Вторая часть статьи о знаковых работах художника Валентина Серова. С первой частью можно ознакомиться здесь:
Портрет императора Николая II, 1900
Слава Серова вскоре привлекла внимание самого императора, который в 1899 году заказал у художника сразу три своих портрета. Наиболее известным из них стал портрет Николая II в повседневной форме — мундире лейб-гвардии Преображенского полка.
Изначально Серову предложили фотографию императора и сам мундир, чтобы написать портрет без личного присутствия модели. Однако художник решительно отказался, пояснив, что не работает с фотографиями, когда речь идёт о живых людях. К удивлению окружения, Николай II отнёсся к этому с пониманием и согласился позировать лично.
Портрет предназначался в подарок императрице Александре Фёдоровне, и именно поэтому он получился скромным, камерным и немного интимным. Николай II изображён мягким, задумчивым и интеллигентным — как позже выразится художник Константин Коровин.
Портрет хранится в Третьяковской галерее.
Портрет княгини З.Н.Юсуповой, 1902
Ее все хвалят очень, да и правда в ней есть что-то тонкое, хорошее.
После выполнения заказа от Императорской семьи Валентин Серов стал особенно востребован среди аристократии и высшего света. Однако самому художнику это не доставляло удовольствия, что, разумеется, отражалось в его работах: портретируемые нередко выглядели старше своих лет, утратили живость, а сам Серов нередко прибегал к скрытым художественным приёмам, чтобы изобразить человека в не самом благоприятном свете.
Однако с Зинаидой Юсуповой всё было немного иначе. Летом 1902 года Серов приехал в Архангельское, чтобы написать портреты семьи Юсуповых. Княгиня Зинаида сразу покорила его своей мягкостью и тем, как внимательно прислушивалась к мнению художника — что было редкостью среди представителей высшего общества.
Княгиня Зинаида Юсупова изображена в интерьерах её знаменитого дома в Архангельском под Москвой — месте, прославившемся своим изысканным вкусом и богатством. На портрете у неё доброжелательное выражение лица, мягкий, внимательный взгляд и светская, грациозная поза с лёгким наклоном головы. Утончённость и деликатность цветовой гаммы лишь подчёркивают мягкость и благородство характера самой княгини.
Портрет написан с очевидной симпатией — пусть и не столь глубокой или личной, как в случае с Верой Мамонтовой или Марией Симонович, но всё же искренней и уважительной.
Картина хранится в Русском музее.
Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, 1903
Между художником и графом сложились очень теплые отношения, что довольно нетипично, ведь юному графу очень сложно угодить. Из воспоминаний Феликса Юсупова мы узнаем, что Серова очень нравилась усадьба и в перерывах между сеансами они прогуливались в парке.
Это был замечательный человек. Из всех деятелей искусства, встреченных мною в России и Европе, он – самое дорого и яркое воспоминанье. С первого взгляда мы подружились. В основе нашей дружбы лежала любовь к Архангельскому. В перерывах между сеансами я уводил его в парк, усаживал в лесу на свою любимую скамейку, и мы всласть говорили. Идеи его заметно влияли на мой юный ум. А впрочем, считал он, что, если бы все богатые люди походили на моих родителей, революция была бы ни к чему. Серов был доволен моим портретом. Взял его у нас Дягилев на выставку русской живописи, организованную им в Венеции в 1907 году. Картина принесла ненужную известность мне. Это не понравилось отцу с матерью, и они просили Дягилева с выставки ее забрать.
Младший сын Юсуповых, шестнадцатилетний Феликс, именовавшийся ещё тогда графом Сумароковым-Эльстоном, пришел на встречу с художником вместе со своим любимцем французским бульдогом по кличке Клоун. Бульдог сразу произвел впечатление на художника и было решено писать портрета графа Феликса вместе с бульдогом Клоуном.
Стройный и красивый Феликс, в котором просматриваются восточные черты, доставшиеся от татарских предков, позирует в вестибюле дворца в Архангельском на фоне большой гипсовой скульптуры собаки. Костюм, в котором позирует молодой граф, был подобран художником. Валентин Серов считал, что именно в этом наряде раскрывается весь характер Феликса Юсупова.
Картина хранится в Русском музее.
Похищение Европы, 1910
В 1907 году Валентин Серов вместе с художником Львом Бакстом отправился в путешествие по Греции. Поездка была связана с творческими планами Серова: он задумывал картину, посвящённую древнегреческому мифу о царевне Навсикае.
Художники посетили Афины, Коринф, Микены, остров Крит и другие знаковые места. Особенно сильное впечатление на Серова произвёл Парфенон — точнее, его руины. В этих останках величия он почувствовал особое совершенство, с которым, по его признанию, не сталкивался нигде и никогда прежде.
Именно во время прогулок по Афинам, под впечатлением от Парфенона, у Валентина Серова возник замысел картины «Похищение Европы». Художник обратился к античному мифу, в котором Зевс, влюблённый в дочь финикийского царя Европу, принимает облик быка и уносит её на остров Крит.
Для Серова это было непривычной и даже сложной задачей: как убеждённому реалисту, ему пришлось писать по воображению, опираясь лишь на окружающий ландшафт и античные памятники, а не на натуру. В этой работе он сознательно отходит от своего характерного реализма, сосредотачиваясь на пластике и выразительном языке древнегреческого искусства.
Над картиной он работал до конца жизни, но, что примечательно, ни разу не показал её даже своим ближайшим друзьям-художникам. Эта работа осталась глубоко личной — как творческий эксперимент, и как внутренний диалог с античным наследием.
Картина хранится в Третьяковской галерее.
Портрет Иды Рубинштейн, 1910
Ещё осенью 1909 года, посетив балеты «Клеопатра» и «Шехеразада», Валентин Серов понял, что хочет написать портрет балерины Иды Рубинштейн. Она поразила его тем, как точно передавала дух подлинного Востока и ощущение древности. В её пластике и образе Серов увидел отголоски античных барельефов — и именно в такой стилистике он решил её изобразить.
В 1910 году художник вместе с дочерью отправился в Париж, где встретился с Рубинштейн и начал работать над портретом. О замысле знали лишь самые близкие к нему люди — работа над образом была для Серова почти тайным и очень личным актом творчества.
Серов писал Иду Рубинштейн в церкви аббатства Шанель. Артистке нравилось позировать знаменитому художнику, нравилось, что сеансы происходят в бывшей монастырской церкви и что она позирует здесь голой, как когда-то обнаженными патрицианки позировали Тициану . Это было совершенно в ее духе.
Угловатая, закрученная поза, удлинённые ноги и напряжённые, вытянутые руки передают внутреннюю сложность и экспрессию балерины. Серов оставляет фон почти не проработанным — обнажённый холст усиливает эффект наготы и откровенности образа.
Колорит картины, напоминающий о жарком дыхании пустыни, ещё сильнее связывает портрет с античным барельефом, придавая образу архаическую глубину. Эта работа по праву считается одним из выдающихся произведений русского модерна.
Картина хранится в Русском музее.
Спасибо, что прочли статью.
Всегда рада Вашим лайкам, комментариям и подписке на канал!