Найти в Дзене
В мире хороших книг

"Темный огонь" К. Дж. Сэнсома. Продолжение приключений горбуна лорда Кромвеля

Обычно меня настораживают всякие приписки на книгах, что, дескать, перед читателем величайшее произведение с захватывающим сюжетом. Научен горьким опытом таких приписок. Порой возьмешь книгу, а в ней, кроме самой приписки, и читать нечего.

Но "Темный огонь" К. Дж. Сэнсома, к счастью, совсем не тот случай. Я уже читал до этого "Горбуна лорда Кромвеля", а потому при покупке книги имел все основания ожидать увлекательный сюжет и интересную детективную загадку.

Я прекрасно понимаю, почему героем своего произведения Сэнсом сделал горбуна - видимо, герой в западной литературе должен обязательно иметь какой-то изъян, так что уж пусть лучше горбун, чем всякие радужные. Хотя, как окажется в дальнейшем, и такой "пернатый" представитель тоже имеется, чтоб, так сказать, никому обидно не было. К тому же мавританской наружности. Конечно же, положительный, причем настолько, что характером чем-то напоминает мне Стародума из "Недоросля" Дениса Ивановича Фонвизина.

С другой стороны, выбор в качестве героя горбуна делает произведение более интересным, ведь, надо отдать должное К. Дж. Сэнсому, в романе нисколько ни нивелируются истинные чувства населения Англии середины XVI века к физически неполноценным людям: от насмешек и брани до отвращения и ужаса.

И главный герой, Мэтью Шардлейк, с этим живет, не строя иллюзий. Обладая незаурядным умом, он ведет успешную адвокатскую практику, но, вместе с тем, имеет основания считать, что находится в опале у всемогущего Кромвеля. Тут надо пояснить, что обычно читатель понимает под указанным Кромвелем Оливера, но это не так. В романе другой Кромвель - Томас.

-2

Но вернемся к сюжету. Молодую девушку обвиняют в убийстве. Вот-вот должен состояться суд. Дядя девушки не верит, что она преступница, и обращается за помощью к Шардлейку. Однако расследование невозможно из-за упорного молчания обвиняемой. Как заставить ее говорить? Это оказывается делом нелегким.

Заодно Шардлейк вдруг узнает, что всемогущий Кромвель не забыл о нем. Ни в коем случае! И даже вновь нуждается в помощи своего преданного слуги. Речь идет о положении при дворе (=жизни) самого Кромвеля.

Оказывается, все дело в греческом огне. Англия, как известно, окружена морями и уже в XVI веке имела планы на заморские земли. Чем, дескать, она хуже Испании, Голландии и прочих? И этот самый греческий огонь очень даже помог бы диктовать свою волю на море. А заодно укрепил бы позиции Кромвеля при английском дворе. А то невеста новая королю не по душе. Да и враги не сидят сложа руки.

И приходится Шардлейку разрываться между двумя делами. И, к чести автора, не со всеми он справляется.

Кстати, само произведение написано красочным языком: спасибо как самому автору, так и Екатерине Большелаповой, переведшей произведение на русский. Но это еще не все достоинства романа. Сэнсом предельно точен в описании быта Лондона времен Шардлейка - и обычно описания эти не делают чести английской столице.

А вот высший свет показан, на мой взгляд, слабовато, а ведь именно там по тысячелетней традиции зарождаются главные интриги, предотвратить которые не в силах даже Кромвель.

Исторический фон настолько колоритен, что "Темный огонь" воспринимается не только как детектив, но и как исторический роман. И по праву.

Стоит ли читать? Конечно! А если любите детективы с погружением в историю, то тем более. Рекомендую.