Китай – страна-гигант, причем в промышленной сфере тоже. Однако с изобретателями в Китае очень слабо. Почему китайцы до сих пор не могут изобрести своего собственного турбореактивного двигателя, а их самолеты летают на некачественных копиях? В лучшем случае Китай закупает турбореактивные двигатели в России, но для такой мощной державы, претендующей на техническое господство в мире, это очень странно.
Я как-то писал о том, почему китайцы до сих пор не научились делать турбореактивные двигатели для своих самолетов – что гражданских, что военных. Но многие мои читатели так и не поняли, почему другие страны это сделать могут, а китайцы – не могут. Поэтому я решил объяснить эту проблему в более расширенном варианте.
Ну дело-то в том, что и подавляющее число других стран такие двигатели производить не могут, а не только Китай. Единственными монополистами в этой теме являются только две державы – США и Россия. Все остальные с нуля создать турбореактивный двигатель неспособны, и этому есть одна главная причина, которую надо прояснить окончательно.
Вот, говорят, что турбореактивные двигатели умеют делать еще и Великобритания с Францией. При этом ссылаются на какие-то британские и французские модели, совершенно не понимая их происхождения. На самом деле англичане и французы делают конечный продукт на чужом «полуфабрикате», который они произвести не в состоянии.
Вообще-то впервые реактивные двигатели для своих военных самолетов начали делать немцы, и первые истребители с такими моторами уже летали в Германии в конце 30-х годов, то есть перед началом Второй Мировой. Но то всё были единичные, опытные экземпляры, потому что Гитлер, готовясь к войне, приказал не тратить средства на новые разработки. Переоснащать авиацию на реактивную тягу планировалось уже после войны, а до нее требовалось не отвлекаться.
Во время войны над этой темой начали плотно работать в Великобритании и СССР. Но самые благоприятные условия в этой сфере были только в США, не затронутых войной, да и в Англии тоже, когда всю экономику Туманного Альбиона держали на плаву союзники американцы.
А вот в СССР во время войны ресурсы, несмотря на союзническую помощь, были ограничены, потому разработки реактивных двигателей хоть и велись, но недостаточно активно. Заняться этой темой планировалось после Победы, а до нее все усилия должны были быть брошены на фронт.
Однако не следует считать, что СССР в деле реактивных двигателей плелся где-то в хвосте. Может, кто не знал, но первый патент на изобретение двухконтурного турбореактивного двигателя был получен советским конструктором А. М. Люлькой (авторское свидетельство 22 апреля 1941 года). Правда, пионерами в этом деле все же были британцы, и главным тут числился английский конструктор Ф. Уиттл. Когда закончилась война, промышленным производством нового типа двигателей занялась английская компания Rolls-Royce, правда, не при поддержке своего правительства, а при финансировании американского военного ведомства – у англичан своих денег на это просто не было.
И вот примерно в это же время в СССР началось бурное проектирование реактивной авиации, но для первых самолетов, которыми срочно нужно было перевооружить ВВС, не было своих двигателей. Вернее, реактивные двигатели в СССР создавались, но процесс шел медленно, а новые реактивные самолеты требовалось оснащать ими уже сейчас – на пороге была «холодная война», и все это понимали.
И вот, советскому руководству каким-то чудесным образом удалось заполучить у англичан несколько десятков серийных турбореактивных двигателей (ТРД) фирмы Rolls-Royce – «Derwent V» и «Nene». Лучшим из них был «Нин», его наши инженеры скопировали и под шифром РД-45 запустили в серию.
Однако вскоре выяснилось, что РД-45 имеет массу недостатков, не позволяющих его использовать для новейших советских истребителей МиГ-15 в полном режиме. Поэтому под руководством советского конструктора В. Климова мотор был доработан до нужного качества, и превратился в ВК-1 (по имени Владимира Климова).
Однако глупо было бы считать, что советские авиаконструкторы занимались только копированием английских моторов. Одновременно с копированием «Нин» советский авиаконструктор А. А. Микулин разработал сугубо отечественный реактивный мотор АМ-3 – самый мощный на тот момент авиационный двигатель среди всех имевшихся в Великобритании и США. В 50-х годах он устанавливался на первый советский пассажирский лайнер Ту-104, на ракетоносец Ту-16 и стратегический бомбардировщик М-4.
Одновременно реактивные двигатели начали активно разрабатываться и в США, причем тоже на английских образцах. Первоначально американские конструкторы пытались копировать трофейные немецкие образцы, но все же остановились на британских, которые были более доведенными. Однако при этом они заставили англичан кооперироваться с американскими моторостроительными компаниями под предлогом более широкого американского финансирования.
Короче, пришлось британцам работать на Америку, потому что после разорительной войны Британии не хватало денег даже на восстановление собственной экономики, а на разработку перспективных вариантов турбореактивных двигателей – тем более. И когда через десять лет финансовые проблемы страны были решены, время ушло – США и СССР продвинулись в этом деле так далеко, что догнать их было уже нереально.
Англичане умели делать с нуля только простейшие реактивные двигатели, но в 60-х такие двигатели годились разве что для спортивных самолетов, а для военной и гражданской авиации требовались моторы гораздо более надежные и долговечные. И главная проблема тут заключалась в деталях, которые могли бы выдерживать длительный температурный режим – мощность двигателей росла, следовательно, росли и требования к этим элементам.
И самым главным, то есть, самым ответственным элементом в турбореактивном двигателе является лопатка турбины, которая должна выдерживать температуру более 1000 градусов Цельсия, но при этом иметь очень высокую, практически абсолютную надежность в течение длительного времени работы под большими нагрузками. Представляете, какими физическими качествами должны обладать такие изделия? Просто фантастическими.
И вот представьте себе, что после окончания Второй Мировой войны только два государства имели финансирование, достаточное для решения той гигантской по техническим замыслам программы. Да, такое масштабное финансирование было только у США и СССР, потому что этими проблемами занимались не частные фирмы, а государственные структуры. США и СССР находились в состоянии очень мощного идеологического противостояния, а в этой ситуации на научно-технические разработки выделялись средства поистине беспрецедентные.
А что в других странах?
Германии и Японии подобные разработки были запрещены, Франция была разорена после войны почище, чем Британия, большинство французских инженеров перед гитлеровской оккупацией Франции сбежали в Америку, и после войны домой возвращаться не собирались. А у Великобритании просто не было необходимости включаться в гонку вооружений в одиночку, потому что англичане полностью зависели от США во всем, чем можно. Они передали американцам все свои научно-технические разработки, начиная от атомной бомбы и заканчивая наработками по реактивным двигателям, и американцы это всё быстро присвоили себе, причем официально – с полными юридическими правами.
Вот как раз с тех самых пор у Великобритании и исчезла возможность создавать что-то по-настоящему инновационное самостоятельно. В частности, все британские двигателестроители обязаны были кооперироваться с американской фирмой Pratt & Whitney в составе американской же корпорации General Electric. Таким образом британская Rolls-Royce Group стала просто «мальчиком на побегушках», способным создавать турбореактивные двигатели для своих и для американских самолетов, но все важные части для них получая исключительно от американцев.
Вот так у американцев и получилась монополия на все эти жаропрочные детали, которые больше никто в мире создавать не мог, кроме русских, естественно, потому что советские инженеры-двигателисты, как и американские, недостатка в средствах не имели, и очень быстро создали свою научно-техническую школу по производству турбореактивных двигателей с нуля. Правда, в металлургии русские всегда были продвинутыми почище европейцев, но тут уже проблема касалась не только сплавов – были разработаны жаропрочные лопатки и из керамики, а это вообще уже технологии запредельные.
Мало того – требовалось не просто отлить простейшие изделия, потому что оказалось, что даже жаропрочная керамика не может выдерживать подобных температур. Потому были придуманы полые лопатки, которые охлаждали сами себя, меняя конфигурацию потоков внутри двигателя. А это по тем временам вообще была фантастика.
Но наши конструкторы с этим справились, да и американцы тоже, потому что на них работали лучшие инженеры-мигранты со многих технически развитых стран мира.
А вот теперь спросим себя - а откуда могла взяться такая крутейшая по всем мыслимым и немыслимым канонам школа в Китае, если ее не освоили даже чересчур продвинутые в технике британцы?
Китайцы даже после войны не занимались реактивными двигателями, всё, что нужно, они получали из СССР в готовом виде. После того, как в 60-х Мао Цзэдун поссорился с Брежневым, в Китае началось повальное копирование всех советских реактивных двигателей и запуск их в производство под китайскими индексами. Так, советский мотор АМ-3 превратился в WP-8 (Liming Wopen-8), Д-30 – в WS-18, и так далее и тому подобное. Китайцы копировали всё, что им досталось от Сталина и Хрущева, и, казалось, этого для развития будет вполне достаточно.
Однако, копии высокотехнологичных советских турбореактивных двигателей в Китае «не пошли», потому что для них не было жаропрочных элементов. У китайских «аналогов» был очень низкий ресурс, и в строю можно было содержать только те самолеты, которые оснащались «родными» советскими моторами. А взять другие моторы было просто негде – с СССР Китай разошелся, а американцы никаких технологий предоставлять Китаю не собирались.
Именно поэтому все гражданские самолеты в Китае были поршневыми, до тех пор, пока в 90-х Америка и Европа не начали поставлять в Поднебесную свои «Боинги» и «Эйрбасы». Тоже в готовом виде, без всяких технологий.
Правда, для военной авиации в начале 90-х у Китая появилось окно возможностей, когда получившая независимость Украина продала Китаю все запасы своих турбореактивных двигателей РД-33, Р-95 и еще некоторых, которые скопились в стране после развала СССР. В те годы китайская авиация буквально расцвела, однако каждый мотор, даже самый лучший, имеет свой моторесурс, и всё это «добро» со временем пришлось списать в утиль. А так как своего китайцы ничего с тех пор не изобрели, то сегодня им приходится закупать всё новое в России.
Приведу один только лишь пример. Судя по отчетам Пермского моторного завода, только с 2009 по 2020 год Китаем было приобретено 463 двигателя Д-30КП-2, при этом, поставки этих моторов продолжаются и по сей день. И это очень интересно, учитывая, что двигатель этот далеко не новый – эксплуатируется с 1963 года.
Мало того, у китайцев имеется и своя копия этого двигателя – WS-18, но, видимо, это как раз тот случай, когда копия «не рулит», и приходится закупать оригиналы.
То же самое касается и российских турбореактивных двигателей АЛ-31Ф, которые китайцы закупают тоже сотнями. По Интернету ходит байка, что якобы китайские ВВС отказались от этих двигателей, и не будут ими оснащать истребителя 5-го поколения, но изюм тут в том, что эти двигатели для 5-го поколения никогда не предназначались. А ставят их на все китайские копии советских истребителей, потому что эти копии на китайских копиях двигателей хоть и могут летать, но выполнять свои задачи очень сильно затрудняются.
Надежность низкая, и моторесурс мизерный.
А вот для истребителей 5-го поколения российские конструкторы разработали новые моторы, которые китайцы, конечно же, тоже захотят купить, потому что больше не у кого.
В заключение, чтобы не быть голословным, приведу вам список ВСЕХ турбореактивных двигателей китайского производства, которые в Китае используются сегодня для всех типов самолетов. Этот список полный, других моторов у китайцев не имеется. Нет, есть, конечно, еще какие-то разработки, но они или были отменены, или пока еще в ход не пошли. В этом списке только те двигатели, которые в китайском авиапроме используются реально.
СПИСОК КИТАЙСКИХ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.
1). PF-1. Турбореактивный двигатель на базе WP-5, копия советского Климова ВК-1Ф, начало 50-х.
2). WP-5. Копия советского турбореактивного двигателя ВК-1 Климова.
3). WP-6. На базе советского реактивного двигателя Туманский РД-9БФ-811, середина 50-х.
4). WP-6A. Улучшенный WP-6.
5). WP-7. На базе первого советского турбореактивного форсажного двигателя Туманского Р-11-300, вторая половина 50-х.
6). WP-8. На базе турбореактивного двигателя Микулина АМ-3М-500, 60-е годы.
7). WP-13. Китайский двигатель на базе турбореактивного двигателя Туманский Р-13-300, вторая половина 60-х.
8). WP-13A-II. Производится авиамоторной компанией Лиминг на базе советского двигателя 50-х годов Р-11Ф
10). WP-13F. На базе советского двигателя 50-х годов Р-11Ф-300.
11). WP-14. Местный китайский турбореактивный двигатель, разработанный Шеньянским научно-исследовательским институтом авиационных двигателей на базе советского двигателя 50-х годов Р-11Ф.
12). WP-14C. Улучшенный WP-14, 80-е годы. То есть тоже копия советского.
Вот и всё, больше у Китая турбореактивных двигателей в эксплуатации не имеется. Как мы видим – все они копии советских моторов той или иной степени качества. Но даже высшая степень качества этих копий не позволяет китайцам обходиться без закупок авиатехники за рубежом.
А почему они до сих пор не изобрели своих собственных турбореактивных двигателей – вопрос риторический. Точно так же можно поинтересоваться – а почему своих двигателей не изобрели англичане и французы?
Ну да, тут наблюдается некоторое противоречие – если французы и англичане не смогли наладить свою двигательную школу из-за недостатка финансирования, а потом и времени, то у китайцев с этим вроде бы никаких проблем нет. Китайские инженеры получают столько денег, что на них можно было бы не только двигатели разработать, но и телепортацию с Земли на самую Альфу Центавра.
Но вот как-то не срастается у китайцев даже с беспрецедентным финансированием.
Так и тянет меня снова и снова привести цитату одного из наших инженеров, долго проработавшего в Китае: «Народу у них там много, а талантов – мало».
Ну ладно, талантов среди китайцев тоже хватает, раз они умудрились изобрести порох, компас, книгопечатание и, по слухам, даже воздушный шар.
Но вот турбореактивного двигателя они за все тысячи лет китайской цивилизации так и не осилили.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ О КИТАЕ НА КАНАЛЕ:
Почему практически все реакторы для атомных электростанций в Китае проектируют и строят иностранцы?