Найти в Дзене
Cай-фай ревью (SFR)

«Семиозис»: бамбуком можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

«Семиозис» (2018) Сью Бёрк — любопытная планетарная фантастика, где группа колонистов вступает в симбиотические отношения с внеземным растением. Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы! События «Семиозиса» разворачиваются на планете Мир (Pax), куда с Земли, разорённой конфликтами и катастрофами, бежит группа переселенцев. Мы наблюдаем за судьбой нескольких поколений колонистов, пытающихся выжить на Мире и построить устойчивое общество. Эта планета старше нашей, и вскоре оказывается, что даже растения здесь по-своему разумны. Колонисты учатся «дрессировать» их, манипулировать ими в своих целях, а также приручают некоторых животных. На Мире люди также находят заброшенное поселение так называемых стеклодувов (так их называют из-за оставленных артефактов культуры), которые, как оказалось, прибыли на планету и жили на ней задолго до прилёта землян, а затем исчезли. В этих руинах колонисты сталки

«Семиозис» (2018) Сью Бёрк — любопытная планетарная фантастика, где группа колонистов вступает в симбиотические отношения с внеземным растением.

Фрагмент обложки аудиоверсии «Семиозиса» от Fanzon.
Фрагмент обложки аудиоверсии «Семиозиса» от Fanzon.

Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

События «Семиозиса» разворачиваются на планете Мир (Pax), куда с Земли, разорённой конфликтами и катастрофами, бежит группа переселенцев.

Мы наблюдаем за судьбой нескольких поколений колонистов, пытающихся выжить на Мире и построить устойчивое общество. Эта планета старше нашей, и вскоре оказывается, что даже растения здесь по-своему разумны. Колонисты учатся «дрессировать» их, манипулировать ими в своих целях, а также приручают некоторых животных.

На Мире люди также находят заброшенное поселение так называемых стеклодувов (так их называют из-за оставленных артефактов культуры), которые, как оказалось, прибыли на планету и жили на ней задолго до прилёта землян, но затем исчезли.

В этих руинах колонисты сталкиваются с радужным бамбуком — крайне полезным растением, которое они также решают приручить. Однако очень скоро встаёт вопрос о том, кто кем манипулирует и кто кого на самом деле приручает.

Роман Бёрк вырос в том числе из наблюдений за «фотосинтетической войной», развернувшейся в цветочных горшках у неё дома — писательница заметила, что одно из её растений однажды убило другое для выживания. В блоге на своём сайте она приводит несколько стратегий, а также изобретательные приёмы, которые используются в борьбе растений за место под солнцем, за питание и воду.

Сперва Бёрк, по её словам, написала небольшой рассказ об опасности создания колонии в пространстве, где враждуют растения. Через несколько лет она вернулась к этому тексту и решила расширить его до романа.

Теперь в цикле три романа (финальный вышел в прошлом году), а также пара коротких рассказов, события которых разворачиваются в промежутках между главами «Семиозиса» (оба можно найти на сайте Бёрк).

Как я написал чуть выше, читатели наблюдают за несколькими поколениями колонистов на Мире. По словам Бёрк, так как события из мира растений разворачиваются довольно медленно, она решила опускать значительные временные промежутки между главами, «замедлив» таким образом историю, но оставив её «захватывающей».

Это также позволило расширить число действующих лиц, рассредоточив между ними ключевые события, и вообще разнообразить количество ситуаций — бунт, расследование убийства, экспедиция, боестолкновения и проч. Не обошлось и без межпоколенческих конфликтов, а также вызовов, характерных для определённых периодов.

К примеру, переселенцы с Земли, насмотревшиеся там самых разных ужасов, вынудивших их лететь на другую планету, как оказалось, всё равно тащат с собой прошлое, груз ошибок и установок, которые могут не прижиться на Мире. Они знают цену провалам, а потому не хотят рисковать, они осторожны — возможно, по мнению их детей, излишне.

И уже второе поколение, не видевшее ничего из того, о чём им рассказывают старшие, требует нового образа жизни на Мире — это то, за что они готовы побороться.

Перед следующим поколением, в свою очередь, встаёт непростой выбор между несколькими растениями: кто из них лучше подходит для нужд колонистов и можно ли (нужно ли) усложнить коммуникацию ради общего блага. А ведь жителям Мира ещё придётся как-то включить растение не только в быт, но и в саму структуру общества, в том числе решив вопрос с гражданством радужного бамбука.

Бёрк показывает интересный пример фантастического мутуализма — формы симбиоза, при котором взаимоотношения между видами становятся жизненно необходимыми для всех участников. В романе Бёрк мы видим, как обе стороны вырабатывают новые способы межвидовой коммуникации или преобразуют имеющиеся, чтобы выжить на Мире.

В этом отношении мне вспоминается другая новинка от Fanzon — научно-фантастический роман «Гора в море» Рэя Нэйлера. Его автор также описывает людей, включённых в сложные социальные отношения, не только человеческими глазами, но шире, через взаимоотношения с другими живыми существами.

Смена ракурса в моменте, когда «голос» обрело и растение, напомнил об отличном романе «Дети времени» Адриана Чайковски, в котором земляне выживают на другой планете с помощью разумных пауков (поумневших не без участия людей).

Также при чтении не мог отделаться от мыслей о творчестве Урсулы Ле Гуин, в том числе в связи с затронутыми в «Семиозисе» темами межкультурного взаимодействия.

Фрагмент обложки французского издания «Семиозиса» от Albin Michel.
Фрагмент обложки французского издания «Семиозиса» от Albin Michel.

«Семиозис», кроме того, и о природе власти, в которой за возможностью управлять другими всегда маячит ответственность за непростые решения, касающиеся в том числе не только тебе подобных, но и представителей другого вида. И это также резонирует с подходом к рассмотрению человека в отношениях, выходящих за рамки чисто человеческих.

Очевидно, что «Семиозис» можно отнести и к климатической фантастике, где показывается включение чужеродных элементов в экосистему и сопряжённые с этим сложности.

Если брать чуть шире, то это интересная фантастика об адаптации — экологической и социальной — где для гармоничного сосуществования стороны обязаны выслушивать друг друга, присматриваться к особенностям и нуждам, забыв (хотя бы на время) об оголтелой эксплуатации.

В ноябре Fanzon сообщал, что находится в «процессе покупки последней части трилогии» Бёрк. Надеюсь, выход остальных книг цикла не затянется — когда выйдут, обязательно буду читать.