Найти в Дзене

ПЕТЕРГОФ. ВЕРХНИЙ САД. Часть 2. Образец регулярного парка

Предыдущая часть главы 2: В этой части познакомимся с "причудами" регулярного парка и историей Верхнего сада, и обязательно прогуляемся по нему Познакомившись с историей Верхнего сада, можно отправляться на прогулку по саду сегодняшнего дня. И, как ни манит перспектива, к роскошному дворцу спешить не стоит. С ним ещё будет возможность познакомиться поближе, а пока надо успеть почувствовать всю прелесть регулярного парка. Верхний сад Петергофа – своеобразная азбука этого стиля! 18 век – эпоха барокко! Красота – главный её идеал! При этом отвергается красота естественности. Всё ясное и простое кажется скучным и непривлекательным. Великолепие, причудливость, странность, живописная иллюзорность восхищают и возвышают чувства. Этому способствуют открытые пространства и дальние перспективы, загадочные и манящие. Великолепный дворец, который, стоя у главных ворот Нижнего парка невозможно рассмотреть в деталях, должен издалека покорять взор, дать возможность насладиться его объёмами, формами и
Оглавление
Фонтан "Нептун" в Верхнем саду Петергофа /фото из личного архива, 2024/
Фонтан "Нептун" в Верхнем саду Петергофа /фото из личного архива, 2024/

ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»

Предыдущая часть главы 2:

В этой части познакомимся с "причудами" регулярного парка и историей Верхнего сада, и обязательно прогуляемся по нему

ВЕРХНИЙ САД (окончание)

Причуды регулярного парка

Познакомившись с историей Верхнего сада, можно отправляться на прогулку по саду сегодняшнего дня. И, как ни манит перспектива, к роскошному дворцу спешить не стоит. С ним ещё будет возможность познакомиться поближе, а пока надо успеть почувствовать всю прелесть регулярного парка. Верхний сад Петергофа – своеобразная азбука этого стиля!

18 век – эпоха барокко! Красота – главный её идеал! При этом отвергается красота естественности. Всё ясное и простое кажется скучным и непривлекательным. Великолепие, причудливость, странность, живописная иллюзорность восхищают и возвышают чувства. Этому способствуют открытые пространства и дальние перспективы, загадочные и манящие.

Персппектива Верхнего сада /фото из личного архива, 2020/
Персппектива Верхнего сада /фото из личного архива, 2020/

Великолепный дворец, который, стоя у главных ворот Нижнего парка невозможно рассмотреть в деталях, должен издалека покорять взор, дать возможность насладиться его объёмами, формами и стать частью огромного пространства, которое нам предстоит преодолевать на пути к нему. Но во время прогулки нельзя заскучать! С каждым шагом мы должны восхищаться! В арсенале создателей красоты окружающего пространства в 18 веке было множество приёмов. Это – партеры, шпалеры, боскеты, берсо, буленгрины, вертюгадены, топиары и пр. И, прежде чем отправляться дальше, пожалуй, стоит со всеми этими причудами регулярного парка разобраться.

Во время экскурсий экскурсоводы нередко используют в своём рассказе огромное количество специальных терминов. Кто увлечён историей и архитектурой, тому всё понятно. Кто-то догадывается об их значении, а кто-то только делает вид. Но есть и те, кто чувствует себя неловко: «Все знают, что это такое, а я – нет!» Хорошо, если незнакомое слово запомнится и можно будет потом подсмотреть в Википедии его значение! Ведь стоит со всеми непонятными терминами разобраться, как всё вокруг наполняется смыслом.

Одним из главных элементов ландшафтной архитектуры является партер – открытая часть парка, рисунок дорожек которой напоминает ажурный орнамент. Партер составляют клумбы, перемежающиеся цветным гравием, открытыми газонами и зелёными насаждениями. Как правило в регулярных парках партеры устраивали перед дворцом. Это позволяло хорошо его рассмотреть в перспективе во время прогулки. Рисунок партера перекликался с наружным декором дворца. В то же время, из его окон открывался роскошный вид на партер, и он казался продолжением дворцовых интерьеров. Статуи, искусственные водоёмы, фонтаны, как выразительный акцент, включались в узор партера. Обрамлением его служили аллеи из деревьев среднего размера, подстриженные в виде декоративных фигур. Такие деревья, получившие определённый образ или форму в результате фигурной стрижки, называются топиары.

Разнообразие в рисунок партера вносили зелёные газоны. Но на равнинной местности протяжённые газоны выглядели очень скучными. Для придания разнообразия плоскому рельефу стали создавать булингрины и вертюгадены. Газоны, расположенные ниже уровня дорожек, получили название булингрины. Они очень эффектно смотрелись в окружении цветников. Во время прогулок в Петергофских парках булингрины будут встречаться часто. Вертюгаден – более сложная композиция, по форме напоминающая амфитеатр с полукруглыми ступенями из стриженой зелени. В центре вертюгадена обычно устанавливалась скульптура или кадка с деревом, акцентирующая внимание. А иногда вертюгадены в парках использовали в качестве летних театров. Устанавливая в центре сценическую площадку.

Буленгрин, "отороченный" цветником /фото из личного архива, 2024/
Буленгрин, "отороченный" цветником /фото из личного архива, 2024/

Неотъемлемой частью регулярных парков были боскеты – сплошные зелёные стены, созданные в результате декоративной стрижки из густо посаженных деревьев и кустарников. Иногда они имитировали различные геометрические формы или даже архитектурные объекты с арками. Разной высоты подстриженные деревья разных пород создавали эффект шпалер – ковров, развешенных во дворцах. Из боскетов создавали в парке зелёные комнаты, коридоры, лабиринты, беседки и пр. Их объединяли в удивительные геометрические композиции, наполненные смыслом. Популярными элементами таких композиций были берсо – галереи для вьющихся растений.

Несмотря на общие принципы, европейские парки всё-таки были разными. Наибольшую популярность получили французские и голландские. В голландских регулярных парках планировка часто не имела чёткой симметрии, но они восхищали обилием цветников, партеров, и затейливых композиций из боскетов. Парк во французском стиле – это парк, созданный по строгим законам симметрии. Как правило, в нём всегда отыщется главная ось или несколько таких осей, от которых, вправо и влево, «нарисованная» создателями парка картинка из дорожек, тропинок и аллей, будет одинаковой. Пётр пленился сначала голландскими садами, а потом французскими. Вот почему в императорских усадьбах, которые создавались в России в первой половине 18 века, можно заметить сочетание этих стилей.

Ничего нельзя упустить!

Верхний сад – это идеальный образец французского регулярного стиля. Его главной осью симметрии является дорога ко дворцу, который здесь является доминантой, композиционным центром двух парков – Верхнего и Нижнего. Пережив первый восторг от роскошного вида на него, можно отвлечься на цветники.

Из цветов создан красочный узор. Здесь незатейливые цветочки, вроде анютиных глазок, львиного зева, незабудок, вплетены в яркий орнамент цветочного ковра. Удивительно будет обнаружить в нём кустики брусники. Специалисты утверждают, что все цветники петергофских парков воссозданы по архивным материалам. Обращает внимание газон у входа с зелёной композицией в центре. Не иначе как это – сочетание буленгрина с вертюнгаденом!

У входа в Верхний сад /фото из личного архива, 2024/
У входа в Верхний сад /фото из личного архива, 2024/

Ну а теперь шагните в зелень кулис, вправо или влево – без разницы. Они повторяют друг друга. Берсо заманивает войти в него через беседку. По нему можно идти до самого дворца, спрятавшись в зелени арки от летнего солнца. Но, исследуя сад, лучше выйти из этого длинного коридора при первой возможности и отправиться в лабиринт из боскетов. Если вы гуляете в компании, попробуйте в нём затеряться! Правда, не забудьте назначить место и время встречи. Однажды я по неосторожности, стараясь пробудить интерес к прогулке у восьмилетнего ребёнка, рассказала ему про лабиринт, и он тут же исчез! Как-то не на шутку успела напугаться, пока бегала между боскетами!

На самом деле, боскеты в Верхнем саду имеют вполне определённую композицию и смысл. Квадраты, созданные из них, символизируют землю, круги – солнце, а расходящиеся косые ряды – солнечные лучи. Попробуйте их увидеть во время прогулки. Территория с боскетами от центральной аллеи отделена берсо, а от наружной ограды сада – сплошной «стеной» деревьев. Не правда ли, эффектно?

Сплошные стены боскетов /фото из личного архива, 2024/
Сплошные стены боскетов /фото из личного архива, 2024/

Липа – главное дерево Петергофа. Это нетрудно заметить. Даже берсо увиты липами. Говорят, саженцы специально выращивают под наклоном, а потом тщательно подстригают под форму берсо. Но не только липа в Верхнем саду. Здесь – ели, сирень, барбарис, туи, яблони, сливы, смородина и даже крыжовник. И не удивительно! В 18 веке, сделав декоративные сады Европы основой усадебных парков, дворяне не отказались от русских традиций и от плодовых деревьев.

Первые фонтаны Верхнего сада

После знакомства со структурой сада, пора, наконец, вернуться на центральную аллею и подойти к фонтанам (не забывая при этом поглядывать на «приближающийся» дворец и замечать, как он меняется). В Верхнем саду изначально было создано 5 накопительных резервуаров-прудов для обеспечения водой фонтанов Нижнего парка. К ним от главного петровского водовода, оставшегося за оградой, были проложены водопроводные трубы. Анна Иоанновна в этих прудах решила устроить фонтаны для украшения партера. Они не столь внушительны, как фонтаны в Нижнем парке и лишь предвосхищают встречу с водной феерией Петергофа, делая Верхний сад прелюдией петергофских фонтанов.

Недалеко от парадных ворот Верхнего сада в центре круглого бассейна расположен крылатый морской Дракон. Запрокинув голову, из разинутой пасти он запускает вверх победную струю воды. Окружают его четыре фонтанирующих дельфина. В солнечную погоду фигуры морских персонажей сверкают позолотой, а струя переливается хрустальным блеском. А на фоне пасмурного неба, фонтан словно подсвечивает его. Стоя почти у главного входа, он напоминает гостям Петергофа о морском значении резиденции.

Фонтан в этом месте появился ещё в 30-х годах 18 века, но выглядел иначе. Тогда пруд украсила скульптурная композиция с аллегорическим сюжетом: Персей спасает Андромеду от нападения змеи. Нетрудно было разгадать иносказание: «Царь Пётр защищает Россию от врага». Композиция, вероятно, неплохо смотрелась от дворца. Но уже к концу 18 века фигуры из свинца деформировались и их демонтировали, а в пруду появился морской дракон с дельфинами. Но за следующие пол столетия он то ли поизносился, то ли надоел, и на месте морского чудища установили Вазу, да непростую! Струя воды, взмывающая вверх, постоянно меняла высоту и приводила в восторг гостей. Но в годы войны фонтан был разрушен, а Ваза исчезла. Когда восстанавливали Петергоф, реставраторам трудно было выбрать – какой образ вернуть этому фонтану. И всё же, остановились на Драконе. А вот название у фонтана очень мудрёное – «Межеумный», что в переводе означает «Неопределенный». Может, оно отражает сложности с процессом выбора образа фонтана, который стал первым на пути в петергофское царство воды?

Однако первым в Петергофском Верхнем парке появился фонтан, который расположен на главной аллее не у ворот, а у дворца. Своё название «Дубовый» он сохранил со дня своего рождения, когда в центре круглой чаши бассейна стоял Дубок, окружённый дельфинами. Вероятно, Дуб символизировал силу и могущество России. Однако металлическое дерево продержалось в воде всего полтора десятка лет (1734-1750) и было изрядно покорёжено. По русской привычке, выбрасывать сразу Дубок не стали, а убрали в какой-то сарай – пусть полежит, может в хозяйстве пригодится! И ведь пригодился лет через 100! Мы ещё встретимся с этим персонажем во время прогулки по Нижнему парку. А «Дубовый» фонтан, как и «Межеумный», постоянно менял свой декор. Сейчас в чаше фонтана установлена статуя «Амур, надевающий маску».

Фонтан "Амур, надевающий маску" в Верхнем саду /фото из личного архива, 2024/
Фонтан "Амур, надевающий маску" в Верхнем саду /фото из личного архива, 2024/

Фонтан «Нептун»

И всё же доминантой Верхнего сада является известный фонтан «Нептун», расположенный в центральном бассейне главной аллеи между фонтанами «Межеумный» и «Дубовый». Без него сегодня невозможно представить Петергоф. Этот фонтан интересен не только своими размерами и барочным обликом, благодаря чему отлично вписался в пространство регулярного парка и эффектно смотрится на фоне дворца. Заслуживает внимания удивительная судьба фонтана.

«Нептуна на колеснице» задумал установить в среднем пруду Верхнего сада ещё Растрелли, когда занимался его обустройством. Была изготовлена позолоченная свинцовая статуя бога морей, восседающего на коляске, которую тянули дельфины и тритоны. Вероятно, этот Нептун, установленный в центре пруда, и изображён на плане Сент-Илера. Но изготовленная из свинца скульптура оказалась недолговечной. Уже к концу 18 века фонтанная композиция пришла в негодность. Вступивший после смерти матери на престол император Павел решил заменить «отечественного» Нептуна на «импортного», которого он присмотрел задолго до этого.

Павел увидел «Нептуна в окружении свиты» в городе Нюрнберге во время своего Большого Европейского путешествия в 1781-1782 годах, и Нептун покорил его воображение. Эта скульптурная композиция была создана немцами в память об окончании 30-летней войны (1618-1638). Тогда жители Нюрнберга решили в ознаменование этого события установить на центральной площади огромный городской фонтан. Работы по созданию памятника продолжались ещё дольше, чем длилась война – с 1660-1694 (скул. Риттер, Г. Швейгер, И. Эйслер). Но после того, как фонтанный комплекс из 27 деталей был собран и установлен в чаше огромного бассейна, оказалось, что воды в реках Нюрнберга для его функционирования не хватает. Тогда фонтан демонтировали, поместили фрагменты в большой амбар и в таком виде стали демонстрировать гостям как городскую достопримечательность, рассказывая печальную историю о том, как «Нептун» в Нюрнберге не состоялся.

Павел Петрович мечтал приобрести Нюрнбергского Нептуна и установить фонтан в своей резиденции в Гатчине, но только став императором, смог себе это позволить. В 1796 году фонтан был куплен Российской империей за большие деньги. Когда встал вопрос о демонтаже Петергофского Нептуна в Верхнем саду, Павел решил, что его приобретение станет достойной его заменой. И с 1799 года у Нюрнбергского Нептуна появилось новое место жительство. Но постоянным тогда оно ещё не стало.

Похищение и возвращение «Нептуна»

Немцы, оккупировавшие Петергоф во время Великой Отечественной войны, разрушили Большой дворец и многие фонтаны, а Нептуна демонтировали и вывезли в Германию. Но справедливость восторжествовала! Купленный «товар» был собственностью России, и по решению международного суда после войны (в 1947 году) возвращён в Петергоф.

В те времена, когда жители России с ветерком носились «галопом по Европам» на экскурсионных автобусах, я тоже успела попутешествовать. Гуляя в свободное время по Нюрнбергу и выйдя случайно на Рыночную площадь, я «остолбенела». Передо мной стоял наш Нептун во всей своей барочной красе. Только на маленькой средневековой площади ему было очень тесно. Зато я смогла внимательно рассмотреть всю композицию, казавшуюся гигантской! Точно! Наш Нептун! Как же так получилось?

Немцам уж очень не хотелось расставаться с Нептуном в 18 веке, но деньги Россия за него давала хорошие. По некоторым сведениям, пока шли торги и утрясались вопросы транспортировки, они предусмотрительно изготовили копию Нептуна. Её и установили в Нюрнберге ещё в начала 20 века. Но есть и другая версия. Продав Нептуна, немцы никак не могли успокоиться и с тех пор мечтали вернуть памятник культуры. Переговоры велись ещё с Александром 3, который был краток и, как обычно, остёр на язык. «Я Нептунами не торгую», – резко ответил он, добавив, что «Нептун и Самсон – наши союзники». Было или не было, но легенда уж очень в духе этого нашего императора, прославившегося своими афоризмами. А вот Николай 2, как обычно, дал слабину. Продать не продал, но в 1896 году разрешил изготовить копию Петергофского Нептуна. Её переправили в Нюрнберг, где в 1902 и разместили на историческом месте.

А наш Нептун, незаконно побывав в середине 20 века на своей малой родине в Германии, вское вернулся домой, в Петергоф. Будем верить, что навсегда! Проходя вдоль протяжённого бассейна, в котором обосновался владыка морей, его хочется рассмотреть во всех ракурсах. В центре композиции – трёхъярусная барочная скульптурная группа и возвышающийся над ней Нептун с неизменным своим трезубцем. Речные нимфы с вёслами в руках окружают его. Всадники на морских крылатых лошадях (это не пегасы, а гиппокампы) охраняют мифического бога. Тут же – вездесущие дельфины и морские чудовища. Гости сада пытаются запечатлеть это чудо на память! Но, похоже, Нептуну это не очень нравится. По крайней мере, на моих фотографиях он явно выглядит недовольным, и я каждый раз вновь и вновь устраиваю ему фотосессию, и каждый раз остаюсь недовольна результатом.

Скульптура Верхнего сада

Фонтаны в парке – это в 18 веке эксклюзив! Об этом ещё будет время и повод поговорить во время прогулки. А вот скульптура – неотъемлемая часть регулярного парка. Двигаясь по главной аллее Верхнего сада, на пути возникают четыре статуи работы итальянского скульптора 18 века Антонио Бонацца. Это – бог времён года и садов Вертумн, богиня плодородия Помона, бог тёплого ветра Зефир и Флора – богиня весны. Озорной «Ветерок» с лёгкими крылышками, надувший щёки, вызывает улыбку. «Хозяин садов» в венке, опершись на лопату, может удивить, если с ним заранее не познакомиться. Ну а прекрасные девушки с цветами и плодами, даже будучи незнакомками, всегда привлекут внимание. И вся эта «божественная» компания вносит динамику, игривость и настроение в ландшафт, созданный по строгим правилам геометрии.

Но, даже если вы не прошли мимо, за кадром останутся удивительные приключения этих мраморных статуй. О них я узнала не здесь, а в соседнем пригороде, заглядывая в историю Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Екатерина 2, вступив на престол, стала его хозяйкой и начала обустраивать резиденцию по собственному вкусу. В Нижнем парке Ораниенбаума была расставлена итальянская мраморная скульптура. Ещё Пётр 1 заключил договор с группой венецианских скульпторов на создание большого количества статуй для императорских садов в Петербурге и в загородных резиденциях. Возможно, скульптура, установленная в Ораниенбауме, была привезена в Россию ещё по заказу Петра1, но есть версия, что статуи для Ораниенбаума заказал Пётр Фёдорович ещё до своего вступления на престол. Так или иначе, 4 скульптуры Бонацца, вместе с другими статуями, появились в Нижнем парке Ораниенбаума в эпоху Екатерины 2. Однако только эта четвёрка, простояв полтора столетия, стойко пережила революционную бурю.

Около статуй на главной аллее Верхнего сада /фото из личного архива, 2024/
Около статуй на главной аллее Верхнего сада /фото из личного архива, 2024/

Когда в 1929 году Петергоф был превращён в музей под открытым небом, а Ораниенбаум стал парком отдыха трудящихся, кому-то из чиновников пришла в голову мудрая мысль переселить мраморных жителей Ораниенбаума в Петергоф. И удивительным образом им удалось пережить ещё и годы войны. Когда стало известно о продвижении немцев к Ленинграду, эти статуи успели спрятать – закопали. Там они и пережили немецкую оккупацию, а после войны заняли свои прежние места. Ораниенбауму, восстановленному в 21 веке в облике середины 18 века, пришлось обойтись без своих родных статуй!

Но 4 статуи, отдельно стоящие на главной аллее, это лишь часть скульптурного убранства Верхнего сада, состоящего из 87 скульптур, включая статуи в фонтанах и мелкие декоративные элементы. Все вместе они и создают его уникальную композицию.

Уникальные солнечные часы

Заканчивая прогулку по центральной аллее сада, не останется незамеченным удивительный экспонат, воссозданный в ходе последней реставрации. Сомнений ни у кого не остаётся: это – солнечные часы. Но какие оригинальные! Появились они при Анне Иоанновне. Горожане и приезжие были обязаны этой императрице возможностью узнавать время во время передвижения по Петергофской и Царскосельской дорогам. В 1739 году она издала указ об установке на них Солнечных часов. Это нехитрое сооружение представляет собой горизонтальный пьедестал, в центре которого помещён вертикальный предмет. Он называется гномон. Тень от него позволяет определить время.

Самые оригинальные часы Анна Иоанновна установила в Верхнем саду Петергофа. На мраморной доске были нанесены римские цифры, а в центре её помещён резной позолоченный треугольник гномона, на котором укреплён флюгер-флажок. Но почему-то эти часы на протяжении десятилетий постоянно «ломались» и переставали показывать время. Их «чинили» – восстанавливали, реставрировали, усовершенствовали, изменив их облик до неузнаваемости. В конце концов, в годы Великой Отечественной войны часы окончательно были испорчены. Новую версию часов создали мастера в ходе послевоенной реставрации только в 1970-х годах. Их внешний облик сильно отличался от первоначального.

В ходе последней реставрации было принято решение восстановить эти уникальные часы с флюгером в соответствии с чертежами Сент-Илера. Их аналогов специалисты нигде не обнаружили. И теперь посетители Верхнего сада останавливаются перед этой диковинкой 18 столетия и пытаются сверить время по своим электронным аналогам 21 века.

Перед дворцом

Перед Большим дворцом симметрично относительно центральной аллеи расположены квадратные в плане пруды. В прошлом – ещё два накопительных бассейна. Появились «Квадратные пруды» при Петре 1, а украшены фонтанами были при Анне Иоанновне. Но, как и в других фонтанах Верхнего парка, их первоначальная композиция утрачена. С начала 20 века пруды украсили две аллегорические девушки – статуи Весна и Лето, символизируя назначение резиденции российских монархов, которая использовалась в летний сезон, в тёплую погоду, обычно с конца апреля по октябрь. А заплывшие и в эти бассейны дельфинчики напоминают о том, что рядом море.

Дойдя до квадратных прудов, мы оказались на границе Верхнего сада у самого дворца. Теперь самое время его рассмотреть в деталях и восхититься их причудливыми узорами. Другой возможности оценить мастерство Растрелли, пожалуй, не будет. Вернее, мы ею не воспользуемся! Как только мы окажемся с другой стороны дворца, нас тут же вовлечёт магическое царство петергофских фонтанов, и к созерцанию дворца мы вернёмся не сразу, а лишь спустившись на нижнюю террасу парка. А это будет уже совсем другая картинка. Здесь же, во время прогулки по Верхнему саду, дворец, подобно цветочному бутону, на наших глазах постепенно распускается, демонстрируя свою красоту, роскошь и изящество.

Два боковых корпуса производят кульминационный эффект. С одной стороны – дворцовая Церковь с пятью золочёными главками (1747-1751, арх. Ф.Б. Растрелли). В этой церкви проходили богослужения во время пребывания монархов с гостями в Петергофе. В придворном храме происходили важные семейные события Дома Романовых: заключались браки, совершались обряды крещения новорожденных, отмечались государственные и религиозные праздники. В дни праздничных торжеств в Петергофскую дворцовую церковь приглашали знатных жителей Петербурга.

Симметрично Церковному с другой стороны дворца расположен однотипный корпус. Вместо церковных куполов его венчает скульптурное изображение герба Российской империи, давшее название корпусу. Это – Корпус под гербом (1745-1755, арх. Ф.Б. Растрелли). Двуглавый орёл выполняет роль флюгера. Но, будучи геральдическим символом империи, он должен оставаться двуглавым, куда бы не повернул. С этой целью орёл получил третью голову. Однако, рассматривая корпус с разных сторон, с Верхнего сада, или с Нижнего парка, мы всё время будем видеть только две головы у имперского орла! Этот корпус выбрала для проживания во дворце императрица Екатерина 2. В дальнейшем комнаты, расположенные в этом корпусе, использовали для проживания самых высокопоставленных гостей Петергофа: королей, принцев, герцогов. В дни петергофских праздников из Корпуса под гербом начиналось торжественное шествие через анфиладу парадных залов дворца в Церковь.

Вид на корпус под гербом из боковой аллеи Верхнего сада /фото из личного архива, 2024/
Вид на корпус под гербом из боковой аллеи Верхнего сада /фото из личного архива, 2024/

Прогулку по Верхнему саду пора завершать. Остаётся сделать выбор, с какой стороны из него выйти – со стороны Церкви или Корпуса под гербом. Это уже – по личному усмотрению. Нет никакой разницы! В любом случае, выйдя из сада, мы окажемся у билетных касс. В нашей виртуальной прогулке они нам не понадобятся! Обогнув дворец с востока (у Корпуса под Гербом), или с запада (у Церкви), мы сразу подойдём к парадному фасаду Большого Петергофского дворца, а потом отправимся на прогулку уже по Нижнему парку Петергофа.

В следующий раз полюбуемся "самым эффектным видом" Нижнего парка Петергофа со смотровой площадки у дворца, спустимся вниз и начнём рассматривать Большой каскад.

Продолжение читайте, переходя по ссылке:

А начало здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!