Большинство стран продукты глобализации. Китай не всегда занимал третье место по площади. Сначала, в XVII столетии произошла уния с Манчжурией, уния после династии Мин. Это тот самый северо-восточный его выступ. Затем, в XX столетии Сталин передал Мао мятежный Синьцзян (бывш. Западное Ся – государство Чжурчжэней) и добился нейтралитета Монголии. Присоединить Тибет Мао удалось в 1950, но это было его последней победой. Союзный ему Сталин скончался в 1953, так что попытки экспансии в Корею и Индокитай, в которых Китайская Республика часто меняла сторону, не увенчались успехом.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Полисная стадия развития общества предусматривает государство от 1000 кв. км площади, это 25 на 40, намного меньше даже Москвы. Территория народа майя или эллинов занимала на одном участке суши от 20-30 тысяч квадратных километров, без учета крохотных участков суши вокруг городов-колоний. При этом такие крупные области как Аттика, Фессалия, Беотия, никогда не были едиными и делились на несколько центров силы. В I тыс. до н. э. происходило все большее дробление: во время Троянской войны в Пелопоннесе и Аттике было по 2-3 государства всего. Даже Одиссей правил не Итакой с населением даже сейчас 3000 человек, что отобразили в более поздней Одиссее; в Илиаде у него были намного большие Ионические острова Закинф и Самос, и при этом не уступающие по площади владения на берегу в Эпире – в сумме 5000 кв. км?
Агамемнон правил обширной частью Аттики (Аргос), Менелай Пелопоннеса (Спарта), Ахилл Фессалии (Фтия). Владетелям поменьше – доводилось делить землю между четырьмя лидерами в Коринфском заливе. Следует выделить и сверхбойца Диомеда, происходящего из Тиринфа, где правил отец Елены. Так что через вассалов, таких как Нестор Мессенский и Аякс Саламинский, власть Агемомнона охватывала Аттику и Пелопоннес вплоть до Крита Девкалиона.
До дорийского вторжения Греция почти ограничивалась Пелопоннесом – его площадь 20 000 кв. км. Фтия – Южная Фессалия, да и Ионические острова от Пелопоннеса недалеко. Еще до VIII в. до н. э. появились первые колонии. Не случайно, как и говорится в игре Empire Earth 1, царь Пелопс бежал с Крита и основал Микенскую цивилизацию на Пелопоннесе. Это были ахейцы: один из трех составных народов эллинов, оттесненные фессалийскими дорийцами на южный берег Коринфского залива, в Ахею и Арголиду на краю Пелопоннеса.
С тех пор сильнейшими были фессалийцы (дорийцы), захватившие Беотию и Спарту. Но в архаическом периоде создается Ионийский союз. К VI в. до н. э. балканские владения греков достигали 50 000 кв. км. Крупнейших колонии в Анатолии 3 было в ее юго-западной части – Галикарнас на юге, Милет в центре и Эфес; в его честь эфес меча был назван, так как стоит он на эфесе Чесменского п-ова, за который воевал в 1770 адмирал и граф Алексей Орлов.
Это юго-западное трехградие греческой Анатолии. Тем не менее, северо-запад был освоен очень-очень поздно. В I в. до н. э. тут находилась страна Вифиния, но на побережье не было полноценных городов до появления Византии. Даже Константинополь (Византий) находился на Европейской, Балканской части.
Центром ионийцев был Родос и в то время, как Агамемнон и Менелай правили Пелопоннесом, на долю ионийцев оставалась Аттика. Тезей по мифам поднял восстание народа Аттики (Афин тогда еще не было) против господства Крита, это было крестьянское восстание, еще не городское.
Дорийские племена, покорив малые вождества, что упомянуты в Илиаде, в XII в. до н. э., затем, в XI в. до н. э. покорили Родос, разделив его на шесть народов, а X в. до н. э. уже завоевали Спарту. Похоже, они хорошие мореплаватели.
С IX столетия появились те самые три колонии: Галикарнас, Милет и Эфес. И были они колонизированы изгнанниками с островов Родос, Самос и Лесбос – соответственно. Делийская Лига не была новым решением: собралась она все в том же составе, что и Ионийская лига Архаики, но лидерами стали Афины.
На основе трех народов сложились Царства. Ахейцы достигли успеха, основав колонии в Западном Средиземноморье, Сиракузы и другие города в Сицилии. Ионийцы в конечном итоге основали Босфорское царство. А дорийцы – Эпир. Греков было немного, и царства все больше становились «варварскими».
По мифам, раньше Европы была Финикия. Но я добавлю, что Крит был раньше Финикии. Тир Финикийский был основан около 1200 года до н. э. цивилизация же Крита была разбита Тезеем примерно в XV столетии до н. э. Между прочим, именно в 1198 датируют набег народов моря на Египет. Среди них пеласги, и те тогда же поселились на Крите. Тир был одной из их баз?
Архаические «эллины» и народы Западной Азии, т. к. Лидийцы и Финикийцы, жили в мире и даже торговали. Лидийцы и Финикийцы – то пеласги, союзники Трои. Ученые могут сколько угодно удивляться огромной земле, занятом ими, но я считаю, что Пеласг – прилагательное, родственное значению «Морской».
КОНФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА ПРОШЛОГО
Считать, что в племенном обществе были такие огромные народы как Майя и Пеласги, может быть забавно. Mayapan – это основной город, возглавлявший трехградие на Юкатане с 1007 года вместе с Ушмалем и Чичен-Ицей. С Майя одновременно было к западу трехградие XIV в. во главе с Теночтитланом, также в Ацтекский Союз входили Тескоко и Тлакопан. Но Dani-Baan, «Белая Гора», была центром народа тольтеков, вторгшихся в Юкатан из Мехико в I тыс. в. н. э.
Во II тыс. до н. э. монолитных государств на планете не было просто. Даже Египет состоял из 42 основных владений-номов, каждое в числе которых обладало своим феодалом, почитаемым богом, гербом и территорией.
Чтобы объединить Египет и 42 его богов, в первую очередь был принят культ Амона-Ра. В Среднем Царстве богом покровителем фараона был Хор. Эхнатон тем не менее захотел еще больше власти, желая стать не первого среди равных воплощением, но единого солнечного диска Атона. Пока Эхнатон заботился только о своем досуге, авторитет фараона упал и у них больше не было власти: она все больше ограничивалась жрецами Амона-Ра, земли которых превзошли земли фараона. Египет прекратил существование и раскололся в XI в. до н. э.
Таким образом, Тезей современник Мехмеда II, но зеркальный – до нашей эры. Нашествие народов моря 1198 до н. э. это зеркальная проекция IV Крестового Похода в 1204 н. э. Эхнатон (XIV в. до н. э.) проекция высокомерного Генриха IV, который был императором Священной Римской Империи в 1084-1106, расколов нацию своими поспешными амбициями, реализуемыми в процессе.
НАСЕЛЕНИЕ
В Сицилии в VI-III в. до н. э. лидировало трехградие, где в Сиракузах жило 50 000 человек, в Аграганте не более 35 000, в Геле еще меньше. Аграгант был четвертым городом эллинистического мира, уступая также Александрии с ее 500 000 человек во II в. до н. э. (максимальный расцвет) и Афинам с 300 000.
Тем не менее, городская агломерация вопрос размытый. Сама Аттика невелика настолько, что почти вся могла входить в Агломерацию Афин. Тем не менее, около 500 года до н. э. все население Сицилии надо полагать полумиллиона не превышало человек. По Урланису, население всей Италии во II в. н. э. равно 8 миллионам максимум, что было максимальным показателем среди провинций.
В целом ясно, что почти тысяча лет была достаточным сроком восстановления цивилизации и населения в Западной Европе. Для Франции Борис Цезаревич Урланис в границах 1914 указывает 18 миллионов человек в 1340, когда страна эта была почти в полтора раза меньше, что близко к принятым 14 миллионам.
В 800 году по данному автору в Европе жило 39 миллионов человек: столько же, как и в 200 году. На 600 лет пришлись две крупные эпидемии чумы, к ним следует добавить Великое Переселение Народов. В 1000 уже 56 миллионов, и в 1300 всего 78 миллионов. Видно заметное замедление роста по сравнению с IX-X веками, в которые он без продолжения указывает падение населения, что в целом оправдано, так как ни одно современное государство не сложилось к тому времени, и шли кровопролитные межплеменные войны, жертвы и набеги.
В дальнейшем Урланис указывает ущерб от Чумы XIV в. всего в 15 процентов от общего населения и переходит к практически падению в XV-XVI вв. Скорее всего это добавление вызвано пониманием немного неверной оценки для 800-1350. Если продолжить, получается, что население падало в XIV-XVII веках на протяжении 400 лет с огромным ростом в XVIII-XIX. Ответ: миграция. Так как большая доля населения перемещалась в новые колонии. Как резонирует это с крохотными отрядами Ермака Тимофеева, Эрнана Кортеса (500 человек) и населением всей Сибири 5 миллионов в 1900 году, вопрос не простой.
В дальнейшем, во время колонизации происходит еще больший рост Иберии. В целом немецкая школа 1900 обыденно дает оценку намного меньшую, чем господствующая сейчас английская, по которой население Европы составляло до чумы 1340 почти 300 миллионов человек – величина равная XIX столетию.
Это притом, что в 1500 году население всей бывшей Руси по современникам к 10 миллионам всего приближалась. А Урланис тогда для Швеции, Норвегии и Дании дает всего по 0,5 миллиона, что меньше, чем Швейцария. Европейская часть Византии тем не менее была населена 10 миллионами людей в 1000 г. В целом оценка различается на 15-20% от следующего источника.
Вячеслав Викторович Самаркин в «Историческая география Западной Европы в средние века» еще более занижает население, как раз на эти 15-20%. Потому что символом марксизма-ленинизма является постоянное медленное развитие. По трактату 1976 уровень 1340 года был превышен не ранее 1550 года. Таким образом, в 1550 в Европе жило менее 70 миллионов человек. Что вполне быть может правдой. Мы наблюдаем заметный рост в XVII столетии, но в XVI веке в Шведской Сигтуне жило не более 5000, а во всей бывшей Руси менее 10 млн. Так что чума сильно отразилась и на этих землях. Затем создаются Шведская Империя, и укрепляется Российское Царство, столица которого, Москва, 1600 год отметила в статусе самого восточного стотысячного города Европы.
Согласно Самаркину, население столицы государства средневековья обычно составляет 1,5% от всего населения, а центра региона 4%. Это применяется и к Риму, миллионное население которого проектируется на 68 млн жителей для империи. В 1100 в Киеве жило 50 000, а в Париже 100 000, Старый Сарай XIV столетие отметил с 80 000 жителей. Но вопрос территории государства спорен.
ЭПИЛОГ
Таким образом, после периода существований крупных империй со столицами в сотни тысяч человек следовал период раздробления, в эти периоды в городах были всего десятки тысяч человек, да и таких 3 на географическую область. И можно считать, что население в ходе падения империй не особенно падало, так как страдали в основном города, подчас они исчезали, но в них меньшая часть населения жила и территория у них была небольшая по сравнению со страной.
Период ускоренного роста населения в некогда языческих странах Европы уже в X столетии нашей эры начался на их юге. К XII столетию гражданские войны разорили юг и рост населения увеличился уже на севере. Нортумбрия и Уэльс стали развивающимися центрами после Лондона/Уэссекса в Англии, Варшава в XIV столетии стала новой столицей Польши после Кракова. Юг Священной Римской империи и Италии (Неаполь, Сицилия) был разорен борьбой за власть и быстро начали развиваться торговые республики Ганзы и Генуи на севере, и Миланская лига 7 городов с 1168 года боролась против Германии, а Фландрия при поддержке Англии пыталась противостоять королю Франции.
Конечно, в Италии и Византии переезд на север произошел еще когда Римская империя еще была едина. А позднее Остготы Теодориха Великого разорили в V столетии весь Пелопоннес, окончательно сокрушив его. Столицы Анатолии также постоянно перемещались на север – от Хаттусы к Илиону, от Армении до нашей эры к Грузии нашей эры, на западе Бурса сменила Никею. Процесс этот известен в науке: постоянное распространение цивилизации к северу.