История Веры началась как у многих — с любви, свадьбы и планов на счастливое будущее. Когда она выходила замуж за Константина, ей казалось, что эта любовь сможет преодолеть любые препятствия. Да и какие могут быть препятствия, когда два любящих человека вместе?
Первые годы брака были действительно счастливыми. Рождение дочки Алисы, совместные праздники, маленькие семейные традиции — всё это наполняло жизнь смыслом и радостью. Константин работал в хорошей компании, Вера была дизайнером интерьеров на фрилансе, что позволяло ей совмещать работу и воспитание ребёнка.
Антонина Витальевна, мать Константина, жила отдельно в своей квартире и вмешивалась в их жизнь не так часто, чтобы это становилось проблемой. Иногда её советы раздражали Веру, но она старалась относиться к этому философски — в конце концов, все свекрови такие, верно?
Когда Алисе исполнилось три года, Вера и Константин решили, что им пора обзавестись дачей. Где-нибудь недалеко от города, чтобы приезжать на выходные и проводить там лето с ребёнком.
— Представляешь, Костя, как здорово будет! — мечтательно говорила Вера, — Свой огород, свежие фрукты, ягоды. Алиса будет расти на свежем воздухе, а не в пыльном городе.
— Да, идея отличная, — соглашался Константин, — Можно будет приглашать друзей на барбекю, отдыхать от городской суеты...
Они начали откладывать деньги, просматривать объявления о продаже участков. Как-то за семейным ужином Константин поделился их планами с матерью.
— Дача? — Антонина Витальевна задумчиво поджала губы, — А зачем покупать, когда у меня есть участок? Помнишь, Костенька, тот, что дедушка получил ещё в восьмидесятых? Я там давно не была, но земля хорошая, десять соток.
— Мама, ты серьёзно? — Константин удивлённо посмотрел на мать, — Я думал, ты его давно продала.
— Нет-нет, участок всё ещё на мне записан. Я, конечно, планировала там когда-нибудь что-то построить, но руки не доходили. А вы молодые, вам и карты в руки!
Вера не могла поверить такой удаче. Участок находился всего в сорока минутах езды от города, рядом был лес и небольшое озеро.
— Антонина Витальевна, вы уверены? — спросила Вера, — Это же ваша собственность.
— Да бери, дочка, — свекровь улыбнулась, — Главное, чтоб земля не пустовала. Я уже и не думала, что когда-нибудь там что-то появится. Пусть хоть внучка порадуется!
В тот вечер, возвращаясь домой, Вера и Константин бурно обсуждали эту новость. Теперь, когда не нужно было тратиться на покупку участка, они могли вложить все сбережения в строительство дома.
— Как думаешь, она правда не будет возражать, если мы построим там дом? — с лёгким сомнением спросила Вера.
— Конечно, нет! — уверенно ответил Константин, — Ты же слышала, она сама предложила. Мама всегда говорит то, что думает.
Вера кивнула, отгоняя смутные сомнения. В конце концов, никто не отказывается от такого подарка судьбы.
Строительство началось весной. Вера с энтузиазмом взялась за планировку дома и участка. Ей хотелось, чтобы всё было красиво и функционально. Двухэтажный домик с тремя спальнями, гостиной, кухней и просторной верандой. Константин занялся проведением коммуникаций — электричества, воды, установкой септика.
Свекровь иногда приезжала на участок, чтобы посмотреть, как идут дела, и всякий раз давала советы:
— Кухню лучше на восток сделать, чтоб утреннее солнце.
— Спальню побольше планируйте, тесно спать — плохо для здоровья.
— Кустарники лучше вдоль забора посадить, создадут естественную тень.
Вера старалась прислушиваться, хотя иногда эти рекомендации шли вразрез с её собственными планами. Но ради сохранения мира в семье она шла на компромиссы.
К концу лета основные работы были завершены. Дом получился уютным и светлым, именно таким, как мечтала Вера. Они с Константином вложили в него все сбережения и даже взяли кредит, чтобы всё доделать.
— Завтра привезут мебель для главной спальни, — сообщила Вера мужу, когда они уже заканчивали обустройство, — Я выбрала красивую кровать из натурального дерева, тебе понравится!
— Отлично, дорогая, — улыбнулся Константин, — Кстати, мама звонила, хочет приехать на выходные посмотреть, что у нас получилось.
Антонина Витальевна приехала в субботу утром, вооружившись огромной сумкой с припасами.
— Костенька, Верочка, как же у вас тут замечательно! — восхищалась она, осматривая дом, — Я и представить не могла, что здесь будет так уютно!
Она долго ходила по всем комнатам, трогала стены, проверяла, как закрываются окна, заглядывала в шкафы и ящики.
— А это, значит, главная спальня? — спросила она, зайдя в самую большую комнату на втором этаже.
— Да, — ответила Вера, — Мы только вчера кровать поставили. Вид из окна прямо на сад, утром так красиво...
— Очень хорошая комната, — кивнула свекровь, — Светлая, просторная. Мне нравится.
После осмотра они втроём пили чай на веранде. Антонина Витальевна была в приподнятом настроении, хвалила каждую мелочь, и Вера начала расслабляться. Может, она зря сомневалась в искренности свекрови?
— Ну что ж, дети мои, — сказала вдруг Антонина Витальевна, отставляя чашку, — Я так рада, что не ошиблась в вас. Теперь я могу спокойно проводить здесь лето, не в душном городе. Доктор давно говорил, что мне нужен свежий воздух.
Вера застыла с чашкой в руке:
— Простите, что вы имеете в виду?
— Ну как же, — удивилась свекровь, — Я буду жить здесь летом. Земля-то моя, я вам её не продавала, а просто разрешила построить дом. Но, конечно, подразумевалось, что я тоже буду пользоваться всеми удобствами. Я ведь не чужой человек, верно?
Константин неловко кашлянул:
— Мама, мы как-то не обсуждали этот момент...
— А что тут обсуждать, сынок? — Антонина Витальевна похлопала его по руке, — Неужели вы бы выгнали меня из моего же участка? Я понимаю, вы вложили деньги в строительство, но земля всё-таки моя. И я не говорю, что буду жить тут постоянно — только летом, когда жара.
Вера посмотрела на мужа, ожидая, что он всё разъяснит, скажет матери, что они не так договаривались. Но Константин только виновато улыбнулся:
— Конечно, мама, ты можешь приезжать, когда захочешь. В конце концов, если бы не ты, у нас бы не было этого участка.
В тот вечер, когда Антонина Витальевна уехала, Вера устроила мужу скандал:
— Как ты мог согласиться? Мы столько денег вложили, а теперь получается, что строили дачу для твоей матери?
— Вера, не преувеличивай, — пытался успокоить её Константин, — Она будет приезжать только на лето, да и то ненадолго.
— Ненадолго? Она сказала — всё лето! Это три месяца, Костя! И где она будет спать? В гостевой комнате?
— Ну... — Константин замялся, — Думаю, мы можем уступить ей главную спальню. Она всё-таки старше, ей нужно удобство...
— Что?! — Вера не верила своим ушам, — Ты шутишь, да? Мы выбирали эту кровать, планировали комнату, а теперь должны отдать её твоей матери?
— Вера, пожалуйста, давай не будем ссориться из-за такой ерунды. Поживём в другой спальне, какая разница?
Но разница была, и Вера это отлично понимала. Дело было не в комнате, а в принципе. Они ни слова не говорили о том, что свекровь будет жить с ними, когда начинали строительство.
К сожалению, это был только первый звоночек.
С наступлением лета Антонина Витальевна переехала на дачу. Сначала она говорила, что побудет недельку-другую, но дни складывались в недели, а недели — в месяцы, и вскоре стало ясно, что свекровь не собирается возвращаться в город до самой осени.
Она, как и планировала, заняла главную спальню, разложив там свои вещи и даже повесив на стены свои фотографии. Кухня постепенно тоже превратилась в её территорию. Вера не могла приготовить обед, не выслушав комментарии о том, что она неправильно режет овощи или слишком много соли добавляет.
— Верочка, ты должна быть благодарна, что я тебя учу, — говорила свекровь, — В твоём возрасте я уже была отличной хозяйкой. А ты даже борщ правильно сварить не можешь.
Вера кусала губы и молчала. Она старалась ради Кости, ради Алисы, ради мира в семье. Но с каждым днём это становилось всё труднее.
Особенно тяжело было, когда Антонина Витальевна начала приглашать своих подруг. Они приезжали на чаепития, и Вера невольно слышала их разговоры:
— Тоня, ты такая терпеливая, — говорила одна из подруг, — Я бы на твоём месте давно указала невестке её место.
— Что поделаешь, — вздыхала Антонина Витальевна, — Современные девушки совсем не приспособлены к семейной жизни. Ни готовить толком не умеют, ни дом в порядке держать. Всё на работу свою ссылаются.
Вера старалась не принимать это близко к сердцу, но слова свекрови больно ранили. Она работала, занималась ребёнком, следила за домом — и всё равно была плохой женой и матерью в глазах Антонины Витальевны.
Константин видел, что жена страдает, но продолжал уговаривать её:
— Потерпи, Вера, это же только на лето. Осенью она уедет, и мы снова будем одни.
— Да, а потом наступит следующее лето, и всё повторится, — горько отвечала Вера.
Ситуация достигла критической точки в конце июля. Вера с Алисой поехали в город на пару дней — девочке нужно было к врачу, да и Вере хотелось немного отдохнуть от постоянного контроля свекрови. Когда они вернулись, Вера обнаружила, что детская комната полностью перестроена. Кровать Алисы стояла у другой стены, игрушки были аккуратно сложены в коробки, а некоторые вообще исчезли.
— Что случилось? Где остальные игрушки Алисы? — спросила Вера у свекрови.
— Я решила навести тут порядок, — невозмутимо ответила Антонина Витальевна, — В комнате был такой беспорядок! А эти пластмассовые игрушки я выбросила, они только мусорят и раздражают своими звуками.
— Вы выбросили игрушки моего ребёнка?! — Вера не могла поверить в происходящее.
— Не кричи так, — поморщилась Антонина Витальевна. — У девочки и так слишком много всего. Избалуете ребёнка. В наше время у детей было две-три игрушки, и ничего, выросли нормальными людьми.
Алиса, стоявшая рядом с мамой, заплакала:
— Где мой розовый зайка? И мой музыкальный руль?
— Вот видите, что вы наделали! — Вера обняла дочь. — Костя! — позвала она мужа, который возился в гараже.
Константин вошёл, вытирая руки тряпкой:
— Что случилось?
— Твоя мать выбросила игрушки Алисы. Без спроса переставила всю мебель в детской.
Константин неуверенно посмотрел на мать:
— Мам, зачем ты это сделала?
— Сынок, я просто хотела помочь. В комнате был хаос, — Антонина Витальевна перешла на заискивающий тон. — Я же как лучше хотела. Игрушки всё равно старые были.
— Это не вам решать! — Вера уже не сдерживала гнев. — Это наш дом и наш ребёнок!
— Так, так, — Константин примирительно поднял руки. — Давайте все успокоимся. Мама, в следующий раз, пожалуйста, ничего не выбрасывай без разрешения. Вера, может, не стоит так кричать?
— Не стоит кричать? — Вера задохнулась от возмущения. — Константин, ты не понимаешь? Это последняя капля!
Вечером, когда Алиса уснула, Вера решилась на серьёзный разговор с мужем.
— Костя, так больше продолжаться не может. Твоя мать полностью игнорирует наши границы. Я больше не чувствую, что это наш дом.
— Вера, ну что ты предлагаешь? Выгнать мать на улицу?
— Нет. Я предлагаю ТЕБЕ поговорить с ней. Объяснить, что у НАС своя семья, свои правила. Что она не может командовать и менять всё по своему усмотрению.
Константин вздохнул:
— Я поговорю с ней. Обещаю.
Но дни шли, а разговор всё откладывался. Константин находил оправдания: то мама плохо себя чувствует, то настроение у неё не то, то момент неподходящий. А тем временем Антонина Витальевна продолжала устанавливать свои порядки.
Однажды утром Вера проснулась с твёрдым решением. Она собрала вещи, усадила Алису в машину и приехала в их городскую квартиру.
Вечером позвонил встревоженный Константин:
— Вера, где вы? Почему уехали, не предупредив?
— Костя, мне нужно было подумать, — спокойно ответила она. — У меня больше нет сил терпеть эту ситуацию. Либо ты ставишь свою мать на место, либо мы с Алисой будем жить отдельно.
— Ты меня шантажируешь?
— Нет, я просто защищаю себя и нашу дочь. Выбирай, Костя: или ты муж и отец, или ты маменькин сынок.
Константин приехал на следующий день. Они долго разговаривали. Он обещал всё исправить, заверял, что поговорит с матерью серьёзно. Вера хотела верить, что он наконец-то повзрослел.
Но когда через неделю они вернулись на дачу, всё пошло по знакомому сценарию. Константин так и не смог твёрдо поговорить с матерью. Он мямлил что-то о взаимоуважении, но как только Антонина Витальевна начинала плакать и говорить, что её не ценят, сын тут же сдавался.
— Всё, с меня хватит, — сказала Вера после очередной безуспешной попытки наладить отношения. — Я подаю на развод.
— Вера, ты не можешь! — в ужасе воскликнул Константин. — Мы же любим друг друга!
— Любим? — горько усмехнулась Вера. — Любовь — это уважение, Костя. А ты не уважаешь ни меня, ни наш брак. Для тебя мнение матери всегда будет важнее.
Последующие месяцы были тяжёлыми. Константин, оставшись один, начал пить. Сначала по выходным, потом каждый вечер. На работе начались проблемы. Антонина Витальевна, конечно же, винила во всём Веру.
— Это она довела моего мальчика! — причитала она, звоня общим знакомым. — Бросила его, забрала ребёнка! Какая жестокая женщина!
Вера решила не оставаться в городе, где каждый угол напоминал о прошлой жизни. Она нашла работу в другом регионе, сняла квартиру и перевезла туда Алису.
— Мама, а почему папа с нами не живёт? — иногда спрашивала девочка.
— Папа сейчас не может быть с нами, солнышко. Но он тебя очень любит, — отвечала Вера, стараясь не травмировать психику ребёнка.
Через полгода после их отъезда Вера узнала, что Антонина Витальевна попала в больницу с нервным срывом. Константин в очередной раз напился и разбил машину, чудом оставшись в живых. Свекровь не выдержала и обвинила во всём себя, что привело к нервному срыву.
А Вера тем временем наладила новую жизнь. У неё появились заказы на дизайн-проекты, Алиса пошла в хороший детский сад. Они гуляли в парке, ходили в кино, пекли печенье по выходным. Иногда, укладывая дочь спать, Вера думала о прошлом — о том светлом чувстве, которое когда-то связывало её с Константином, о мечтах и планах, которые они строили вместе.
Но чаще она думала о будущем — спокойном, размеренном, без постоянных конфликтов и унижений. О будущем, в котором она сможет сама принимать решения и быть счастливой. В конце концов, ей всего тридцать, и вся жизнь впереди.
И для неё, и для Алисы.
"Дом — это место, где наши ноги могут покинуть пол, но не наши сердца." — Кристиан Моргенштерн
Автор: Владимир Шорохов ©
Книги автора на ЛитРес
📖 Также читайте: Холодная война на 45 квадратных метрах
📖 Также читайте: Дарственная на жизнь: когда родная кровь становится ядом
📖 Также читайте: — Ты думала, что деньги способны искупить предательство? Ошибаешься!
📖 Также читайте: Дом на два адреса