В 1775 г. в Москве был казнен Пугачев.
Наконец-то долгожданный мир пришел в империю: война с турками, смуты в государстве - все в прошлом.
***
«Шесть лет тихаго, благоразумнаго, снисходительнаго и правосуднаго правления»
Пока в прошлом.
Нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство, реформировать систему управления. Этим и начали заниматься. В сентябре 1774 г. в Нижний пришел именной указ императрицы, в котором она требовала принять все меры к исправлению плачевного состояния губернии. Неурожай хлеба, разорения и грабежи Пугачева сказались на дороговизне хлеба. Последствия нетрудно было представить: голод и новые беспорядки. Императрица разрешила А. А. Ступишину требовать и получать помощь от главнокомандующего графа П. И. Панина, воронежского губернатора Шестнева. В Нижний везли хлеб и деньги на его покупку. Ситуация с хлебом более-менее нормализовалась, и настало время отдавать долги. В августе 1775 г. Екатерина потребовала от губернатора «употребить все старания», но доставить в Петербург 25 тысяч четвертей ржи. Кроме того, А. А. Ступишину даны были полномочия закупать хлеб для столицы и в других губерниях. С поручением этим Алексей Алексеевич справился.
В 1775 г. началось проведение областной реформы, в результате которой число губерний увеличилось до 50. Изменилась и система управления: во главе губернии был поставлен генерал-губернатор, носивший титул государева наместника. 23 октября 1778 г. Екатерина II вызвала Ступишина в столицу для обсуждения вопроса о введении наместничества в Нижнем, а чуть менее года спустя последовал и указ об образовании последнего. 22 декабря 1779 г. колокола Спасо-Преображенского кафедрального собора известили нижегородцев об открытии наместничества.
«О вестник и строитель щастия нашего вожделенный!»
Город был иллюминирован, а вечером в доме наместника был дан бал. Жалованье А. А. Ступишину было определено в 6 тысяч рублей ежегодно, епископ Нижегородский Антоний за свое участие в деле открытия наместничества получил богатую панагию с изумрудами и бриллиантами, оцененную в 50 тысяч рублей.
«Венчали тебя твои добродетели достоинством; но больший венец славы ожидает тебя купно с сим важнейшим звания твоего бременем!» Так писал в своей речи на вступление Ступишина в звание Государева наместника очевидец тех событий.
В январе 1780 г. Ступишин отправился осматривать вверенные ему Костромское и Вятское наместничества, на что императрица в свое личном послании ему писала: «Я с особливым удовольствием приемлю сей новый труд, яко знак усердия вашего к службе и к исполнению воли моей».
Забот государеву наместнику хватало. После образования наместничества девять нижегородских сел были переименованы в города, получившие названия Ардатов, Лукоянов, Починки, Сергач, Перевоз, Княгинино, Макарьев, Семенов и Горбатов. В новых уездных городах наместник вместе с губернатором Ф. В. Обуховым открывал присутственные места.
И новая забота: требовались чиновники. А. А. Ступишин делает все, чтобы молодые дворяне были «определены в почетнейшие места гражданских должностей».
Для правления наместничеством требовалось 350 чиновников, а в Нижнем Новгороде нашлось лишь 148 способных к службе грамотных людей. Недостающих брали из числа купцов и вольноотпущенников, из воспитанников Московского университета и Санкт-Петербургской Академии художеств. А в 1782 году все 57 выпускников Нижегородской духовной семинарии были распределены на чиновничьи должности в уездные города наместничества. Кроме того, генерал-губернатор своим повелением определил в приказные 43-х грамотных капралов и рядовых из Нижегородского батальона.
И чтобы теперь ни делалось: определялись ли границы между губерниями, издавались ли положения о содержании и строении дорог в империи - всюду видим мы Алексея Алексеевича в действии. Он пишет рапорты на высочайшее имя, присовокупляя свои собственные соображения как и что лучше сделать, лично наблюдает за работами. В феврале 1781 г. в столице собрался съезд вице-губернаторов «для генерального соображения о казенном управлении по всем губерниям», где, в частности, рассматривался вопрос о нехватке соли во многих наместничествах. Ступишин снабдил нижегородского вице-губернатора своими подробными примечаниями «особливо касательных приращения доходов без малейшей тягости народной». В 1782 г. по приказанию наместника началось составление почтовой карты всех нижегородских дорог. А. А. Ступишин посылает в столицу планы строений по Нижегородскому наместничеству, которые были утверждены императрицей.
Планы эти были грандиозными. Предполагалось построить каменные присутственные места, дворцы для первых лиц наместничества, воинские казармы, полицейскую часть, казначейство. Необходимо было возвести административные здания и в новых уездных городах, для огромной Макарьевской ярмарки и для Нижнего Новгорода требовались гостиные дворы, почтовые станции и т. д. Дух захватывало от губернаторских замыслов, поэтому Екатерина писала Алексею Алексеевичу: «Мы совершенно удостоверены, что вы (...) преуспеете в исполнении оных сколь можно для казны дешевле и выгоднее».
Руководить строительством был приглашен архитектор Яков Ананьевич Ананьин. По его проекту началось строительство гостиного двора в 1781 г. Я. Ананьин принял активное участие и в разработке регулярного плана застройки Нижнего Новгорода 1782-1784 гг. Строительство шло медленно, ощущалась нехватка материалов.
Но окончания строительства Алексей Алексеевич Ступишин не увидел. В 1782 г. он был уволен с поста нижегородского наместника и назначен владимирским генерал-губернатором, получив при этом чин генерал-аншефа.
***
После своей отставки Алексей Алексеевич вернулся в Нижний Новгород, в котором и провел свои последние дни.
В дневниковых записях племянника некогда всесильного фаворита Екатерины Григория Орлова есть сообщение о смерти Ступишина в ноябре 1786 года:
«В Нижнем Новгороде умер Алексей Алексеевич Ступишин, он был там Наместником, а потом жил там в отставке несколько лет. Ныне весной видели мы его часто во время пребывания нашего в Нижнем. Он был тогда здоров. Он умер с лишком пятидесяти лет. Его все почитали за очень доброго человека»
Уже после его смерти в 1787 г. в Нижнем Новгороде по указу императрицы Екатерины Алексеевны была проведена ревизия. Тайные советники граф Воронцов и сенатор Нарышкин выявили серьезнейшие недостатки в финансовой и управленческой деятельности. Положение было очень серьезным. Но тогдашние руководители губернии - наместник Иван Михайлович фон Ребиндер и губернатор Иван Савинович Белавин - списали все свои грехи на мертвого А. А. Ступишина и престарелого Ф. В. Обухова. Это было очень удобно, а главное, сработало. Ревизоры поверили.
Поверила и та, которая каждое свое послание к Алексею Алексеевичу заканчивала словами: «Пребываю впрочем вам всегда благосклонна. Екатерина».
Спасибо, что остаетесь на канале!