ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»
Предыдущая публикация:
НИЖНИЙ ПАРК
АНСАМБЛЬ БОЛЬШОГО КАСКАДА
Самый потрясающий вид
Знакомство с Нижним парком Петергофа начинается с верхней террасы природного уступа. Если в Верхнем саду первое впечатление производит живописный вид на Большой Петергофский дворец, то здесь, стоя у парадного фасада, кажется, посетители его уже не замечают. А дворец, между тем, ступенчатой чередой галерей и ризалитов эффектно удаляется в перспективу и величаво демонстрирует свой богатый барочный декор. Нависая громадой протяжённой стены, он остаётся за спиной, отделяя царство фонтанов от внешнего мира. А перед гостями внизу уже развернулся как на ладони во всём своем великолепии Нижний парк Петергофа. Как заворожённые, останавливаются все у белоснежной балюстрады, протянувшейся по краю смотровой площадки перед дворцом, и долго не могут оторвать взор от открывшегося перед ними великолепия.
Однако всё же, выйдя из восторженного оцепенения, непременно надо пройти до середины дворца, дождаться, когда освободится место у ваз, выставленных в этом месте вдоль балюстрады, и успеть насладиться самым потрясающим видом Петергофа. Каскад в этом месте ещё не раскрылся во всём своём великолепии, но его позолоченные персонажи, занявшие свои места в этом водном представлении более 300 лет назад, уже приводят в восторг. Они исправно исполняют свою партию под аккомпанемент хрустальных струй воды. Пока всю скульптуру невозможно рассмотреть, но пара тритонов, восседающих прямо перед нами на шахматном поле верхней площадки Большого Петергофского каскада, торжественно трубят в золочёные раковины, направляя вырывающиеся из них тонкие струи вправо и влево, словно дают сигнал к началу водной феерии. А между ними взмывает вверх мощная струя главного петергофского фонтана, расположенного в круглой чаше бассейна внизу у подножия каскада. Она достаёт до неба, но перед этим указывает путь к морю, рассекая устремлённую к нему стрелу канала. По этому Морскому каналу гости резиденции, прибывшие в Петергоф по Финскому заливу, прямо на парусниках подходили к каскаду.
Главным украшением петергофского парка стал Финский залив, петербургская часть Балтийского моря, отвоёванная у шведов. Море, любимое, вожделенное петровское море, выход к которому открыла победа России в Северной войне, должно было стать главным действующим лицом Петергофа. А фонтаны Нижнего парка – хрустальным ожерельем бывшего заболоченного берега Финского залива.
Сам Пётр 1 любовался и гордился этим потрясающим видом на залив, который открывается с верхней террасы его морской резиденции. На торжественное открытие Петергофа, которое состоялось 15 августа 1723 года, были приглашены послы иностранных государств. По легенде Пётр подошёл к французскому послу, подвёл его к центру площадки перед Нагорными палатами (так назывался петровский дворец, находившийся на месте нынешнего Большого Петергофского дворца) и попросил передать королю Франции, что русский царь желает ему иметь в Версале такой же великолепный вид на море, как у него в Петергофе. Но увы! Французам в Версале слишком далеко до моря! И как ни блистательна Версальская резиденция французских королей, попадая туда после Петергофа, невольно ждёшь, что вот-вот откроется вид на море. Идёшь-идёшь по парку, а его всё нет!
Как долго французский посол любовался Морским петергофским каналом, мы не знаем. А нам в разгар летнего сезона фонтанов долго в этом месте не удастся задержаться. Нужно дать возможность подойти к вазам другим желающим.
Две части Нижнего парка. С какой начать?
Теперь можно, наконец, спускаться в Нижний парк. Морской канал в Петергофе разделил его на 2 части – восточную и западную. Пока мы ещё не покинули верхнюю площадку, надо решить, с какой из них начинать прогулку. Парк с западной и восточной стороны настолько разный, что обязательно надо увидеть обе его части и почувствовать их атмосферу. На мой взгляд, на западе, слева от канала (если стоять лицом к морю), парк носит романтический характер. Прогулка настраивает на лирический лад и философские размышления. С восточной стороны парк более динамичен и красочен, наполнен радостью и бесконечным весельем. Там всегда царит праздник. Выбор за вами. Я же люблю начинать с западной части, постепенно погружаясь в историю. И в виртуальной прогулке по Петергофу туда и собираюсь увлечь вас, чтобы закончить её там, где царит всеобщее ликование.
Две симметрично расположенные лестницы с двух сторон спускаются вдоль Большого каскада в Нижний парк. И, пока мы двигаемся к той, что слева, надо успеть оценить роскошный партер, и разбегающиеся от него аллеи. Симметрично раскинулись по обе стороны от каскада газоны с цветниками и фонтанами. Замыкают партер с двух сторон эффектные павильоны. Всё это мы ещё в деталях рассмотрим, спустившись вниз и, не переставая, будем восхищаться. А пока надо успеть увидеть и оценить красоту рисунка партера, который с верхней террасы напоминает сказочный ковёр. Потому что, как только мы начнём спускаться, всё внимание завоюют золотые статуи, выстроившиеся на ступенях каскада.
Если не спешить, а медленно двигаться, с каждым шагом ощущается сопричастность к красоте, какое-то нереальное в неё погружение. Как-будто красота не вокруг нас, а мы – часть её. Восторженные возгласы сливаются с шумом воды, солнце путается в хрустальных брызгах, улыбки на лицах отражаются в струях фонтанов, а блеск в глазах усиливается золотыми бликами! Все это создает в Петергофе удивительную, неповторимую атмосферу праздника!
Большой каскад во всём великолепии
Ну а теперь, когда мы спустились, в центре внимания будет Большой каскад (1714-1724, арх. И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов). Это – самое грандиозное сооружение всего петергофского ансамбля, которое приводило, приводит и будет приводить в восторг всех, кто оказался в Нижнем парке Петергофа. Это – эпицентр праздника, который на века устроил на морском берегу залива Великий русский царь. И мы не устаём им любоваться, надолго замирая у каскада, сколько бы раз нам не приходилось возвращаться в Петергоф! Здесь всегда много людей, а потому лучше всего рассматривать каскад, поднявшись по ступеням павильона, завершающего партерный участок ансамбля Большого каскада. И перед нами во всей красе разворачивается водное представление: золотые фигуры на ступенях безмолвно славят российский флот, а вода ликует, совершая неистовый танец, взмывая вверх, падая вниз, рассыпаясь миллионами хрустальных брызг.
Начинают представление два Тритона. Мы их видели, стоя над каскадом. Теперь совершенно очевидно, что они задают тон всему ансамблю, исполняя торжественный гимн на трубах в виде витых раковин. Тритоны восседают на площадке уступа, устроенной перед Малым гротом, спрятавшимся в глубине. С двух сторон от неё симметрично спускаются по семь фигурных ступеней. Их поддерживают каменные опоры и разделяет стена, прорезанная арками. За ней устроен Большой грот. По краям лестничных маршей на гранитных пьедесталах возвышаются позолоченные фигуры, которые через ступень чередуются с вазами в виде чаш. Скульптура расставлена также на мраморной площадке перед лестницами. Зажатые между полукруглыми выступами три широкие ступени уводят с неё к подножию каскада.
Ступени боковых лестниц и центрального каскада поддерживают кронштейны. Между ними на вертикальной поверхности на бирюзовом фоне эффектно смотрятся позолоченные барельефы. Каждый барельеф отражает мифологический сюжет, а статуи на ступенях представляют античных богов и легендарных героев мифов. Здесь – Персей, Церера, Венера, Юпитер и Флора, Фавн, Пандора, Галатея, Актеон и Дискобол и мн. др. Тем, кто знаком с мифологией Древней Греции и Рима, нетрудно их узнать по атрибутам.
Петергофский Большой каскад – результат многолетнего коллективного творчества. Первые архитекторы-иностранцы Жан-Батист Леблон (1679-1719), Иоганн-Фридрих Браунштейн (?-?), Николо Микетти (1675-1759) сменяли друг друга по разным причинам. И каждый вносил свои изменений в план будущего каскада. Эстафету подхватил русский зодчий Михаил Григорьевич Земцов (1688-1743), который к окончанию работ на каскаде уже прибрёл немалый опыт, работая под руководством разных иностранных архитекторов и проявив незаурядный талант. Первоначально задумывался исключительно каскад падающей воды, украшенный аллегорической скульптурой. Леблон предложил дополнить его фонтанами.
Архитекторы не только разрабатывали общую концепцию, проектировали и руководили строительными работами, но и работали над скульптурным убранством Большого каскада. По их рисункам создавались статуи, барельефы, маскароны и пр. Свою деятельность по прибытии в Россию в 1715 году начал в Петергофе прибывший из Франции скульптор Карло Бартоломео Растрелли (1666-1744), отец будущего знаменитого архитектора. Он работал при дворе короля Солнца, и после его смерти остался без заказов. Этим воспользовался Пётр 1 и, пригласив мастера в Россию, доверил ему создание скульптуры для Большого каскада. Но всё же большинство декоративных элементов заказали в Англии и Голландии.
Поначалу скульптуру Большого каскада изготавливали из популярного в то время свинца. Но свинец – материал мягкий и непрактичный. Созданная из него скульптура быстро приходила в негодность, и её приходилось постоянно демонтировать и заменять. В конце 18 века было принято решение полностью заменить скульптурный декор каскада. Руководить работами было поручено Академии художеств. Лучшие русские скульпторы создали в период с 1799 по 1806 год 32 бронзовые статуи, 16 из которых были копиями. Часть из них изготовили на основании первоначальных каскадных фигур, моделью для других послужили слепки античных статуй, хранящиеся в Академии художеств. А 15 новых статуй стали авторскими работами И.П. Прокофьева (1758-1828), Ф.Ф. Щедрина (1751-1825), И.П. Мартоса (1754-1835), Ф.И. Шубина (1740-1805) и др.
Водная феерия Большого каскада
18 век – век аллегорий. Ни один сюжет, ни одно божество не появились на Большом каскаде случайно. Они в иносказательной форме воссоздают сюжеты Северной войны. Переходя от одного к другому, современники могли составить настоящую летопись её событий и вознести славу её героям. Лейтмотивом стала водная стихия, которая, оживляет застывшие фигуры и приводит в движение весь «ансамбль исполнителей».
Где же искать начало этой водной какофонии? Конечно, на самом верху! На вертикальной стене под смотровой площадкой с вазами (за спиной у Тритонов), над боковыми лестницами каскада расположены два маскарона (так называют скульптурные изображения лиц на вертикальных поверхностях) – Нептун и Вакх. Нетрудно расшифровать почему они получили первенство. Повелитель морей олицетворял морскую победу России, а Бог виноделия и плодородия – торжество и ликование по этому поводу. Вода изо рта каждой маски падает в мраморную раковину, откуда выплёскивается, веером разбивается и начинает медленно спускаться по ступеням, покрывая их тончайшей водяной завесой. В этой прозрачной вуали начинают оживать барельефы ступеней. Изображения призрачно дрожат, мистически преломляются и напоминают картины подводного мира, который нам удалось наблюдать через призму водной пелены.
Продолжает водное убранство каскада вода, взмывающая вверх. На ступенях боковых лестниц с двух сторон поднимаются струи фонтанов. С понижением лестницы увеличивается их высота, но все они словно замирают на одном уровне, эффектно образуя вдоль лестниц иллюзорно-зыбкую прозрачную стену из воды. В ней отражается блеск стоящих рядом золочёных статуй. Этот эффект дополняют тонкие струи, поднимающиеся из чаши ваз и распадающиеся на блестящие хрустальные капли. С ними в ясную погоду любит поиграть солнце, и тогда разноцветные искры повисают в воздухе.
Кульминацией водной феерии становится эффектный фонтан в центре нижней площадки каскада. Наклонные водные струи переплетаются между собой, образуя фигуру, напоминающую хрустальную корзину. Из неё рвутся ввысь девять мощных струй, пытаясь достичь уровня водяных стен на боковых лестницах и напоминая стебли огромных цветов. Этот фонтан стал символом богатства и процветания Российской империи.
Поток воды, начавшись с двух тонких струй, постепенно увеличивается за счёт бесконечного фонтанирования и медленно спускается по трёхступенчатому уступу в устроенный перед каскадом бассейн. Полукруглые выступы с двух сторон от ступеней поддерживают стены, облицованные туфовым камнем. Их украшают гермы – мини пилястры, завершающиеся маской бога торговли Гермеса. Они напоминают верстовые столбы, установленные на дорогах имперской России, и символизируют расцвет торговли, наступивший благодаря открытию морских путей Балтики.
На небольших полукруглых выступах по обе стороны основания каскада установлены статуи, не похожие на античные фигуры каскада: слева – молодая девушка со змеёй, справа – старец с веслом. Они олицетворяют местные реки – Неву и Волхов. Ладожский канал, соединивший эти водные магистрали в петровское время, позволил связать Россию с морскими дорогами. У этих аллегорических фигур и заканчивается движение воды каскада, которая с шумом падает в бассейн, устроенный у его подножия. Завершая аллегорическую картину, он вполне может символизировать море.
С корабля – в царство воды
Море и подходило прямо к каскаду. От залива по территории Нижнего парка был проложен Морской канал, который заканчивался Ковшом – небольшим искусственным прудом, служившим гаванью для стоянки кораблей. Строительство канала началось одновременно с закладкой дворца в 1715 году. Он должен был стать парадным въездом в морскую резиденцию. Тогда и встал вопрос о декоративном оформлении уступа перед дворцом, который будет завершать перспективу, открывающуюся на дворец с моря, и восхищать всех гостей Петергофа по мере приближения к нему.
Пётр 1 задумал создать для дворца эффектный «пьедестал», «замаскировав» склон холма каскадом падающей воды, за которым прячутся устроенные внутри Гроты. Они стали идейным и архитектурным центром Большого каскада. Верхний и Нижний (Малый и Большой) Гроты позволили укрепить склон и скрыть систему подвода воды. Внутренние помещения Гротов были облицованы туфовым камнем, украшены фонтанами, мраморной и позолоченной скульптурой.
Когда корабль входил в Морской канал, потрясающее зрелище открывалось перед находившимися на борту гостями резиденции: вознесённый на пьедестал дворец словно поднимали в воздух бесконечные струи фонтанов. И чем ближе подходил корабль, тем фантастичнее казалось зрелище!
Кто-то придумал, что в Петергофе зародилась поговорка: «С корабля на бал». Будто бы гостей с корабля сразу вели на дворец, и они тут же попадали на праздник. Но разве можно было сразу покинуть это восхитительное место? Кого можно соблазнить балом, когда вдруг попал в царство воды? Прямо с корабля гости высаживались на площадку у Большого Грота. Туда их и приглашали.
Преодолев благополучно бьющие со всех сторон фонтанные струи, в веселом настроении гости скрывались в прохладе Грота, с удивлением озираясь вокруг. Отсюда за движением воды снаружи, казалось, можно наблюдать безопасно и бесконечно. Но тут в глубине Грота обнаруживался огромный стол. На нём стояли напитки и фрукты, которыми предлагали гостям угоститься. Но стоило протянуть руку, как неожиданно стол оказывался под завесой воды, бьющей из маленьких трубочек, устроенных по краю стола и в вазах с фруктами! С визгами развеселившиеся гости стремились покинуть обманчивый Грот, но тут на их пути возникала водяная завеса, преграждавшая им выход. Отсюда и начинались петергофские водные забавы, названные шутихами. Задумал такое развлечение в гротах ещё Пётр 1, однако воплотили в жизнь уже его потомки.
Но во дворец не попадали даже через Грот. Когда удавалось вырваться из этого «Приюта отдохновения», как его называли обитатели Петергофа, гости выходили в парк прямо с площадки перед Гротом и замирали перед каскадом, как замираем сегодня мы, любуясь этим грандиозным водно-архитектурным шедевром.
15 августа 1723 года корабли доставили в Петергоф первых гостей. Грандиозное представление было устроено в Нижнем парке на празднике открытия императорской морской резиденции. Но вот уже отгремели фейерверки, прозрачные августовские сумерки начали спускаться на побережье, гостей приглашали к столу во дворец, а они всё стояли и, как заворожённые, глядели на воду. Они ждали, когда прекратится это водное представление. А вода всё текла и текла по ступеням каскада. И не было ей конца. Это было настоящее чудо!
Первые гости Петергофа не случайно удивлялись, любуясь петергофскими фонтанами, хотя к этому времени фонтаны не были в диковинку. Ими давно украшали дворцы и парки. Однако фонтаны требовали огромного расхода воды и немало человеческих ресурсов для обеспечения их функционирования. Вот и не спешили петровские гости, хотели насладиться зрелищем, пока фонтаны не выключат. Но их так и не выключили. В чём же был секрет фонтанов Петергофа?
В следующий раз узнаем, как создавались Петергофские фонтаны и в чём секрет "бесконечной воды"
Продолжение читайте, переходя по ссылке:
А начало здесь:
В конце каждой публикации - ссылка на следующую. Переходите по ссылкам, читайте все главы книги!
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!