Найти в Дзене

ПЕТЕРГОФ. ВЕРХНИЙ САД. Часть 1. «Прелюдия» Петергофа

Предыдущая глава: С какой стороны не начинается прогулка по паркам парадной Петергофской резиденции, со стороны моря, или с Верхнего сада, на Большой дворец открывается такой великолепный вид, что при первой встрече с Петергофом трудно сдержать восхищённые возгласы. При Петре 1 гости прибывали сюда морем. Позже, когда с южной стороны дворца был разбит Верхний сад, а за ним пролегла часть Петергофской дороги, появилась возможность начинать прогулку именно отсюда. Пожалуй, этот путь позволяет открывать Петергоф постепенно, шаг за шагом наполняясь новыми эмоциями от открывающихся взору картин. Они достигнут кульминации у Большого каскада в Нижнем парке, после чего, можно будет выдохнуть и начинать прогулку по тенистым аллеям Нижнего парка, вкушая его уже по капельке и смакуя всё новые и новые впечатления. Я и отправлюсь гулять по Петергофу, войдя через пилоны парадных ворот. Дух захватывает с первой минуты! Огромное открытое пространство, устланное цветочными коврами, перемежающимися зер
Оглавление

Цветники Верхнего сада Петергофа /фото из личного архива, 2024/
Цветники Верхнего сада Петергофа /фото из личного архива, 2024/

ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»

Предыдущая глава:

ВЕРХНИЙ САД (начало)

Верхний сад – прелюдия Петергофа

С какой стороны не начинается прогулка по паркам парадной Петергофской резиденции, со стороны моря, или с Верхнего сада, на Большой дворец открывается такой великолепный вид, что при первой встрече с Петергофом трудно сдержать восхищённые возгласы. При Петре 1 гости прибывали сюда морем. Позже, когда с южной стороны дворца был разбит Верхний сад, а за ним пролегла часть Петергофской дороги, появилась возможность начинать прогулку именно отсюда. Пожалуй, этот путь позволяет открывать Петергоф постепенно, шаг за шагом наполняясь новыми эмоциями от открывающихся взору картин. Они достигнут кульминации у Большого каскада в Нижнем парке, после чего, можно будет выдохнуть и начинать прогулку по тенистым аллеям Нижнего парка, вкушая его уже по капельке и смакуя всё новые и новые впечатления.

Я и отправлюсь гулять по Петергофу, войдя через пилоны парадных ворот. Дух захватывает с первой минуты! Огромное открытое пространство, устланное цветочными коврами, перемежающимися зеркальными прудами убегает вперёд, к великолепному дворцу, над которым – бесконечное небо. Уже искрятся фонтанные струи и слышно журчание воды. Но стоит остановить мгновение и насладиться великолепием. Невероятную красоту пейзажа дополняют стройные ряды лип, подстриженных в форме огромных кубиков, пирамидальные туи и плотная зелень деревьев в боковых аллеях. Они напоминают театральные кулисы, когда занавес только-только поднялся, и зрители замерли в ожидании. Представление скоро начнётся, а пока любопытно заглянуть за кулисы, в «театральные кулуары» – туда, где создавалась история.

Вид на Верхний сад от главных въездных ворот /фото из личного архива, 2024/
Вид на Верхний сад от главных въездных ворот /фото из личного архива, 2024/

Просто подсобное хозяйство!

Верхний парк, или, точнее, сад, создавался ещё тогда, когда Петергоф вовсе не планировался как парадная морская резиденция. После победы в Полтавской битве начинается активное освоение земель на территории бывшей Ингерманландии, отвоёванной у шведов. Выйдя за пределы крепостных стен, на берегах Невы начинает разрастаться город Санкт-Петербург. А земли вдоль южного побережье Финского залива Пётр 1 раздаёт своим приближённым под строительство летних загородных усадеб. Свои приморские усадьбы он строит там, где на побережье уже находились его путевые дворцы – в Стрельне и в Петергофе.

Пётр известен своей удивительной способностью во всех делах принимать личное участие (а количество одновременно начатых им дел даже представить невозможно!) Вот и создание собственных усадеб он не пустил на самотёк. Уже в 1714 году Пётр собственноручно сделал наброски расположения в Верхнем саду дорожек и водоёмов. На основе этих планов архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны, работал в России с 1714 по 1728 год), по прибытии в Россию направленный на работы в Петергоф, создал первый план Верхнего сада, который «откорректировал» Жан-Батист Леблон (1679-1719), главный архитектор того времени в Петербурге. Вокруг сад с трёх сторон окружали рвы, стенки которых были выложены булыжником. За ними стоял невысокий забор.

Чертеж И. Браунштейна, 1716 г.  /фото с сайта https://paper.peterhofmuseum.ru/
Чертеж И. Браунштейна, 1716 г. /фото с сайта https://paper.peterhofmuseum.ru/

При Петре Верхний сад с плодовыми деревьями, огородами и водоёмами, в которых разводили рыбу, выполнял, скорее, хозяйственную функцию, однако расположение прудов и дорожек в саду фактически сохранилось при последующих его реконструкциях. Зато уже в 1730-х годах, в правление Анны Иоанновны, назначение сада меняется.

Императрицы, которые навели женский порядок в Верхнем саду

Племянница Петра 1, неожиданно «назначенная» императрицей, проигнорировала «кондиции» – условия своего царствования. Их будущей императрице предъявили пригласившие её на российский престол противники начатых Петром преобразований. Анна Иоанновна провозгласила себя продолжательницей славных дел своего дядюшки и активно включилась во все неоконченные Петром дела. Петергоф тогда только начинался, но уже поражал роскошью. Анна Иоанновна её добавила.

К этому времени закончилось обустройство парков на верхней и нижней террасах, уже стояли дворцы и основные парковые павильоны, работали три каскада и несколько фонтанов. И хотя предстояла ещё большая работа в Нижнем саду, Анна Иоанновна, засучив рукава, взялась наводить порядок и в Верхнем, придав ему парадный и нарядный вид. В 1730-х годах грядки были убраны, а в прудах заструились фонтаны. Увитые зеленью трельяжные беседки и золочёная скульптура украсили аллеи, а забор заменила ограда в виде трельяжной решётки. Нагорные палаты получили дополнительный декор и были расширены в результате пристройки боковых галерей. Теперь Верхний сад услаждал взор императрицы и гостей императорской резиденции.

Продолжила наводить красоту в Петергофе Елизавета Петровна, которая устраивала в Верхнем саду для своих гостей увеселительные праздники и разнообразные игры на воздухе. По её мнению, скромный батюшкин дворец не соответствовал роскоши Большого каскада, и она затеяла перестройку Нагорных палат. Её придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) создал в Петергофе очередной свой дворцовый шедевр – Большой Петергофский дворец (1745-1755). На смену скромному петровскому барокко пришло роскошное елизаветинское. Фасады поражали затейливым декором, а золото слепило глаза. К центральному трёхэтажному зданию с ризалитами (выступающими частями фасада), вставшему на место бывших двухэтажных Нагорных палат, были пристроены боковые корпуса. От центральной части протянулись одноэтажные галереи, соединившие дворец с роскошными боковыми павильонами, завершившими композицию.

Общий вид на дворец из Верхнего сада /фото из личного архива, 2019/
Общий вид на дворец из Верхнего сада /фото из личного архива, 2019/
Фрагмент ограды Верхнего сада /фото из личного архива, 2019/
Фрагмент ограды Верхнего сада /фото из личного архива, 2019/

В связи с перестройкой дворца Верхний сад был расширен и обнесён новой оградой, созданной по проекту Растрелли. Она была собрана из деревянных кольев, напоминающих копья воинов, которые крепились к сложенным из кирпича и оштукатуренным столбам. Ограда окружала сад с трёх сторон. Её прорезали трое ворот.

План Сент-Илера

Не могла обойти вниманием Верхний сад и Екатерина 2. Правда, при ней вряд ли произошли столь кардинальные перемены, как при её предшественницах, зато в эпоху её правления, в середине 1770-х годов, появились аксонометрические чертежи императорской резиденции, которые зафиксировали регулярный облик Верхнего сада в эпоху его расцвета. Они были созданы французским инженером картографом Пьером Антуаном де Сент-Илером.

Во второй половине 18 столетия стали появляться карты-схемы европейских городов, позволяющие увидеть их сверху и рассмотреть в деталях все городские постройки. По сути, это были «фотографии» местности, сделанные вручную, да ещё в соответствующих пропорциях «снимаемых» объектов. Методика такой «архитектурной съёмки» сочетала геодезическую работу, точные замеры всех элементов местности и прорисовку их на плане. Это было что-то среднее между картой и рисунком. Не «3D» проект, конечно, но настоящий прорыв в создании моделей городов!

Конечно, равнявшаяся на запад Екатерина заинтересовалась. Она ознакомилась с докладом Сент-Илера, представленным ей на рассмотрение, где подробно описывалась работа по составлению такого плана, и дала добро на создание детального плана Санкт-Петербурга. Сент-Илер был принят на службу, ему в помощь определены 2 архитектора (А. Горихвостов и И. Соколов), 10 учеников, обученных рисованию, и 10 помощников для «ношения инструментов и тяжестей» (сейчас их назвали бы чернорабочими). Перспективный план Петербурга 1764-1773 годов так и не был завершён, но и в том виде, в котором он был выполнен, представляет огромную ценность в историческом смысле. Ещё более ценным оказался созданный Сент-Илером Аксонометрический план Петергофа, зафиксировавший облик петергофских парков в екатерининскую эпоху. Именно этот план позволил неоднократно проводить реставрационные работы в парках Петергофа и восстановить из руин разрушенный в годы Великой Отечественной войны Петергофский дворцово-парковый ансамбль.

Верхний сад на плане Сент-Илера. 1775 г. Архив ГМЗ "Петергоф" /фото с сайта https://paper.peterhofmuseum.ru
Верхний сад на плане Сент-Илера. 1775 г. Архив ГМЗ "Петергоф" /фото с сайта https://paper.peterhofmuseum.ru

Историческая реставрация Верхнего сада

Несколько лет назад Верхний сад закрыли на очередную историческую реставрацию. Казалось, что там делать! И так был уютный сад для бесплатных прогулок горожан, вот-вот приведут в порядок, и снова можно будет гулять! Но 3 года, показались бесконечностью! На самом деле, реконструкция длилась ещё дольше: 7 лет ушло только на подготовительную работу и 3 года на её реализацию. Когда после окончания реконструкции летом 2024 города Верхний сад, наконец, распахнул ворота для посетителей, он поразил яркими красками бесконечных цветников и зелени деревьев. Вход, на удивление и к радости, остался бесплатным, и теперь жители Петергофа и его гости могут вновь наслаждаться тихими прогулками знойным летом в великолепных интерьерах парка 18 века. Здесь под мелодичное журчание фонтанов можно получить взрыв эмоций от любования красотой, а можно уединиться с книжкой в тишине аллей.

И, всё-таки, как обычно, нашлись скептики и ворчуны: «И чего тут так долго возились! Ничего не изменилось! Только деньги…» И дальше – любимая тема о том, как нас обманывают и везде воруют. Отличный повод зарядиться негативом!

В самом деле, а что такого сделали? Пожалуй, чтобы оценить, стоит начать с того, что Верхний сад, сформировавшийся к концу 18 века, уже в 19 веке начал терять свои чёткие формы. Так постепенно с годами меняется прекрасная девушка. Но это произошло не только по причине ненадлежащего ухода или старения. В 19 веке на смену регулярным паркам приходят пейзажные, когда в моду вошло любование естественной красотой. Деревья перестали стричь, симметричные дорожки были нарушены. Когда Петергоф в 1929 году готовили к открытию всенародного музея под открытым небом, Верхний сад восстанавливали в соответствии с планом Сент-Илера, обнаруженным в архивах.

Но прошло почти 100 лет. Несмотря на прекрасный уход, время делает своё дело! Пора было вновь восстанавливать Верхний сад. Новое поколение реставраторов взялось за изучение плана Сент-Илера. Чтобы его воплотить в жизнь, в первую очередь, требовалось провести замену грунта. Кто имеет собственный участок, прекрасно понимает, что земля требует обновления. На обновлённых участках пришлось вновь создавать дорожки и аллеи. Не меньше проблем было с деревьями. Часть лип удалось сохранить, часть требовала замены. Какие деревья заменили, определить довольно трудно, потому что они имеют практически те же формы и размеры, как и старые. Как такое возможно? Даже не представить! Ведь деревья на замену надо было где-то вырастить, затем довезти и добиться, чтобы они прижились в нужных местах.

Журналисты берут интервью у директора ГМЗ "Петергоф" Р. Коврикова после открытия Верхнего сада в 2024 /фото из личного архива, июль 2024/
Журналисты берут интервью у директора ГМЗ "Петергоф" Р. Коврикова после открытия Верхнего сада в 2024 /фото из личного архива, июль 2024/

Не стоит забывать о фонтанах. Их не только расчистили. Пришлось проводить дренажные работы. Особо бережно реставраторы отнеслись к перекладке водопроводных труб, практически сохранив исторические образцы петровской и николаевской эпох. Засияла в фонтанах отреставрированная скульптура. Ну и, наконец, была произведена перекладка пилонов ворот и столбов ограды. Объём работы впечатляет! А потому, отправившись теперь гулять по Верхнему саду, непременно стоит всё увидеть своими глазами!

В следующий раз познакомимся с "причудами" регулярного парка и историей Верхнего сада, и обязательно прогуляемся по нему

Продолжение читайте, переходя по ссылке:

А начало здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!