В каждом походе или экспедиции есть своя рутина. Это ежедневный утренний подъём, приготовление завтрака, умывание в реке и туалетные процедуры, затем сбор лагеря, подготовка лодок и отчаливание. После 3-4 часового перехода (или 25-30 км по воде) мы делали остановку на обед, затем шли ещё 3-4 часа (или минимум 25 км). К 18:00 начинали искать место для ночной стоянки, иногда на это уходил целый час или даже полтора. После семи-восьми часов вечера солнце уходило за горы, и на реке становилось холодно, поэтому лагерь старались разбить до этого момента. Установка палаток, оборудование костровища, приготовление ужина дежурным и вечерние разговоры за чаем после отбоя. Такая схема повторялась все ходовые дни.
Рутина, что тут ещё сказать. Пейзаж тоже примерно один и тот же: горы, река, тайга, синее или пасмурное небо. Чтобы делать один и тот же набор действий, да ещё и в суровых холодных условиях, в тесной компании, в отрыве от цивилизации, нужно иметь хорошую психологическую устойчивость и совместимость с другими участниками похода. Известно, что потерпеть других людей (в узком кругу) можно дней 7-8, а дальше уже начинаются конфликты, если их заранее не отследить в зародыше и не ликвидировать причины, то такой конфликт может привести к расколу группы или другим печальным последствиям.
У нас же почти все были заранее знакомы между собой, и знали, чего друг от друга ждать, поэтому в первые дни обходилось без конфликтов, как будет дальше, посмотрим.
Подъём сегодня неожиданно ранний. В 6:30 утра нас всех разбудил Саша. Так как он ночует без палатки, то спит более чутко и меньше, чем мы. На завтрак он сварил манную кашу с изюмом, но, как всегда, немного начудил. Сухое молоко он положил в уже готовую кашу, вместо того чтобы заранее развести его в воде. Естественно образовались комочки из сухого молока, но всё равно получилось хорошо, никто от завтрака не отказался.
В контраст вчерашнему тёплому вечеру налетел ледяной утренний ветер. Очень холодный и пронизывающий, настоящий такой северный ветер. Все тут же надели тёплые куртки и пуховики. Ранний подъём поспособствовал и раннему выходу группы. На воде были уже в 9:20. С каждым днём собираемся всё быстрее. Уже каждый знает, где и что у него лежит, и в каком порядке производить укладку вещей в лодку.
За 2 часа прошли 20 км и добрались до бывшей базы угледобытчиков. Рядом с ней законсервированный посёлок, именно законсервированный, а не брошенный. Там даже сторож, вроде как, должен быть, но мы его не видели, зато заметили следы медведя. База эта была создана уже в постсоветские времена, 1990-ые, когда Эвенкия была отдельным субъектом Российской Федерации — Эвенкийским Автономным Округом.
Это место носит название «Кораблик». С воды видно, что на берегу стоят несколько контейнеров, а из тайги к реке выходит большая лента транспортёра. Лента шириной чуть меньше метра, изготовлена из плотного, похожего на резинку, материала. Под лентой катки, они установлены на опоры, похожие на стрелу башенного крана.
«Кораблик» находится на левом берегу реки, на её излучине. Мы добрый час перегребали от правого берега к левому, борясь со встречным ветром, течением и противотоками. На широкой реке с мощным течением не так-то просто попасть в нужную тебе точку на берегу. Нужно заранее проанализировать все факторы: течение, ветер, волну и пр. И уже с учётом всего выбирать такую линию движения, которая приведёт тебя в нужную точку на берегу. Пришвартовавшись, мы оставили лодки в тени, немного их сдули и привязали к деревьям или камням с помощью чалки. Это стандартная процедура для водного похода, иначе, вернувшись с прогулки по берегу, можно не найти лодку (сдул ветер, унесло течением, поднялась волна, и смыло лодку в воду) или найти, но разорванной.
Здесь важна физика и знание того, что воздух расширяется от нагревания. Лодка — это тот же надутый шарик. Пока она на воде, то за счёт теплообмена с водой происходит процесс охлаждения воздуха внутри лодки. Но если вытащить лодку на берег и оставить на солнце, то она может попросту лопнуть от внутреннего давления разогретого воздуха. В условиях автономного похода это настоящая катастрофа. Именно поэтому при причаливании всегда стоит чуть подспустить воздух из лодки и привязать её к дереву.
Ещё один интересный момент, который не все новички сразу понимают, заключается в том, что, накачав воздухом лодку на берегу до упора, они опускают её в воду, и через некоторое время лодка теряет свою упругость и как будто бы чуток сдувается. Это за счёт охлаждения воздуха водой. Поэтому, накачав лодку на берегу, перед отчаливанием её стоит окатить водой и подкачать снова. Тогда на воде она будет сохранять упругость.
Совершив «ритуал» причаливания, мы пошли гулять. Первым делом поднялись по транспортерной ленте вверх, до склада угля на открытом воздухе. «Кораблик» закрылся 18 лет назад, в 2005 году, но уголь всё ещё лежал тут достаточно большими «холмами». На земле были видны следы от протектора джипа. Видимо сторож из посёлка регулярно заезжал сюда за углём. Решили прогуляться и до посёлка тоже. Идти по грунтовой дороге около 20 минут. По пути видели следы медведей. Кругом растут одни лиственницы и тундровый мох. Сторожа в посёлке не оказалось, и мы погуляли одни. Осмотрели десяток двухэтажных закрытых домов, маленькую электростанцию, склад и оставленную технику в виде бульдозеров и тракторов.
Гулять я ходил в своём сухом гидрокостюме. Снимать было лень — слишком много возни. Но это на реке в гидрокостюме хорошо, он защищает от воды, ветра, да и в лодке сидишь неподвижно, потому не жарко. А если гулять по берегу, то быстро начинаешь нагреваться изнутри. На этот случай, чтобы не перегреться, есть у меня один способ охлаждения — нужно найти озеро и в него окунуться. Одно из таких озёр, слава богу, нашлось по пути к посёлку, и я в нём охлаждался по пути туда и обратно.
Внутри законсервированных двухэтажек посёлка было всё, что нужно для жизни: кровати, посуда, мебель и даже стиральные машины. За 18 лет консервации дома плотно обросли молодыми деревьями, да так, что толком их нельзя было сфотографировать — деревья всё закрывали.
Спустя час прогулок, мы вернулись к транспортерной ленте. С погодой в этот день повезло, было солнечно и очень тепло. Мы даже переживали (или только я?) о наших лодках, крепко ли их привязали, не ушла ли тень, а то вдруг на солнце перегреются и лопнут. Обедали «в майках и шортах», то есть все по максимуму раздевались. Днём на солнце тепло, но стоит солнцу зайти за облака или горы, то тут же становилось холодно.
После обеда снова вышли на воду. Где-то в этих местах была избушка и место рыбалки Дениса и его отца, но их мы заметили в последний момент, и уже было поздно причаливать к берегу.
С утра, а мы каждый день ставим метки для отслеживания уровня воды, метка показала, что вода перестала расти и стала убывать. За сутки уровень воды понизился почти на метр. Берег стал оголяться, и если деревья теперь стоят выше уровня воды, то открылась новая беда — вода опустилась до уровня кустов. Теперь эти кусты могут тянуться вдоль линии берега многие километры. Совершенно невозможно пристать куда-либо.
Поэтому главное моё «достижение» дня заключалось в том, что я научился справлять малую нужду в бутылку, а иначе невозможно так долго терпеть. Повезло, что была с собой бутылка с широким горлом для разных таких «технических» целей.
Ещё мы видели на правом берегу огромную, в 3-4 раза выше деревьев, вышку из металла. Её значение на тот момент нам было не известно, но Котельников предположил, что она может быть связана с испытаниями подземных ядерных взрывов в 1960-1970 годы в СССР.
После 16:00 разделились. Вообще, в дальнейшем, в те дни, когда была хорошая погода (без волн и ветра) после обеда, мы часто собирали «плот». «Плот» — это когда все пять лодок собирались вместе на реке и держались друг за друга руками или вёслами, не давая течению разнести лодки по реке. Таким «плотом» мы могли батонить на реке и час и два. Течение-то, особенно в хорошую погоду, давало нам скорость около 10-12 км в час, и даже без всякой гребли мы за час проходили достойное расстояние и при этом лежали на лодках, грелись на солнце, вели интересные беседы, наслаждались таёжными пейзажами дикой природы и потихоньку переваривали обед. Настоящий кайф!
Но именно в этот день мы с Сашей угребли вперёд, а Оля, Рома и Котельников остались позади. Их было еле-еле видно на горизонте. При этом мы с Сашей в какой-то момент перестали грести и стали наслаждаться тишиной вокруг. А потом случайно обнаружили, что окрестные горы, вплотную подходящие к реке, формируют отличное эхо. Я такого ещё ни разу не слышал, обычно ведь как? Эхо откликается почти сразу, когда говорящий ещё фразу не успел закончить. А тут эхо откликалось секунды через три или четыре. То есть можно было крикнуть целое предложение, а потом послушать его повтор. Мы так с Сашей баловались этим эхом и кричали во всё горло, что оно у меня вскоре начало першить от нагрузки.
В конечном итоге, чтоб дождаться наших друзей, мы зацепились руками за ветви деревьев под левым берегом и ждали их появления из-за поворота в эдакой засаде. Несмотря на большое расстояние между нами, появились они достаточно быстро. Не прошло и 10 минут, как мы уже собрались все вместе. Всё-таки быстрое течение — штука опасная, 5 минут и группа растянулась по реке, не дай бог у кого беда с лодкой случится!
Под вечер до посёлка Учами оставалось около 25 км, теоретически мы могли, если бы поторопились, заночевать в посёлке. Но из-за опасений и возможных конфликтов с местными жителями предпочли заночевать до посёлка, а в Учами приехать к обеду и спокойно погулять там часик.
Место ночёвки выбрали на большой высоте, идти к нему нужно по крутому склону, поляны толком нет, спим на толстом слое мха. Все вокруг в багульнике, который издаёт специфический запах, и если его долго нюхать, то начнёт болеть голова.
Сегодня, кстати, видели первую самоходную баржу, идущую вниз по реке. Она, видимо, успела разгрузиться в Туре и легла на обратный курс в Красноярск. Тем временем вечером совершили обычный ритуал: поставили лагерь, оборудовали костровище, приготовили ужин. Саша всё так же спит на свежем воздухе. Ему пока улыбается удача, дождей по ночам нет.
Вечером произошла забавная история, конечно же она случилась с Сашей. Первое место, выбранное для костровища, оказалось не совсем удачным, и сухая растительность вокруг костра, оставшаяся с осени, начала активно гореть, а потом стало ещё хуже. Огонь стал уходить вглубь, под торфяник и мох.
Котельников тут же вспомнил историю, которая случилась с ним и с Олей на Плато Путорана. Тогда они шли вдвоём от реки Курейка до реки Наледная и потом выходили на лодках по Хантайскому озеру до одноименного посёлка. Так вот, при переходе с Курейки на Наледную у них была стоянка, которая выглядела точь-в-точь, как наша. Там тоже был торфяник и жар костра ушел под землю. Земля стала дымить, и Котельникову пришлось вылить несколько вёдер воды под костровище, чтобы затушить подземный пожар.
Услышав эту историю и решив, что тушить ещё один подземный пожар мы не хотим, было решено перенести костровище ближе к берегу. Вокруг нас было много зарослей, но Саша нашёл такое местечко в распадке, где ещё два дня назад стояла вода и земля ещё не высохла. Там пожар нам точно не грозил. Так получилось, что наш лагерь стоял на вершине склона, а костровище было внизу у реки. К костровищу нужно было продираться через ветки и грязь.
Этот поход по Нижней Тунгуске изобиловал весьма дикими стоянками, это вам не Алтай, где туристами оборудовано большое количество полянок и красивых мест.
Саша на ужин сварганил какое-то странное блюдо, по-моему, макароны с тушенкой. Аппетит они у меня не вызвали, и я себе отдельно на газу сварил гречки с овощами.
..........................................
Тут я публикую отрывки из своих книг, заказать бумажный вариант вы можете у меня в ВК: vk.com/k.kaskaev или по почте kas.for.work@gmail.com
Список моих книг:
1) «Путеводитель по Горному Алтаю», вышло уже три тиража данной очень полезной книги! Самый толковый и практический путеводитель по Алтаю на данный момент.
2) «Страна двух океанов», 2021. Тираж 1000 экземпляров. Книга о семимесячном путешествии 2016–17 годов по Южной Америке от Колумбии до Ушуайи, а также о трёхмесячном путешествии 2018 года на Чукотку через БАМ, Якутию, Магадан, по реке Колыма.
3) «Азиатский калейдоскоп», 2022, книга о нелегальной работе в Азии в 2018 году (тираж 500 экз.) — личный опыт автора по зарабатыванию денег в Южной Корее и Таиланде. В Корее К. Каськаев работал на заводах и фермах, а также возил «контрабанду», в Таиланде трудился гидом на Пхукете. Очень познавательная и интересная книга.
4) «Эвенкия. 1000 км по Нижней Тунгуске», 2024. Тираж 105 экз. Книга рассказывает о походе по реке Нижняя Тунгуска в Эвенкии в июне 2023 года. Группа состояла из 5 человек: Р. Юрочкин, А. Котельников, А. Чканников, О. Долматова, К. Каськаев. Сплавлялись на ультралегких лодках (пакрафтах), поход длился шестнадцать дней. Эвенкия — это настоящая сибирская глушь, место падения Тунгусского метеорита и географический центр России.
5) «Афганистан, новогоднее путешествие», 2024. Тираж 150 экз (+доп. тираж 150 штук). Книга о новогоднем путешествии 2023-2024 в самую гостеприимную и интересную страну в мире. Как живёт Афганистан под властью террористов-та*и*ов? Что можно посмотреть в стране? Где самый вкусный плов? Как проехать в Индию по земле или объехать Афганистан по кругу автостопом. Ответы на все эти вопросы внутри этой книги.
6) «Плато Путорана», 2025. Каськаев и итальянец Даниэле пересекли плато с запада на восток за 23 дня и ни разу не встретили людей. Большой поход через красивейшие и труднодоступнейшие места России и всей планеты.