетентности. Наказывались также и начальники, которые этих вредителей продвигали по карьерной лестнице. И поэтому советская наука и техника, постоянно очищаясь от вредного балласта, всегда была на высоте.

Но Сталин никогда не уничтожал полностью отрасли, он вычищал из них только мусор. А вот Мао Цзэдун, когда узнал о масштабах злоупотреблений в китайской науке, не нашел ничего лучшего, как эту науку вообще закрыть, попутно покончив и с системой образования. То есть, Мао быстро понял, что китайцы к наукам неспособны, и принялся строить исключительно аграрную державу, намереваясь завалить весь мир продовольствием, на этом и выехав. А с таким количеством населения можно даже тракторные заводы не строить – запрягай каждого китайца в соху, и пусть все пашут.

Но и эти планы не реализовались, поэтому Мао пришлось срочно умереть, а его последователям ничего больше не оставалось, как нарушить священные заветы КПК и обратиться за помощью к своим классовым врагам – американцам и европейцам. В СССР тогда царил застой, и советским коммунистам было не до своих китайских собратьев. А вот американцы довольно быстро проявили к Китаю непосредственный интерес, и сегодня мы видим то, что видим.

А что мы видим?

Мы видим то, что в последние десятилетия Китай получил полный спектр западных технологий и начал их осваивать. Китайские ученые снова получили полный приоритет, и больше их никто не собирался репрессировать.

Правда, ни один китайский ученый опять-таки не смог разработать китайский ядерный реактор, но от ученых этого уже не требовалось. Нынешние коммунисты хорошо усвоили уроки прошлого, и пользуются моментом, пока западные технологи текут в Китай мутным потоком. А за коммерческой целесообразностью применения этих технологий следят западные специалисты, пресекая все попытки китайских своих коллег заняться очковтирательством, как это они пытались делать при Мао.

А какие такие свои собственные ядерные реакторы при таком контроле? Китайским ученым доверено заниматься только усовершенствованием производства бетонных работ при строительстве станций, а на самих реакторах, привозимых из-за рубежа, стоят пломбы, которые им нарушать строго запрещено.

Или кто-то знает современных китайских ядерщиков, чьим именем назван хоть один китайский ядерный реактор?

Я таких не знаю, а если кто-то знает, то прошу их показать.

ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:

Главный индикатор практической научно-технической отсталости Китая - отсутствие национальной НФ (научной фантастики)

Сталин должен стать для России таким же великим героем, каким является и Мао Цзэдун – для Китая. Этого требуют законы философии

«Народу много, а талантов мало». Почему китайцы не могут изобрести свои турбореактивные двигатели, а покупают их в России?

Китайцы вообще никогда ничего не изобретали. Все «китайские» изобретения привезли им европейцы

Китайский военно-морской флот создала Россия, вооружила его, и в любой момент может его направить на Америку