Найти в Дзене
Брусникины рассказы

Деревенская история (часть 2)

Школа десятилетка, стояла на пригорке в окружении тополей. Построили её в Отрадном ещё до войны, и каким-то чудом, она уцелела, не сгорела, только крышу немного повредило во время бомбёжек. Но крыша это не беда. Подлатали как смогли, главное, что стены целые. Учились здесь дети со всей округи, и с Берёзовки, и с Анновки, и с отдалённого Гуково, но ближе всех к центральной усадьбе была Романовка, всего каких-то полтора километра ходить. И каждое утро, гурьба ребятишек, словно муравьи, тянулась по проселочной дороге. Романовские ребята, как правило, составляли костяк каждого класса. Дружные, смекалистые, они задавали тон в учёбе и в играх. После уроков, когда солнце начинало клониться к закату, школьный двор оживал. Мальчишки гоняли мяч, девчонки играли в классики. Зимой же, когда землю укрывал толстый слой снега, а тополя превращались в сказочные фигуры, школьный двор становился огромным катком. Звонкий смех разносился далеко окрест, когда ребята, сбиваясь в кучу, скользили по льду, пытаясь удержаться на ногах. Но сегодня, кататься вряд ли кто-нибудь будет, потому что повсюду высились сугробы вровень с окнами. Фёдор остановил лошадь у самых ворот, и сказал.

— Ну вот, приехали. Назад думаю, как-нибудь дойдёте. Ветер в спину дуть будет. Только за девками следите, чтобы не унесло их ветроганом. Матрёна и Нина, потоптались на высоком крыльце, обмели стоящим в уголке веником валенки, отряхнули снег с одежды, и подталкивая Таню и Светку, ступили за порог школы. В коридоре уже толпилось несколько человек, взрослые привели свою ребятню, так же как и они. Поздоровавшись со всеми, женщины развязали клетчатые шали на девочках и встали в сторонке, дожидаясь когда к ним выйдет учительница. Младшие классы, располагались в противоположном крыле здания, и вскоре оттуда вышла невысокого роста женщина, одетая в строгий серый костюм, с закрученными в большой узел, пепельными волосами. Окинув взглядом кучу ребятишек и их родителей она улыбнулась и громко поздоровалась.

— Ну как, не замёрзли, пока в школу добирались? — спросила Полина Дмитриевна ребятишек.

— Не-е-ет, — раздался в ответ, дружный гул голосов.

— Свидетельства о рождении детей, дайте пожалуйста, — попросила она взрослых.

Все стали доставать документы, кто из кармана, кто из-за пазухи, подала Танькину метрику и Матрёна.

— Ну что же, пройдёмте в класс, — позвала всех учительница, — я сейчас всё подробно объясню.

В просторном классе с высокими окнами было тепло натоплено. Двадцать парт стояли в три ряда. Полина Дмитриевна жестом пригласила родителей занять места вдоль стен, а ребят попросила рассесться по партам. Таня и Светка, немного робея, заняли место за третьей партой от окна.

Учительница разложила свидетельства о рождении на столе и начала негромко говорить.

— Дорогие родители, в жизни ваших детей, наступает ответственный момент, они вступают в новую жизнь, становятся учениками нашей школы. Учёба – это труд, но труд увлекательный и интересный. Я постараюсь сделать всё, чтобы помочь вашим детям полюбить школу и знания.

Полина Дмитриевна рассказала о школьных правилах, о необходимых учебниках и тетрадях, о том, как будет организован учебный процесс. Родители слушали внимательно, задавали вопросы.

— А теперь взрослые могут идти домой, если у вас неотложные дела. А с детьми, мы сегодня немного позанимаемся поближе, и позанимаемся.

— Да куда в такую метель туда-сюда бегать, мы их в коридоре подождём. Можно? — спросила Матрёна.

— Конечно можно, — ответила учительница.

Когда взрослые вышли из класса, она обратилась к детям.

— А теперь давайте познакомимся. Меня зовут Полина Дмитриевна, и я буду вашей первой учительницей. Расскажите мне немного о себе, кто чем увлекается, что любит делать.

Ребята, поначалу стеснительные, постепенно начали оживляться. Кто-то рассказал о своих домашних животных, кто-то о любимых играх. Таня робко призналась, что любит рисовать, и петь песни с бабушкой, а Светка сказала, что мечтает научиться шить. Выслушав ребят, Полина Дмитриевна раздала им тетради в косую линейку и карандаши.

— А теперь, я научу вас держать карандаш, и мы попробуем писать палочки, — проговорила она.

По классу прокатился тихий шепот восторга. Держать карандаш оказалось не так-то просто, пальчики не слушались, карандаш то и дело выскальзывал. Но Полина Дмитриевна терпеливо подходила к каждому, поправляла руку, показывала, как правильно держать карандаш. И вот, на белых листах начали появляться первые, неуверенные палочки. Кто-то старательно выводил их ровными рядами, у кого-то получались кривые и корявые. Но все были увлечены новым, интересным занятием.

Время пролетело незаметно. Через час Полина Дмитриевна собрала тетради, и похвалила ребят за старание.

— На сегодня всё, мои дорогие, до завтра. А завтра мы с вами продолжим. Тетради ваши пока останутся здесь в классе, а позже, я буду давать вам домашнее задание.

Дети начали складывать тетради и карандаши на край парты. В коридоре слышались приглушенные голоса. Это те из родителей кто остался, тихо переговаривались между собой. Когда все были готовы, Полина Дмитриевна вывела детвору из класса. Матрёна, увидев свою Таньку, подошла к ней, держа в руках пальтишко и шаль.

— Ну как, понравилось тебе в школе? — спросила она девочку.

Танька, сияя от счастья, кивнула головой.

— Очень! Мы палочки писали!

Когда они вышли во двор школы, их там уже поджидал Фёдор.

— Ну как, отучились? — спросил он у жены.

— Отучились, — ответила Нина.

— Тогда сидайте быстрее, отвезу вас и обратно на ферму, Кузьмич меня на часок с поля отпустил, когда узнал что девок из школы забрать надо.

— Езжай говорит, забери детей. А то как они по такой пурге домой пойдут.

Фёдор помог женщинам и девочкам забраться в сани, укрыл их старым тулупом, что всегда возил с собой, и они тронулись. За то время, что они были в школе, ветер развернулся, и снег снова бил в лицо, впереди и в двух шагах ничего не было видно. Фёдор погнал лошадь, а чтобы не сбиться с дороги, ориентировался по кустам тёрна, что рос небольшими кучками по сторонам. Пока они ехали по заснеженной дороге, Танька со Светкой не умолкали, всё рассказывали о своих первых впечатлениях от школы.

— Да замолчите вы, — не выдержала Нина, — ну чисто сороки, ей Богу, даже голова от вас разболелась.

Приехав домой, Танька разделась и первым делом, выловив развалившегося на тёплых кирпичах кота Рыжка, принялась рассказывать ему о том как провела день. Пока она беседовала с котом, Матрёна обрядила скотину, и принялась готовить обед. Она спустилась в подпол, набрала в корзину картошки, начерпала из бочонка рыжиков, что засолила ещё по осени, и вернувшись в избу, принялась готовить затируху*. Вскоре варево было готово, и она позвала внучку за стол. После обеда, старушка занялась рукоделием, а Танька не знала куда себя деть. На улицу носа не высунуть, ветер так и норовит сбить с ног, поэтому она решила поиграть в школу. Стащила Рыжка с печки и усадила его на табуретку. Потом раскрыла тетрадку, что лежала у Матрёны в ящике стола и принялась старательно выводить палочки, объясняя “ученику” правила письма. Кот, сонный и разогретый печным теплом, лишь лениво помахивал хвостом, не проявляя особого интереса к учебному процессу. К вечеру ветер стал понемногу утихать, снег прекратился и в небе появилась луна.

— Ну кажись разведрело, — сообщила Матрёна вернувшись с улицы, где управлялась с хозяйством, — завтра в школу тебя отведу утром, а обратно, сами со Светкой прибежите. У меня работы много, нужно овечью шерсть перестирать,да на печке сушиться разложить.

Танька обрадовалась несказанно. Вечером, когда Матрёна уселась за прялку, она не отходила от неё, всё расспрашивая про то как училась сама бабушка.

— Ох дитятко,— вздыхала старушка, — если бы в моё время, такие школы были, как сейчас, я может кем нибудь стала. Учительницей например, или дохтуршей, как Мария Ивановна. А так что, только три класса и ходила всего.

— А потом, — не унималась Танька.

— Потом война, сначала с немцами, потом друг на дружку полезли, после революции, что в Питере случилась. Разруха кругом была, тут уж не до учения. А ты учись Танька, учись, сейчас без этого нельзя, если хочешь в люди выйти, а не на ферме свой век горбатиться.

Спать Танька легла рано, но заснуть никак не могла. В голове крутились картинки: ребята, книги, учительница… Ей казалось, что до утра целая вечность. Но постепенно сон сморил её, и снились ей палочки, буквы, учительница Полина Дмитриевна и кот Рыжок, внимательно слушающий её уроки.

___________________________________

*затируха - суп из домашней лапши с грибами

(Продолжение следует)