Найти тему
Заметки психолога

Когда ребенок в магазине "купи-купи" | Спасение для родителей

Истерики с просьбами что-то купить - через это проходят пожалуй все родители. Дети совершенно не умеют себя контролировать и при виде игрушек/сладостей включают самые неприятные свои функции. Кричать, плакать, кусаться, драться и просто сводить с ума родителей.

Когда-то я подсмотрела в книге по воспитанию чудесный совет на такие случаи. Проверила. Доработала. Делюсь с вами.

И обращаю ваше внимание на ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ момент. Злиться на детей в этой ситуации - все равно, что сердиться на ребенка за то, что тот дышит. Ведь отсутствие самоконтроля - это лишь результат физиологических особенностей. Несформированные лобные доли лишают ребенка возможности "взять себя в руки". Понимаете, он физически на это неспособен. А поэтому первый шаг для любого родителя - это понять и пожалеть малыша. Который реально иначе вести себя не может.

*лобные доли считаются сформированными в 12 лет и продолжают развиваться до 24-х лет

НО! Помимо того, что мы относимся к деткам с понимаем и даже состраданием, нам все же нужно справляться с их желанием потратить весь наш семейный бюджет. Что мы делаем.

Вариант №1

Даем ребенку заранее подготовленный список продуктов, которые мы будем покупать. Если ребенок уже умеет читать - это просто список. Если не умеет - идеально составлять такой список в картинках (можно в смайликах). И просим малыша помочь нам собрать продуктовую корзину. Заранее, еще до посещения магазина, мы акцентируем внимание на том, что в тележку попадают только те продукты, которые есть в списке. Нет в списке - не можем брать.

Это отлично развивает в ребенке чувство ответственности. Поверьте, малыш будет в восторге от такой серьезной миссии.

Вариант №2

Предлагаем ребенку ходить по магазину и фоткать (или записывать) или просто озвучивать (а взрослый записывает в блокнотик) те продукты, которые малыш купил бы, если бы совершал покупки сам.

Этот прием позволяет ребенку прожить все те положительные эмоции, которые он прожил бы реально покупая. Ведь он выбирает. Да еще и без ограничений. Супер!

Этот же прием отлично работает в магазинах игрушек. Своего рода виш-лист получается. Заодно будете знать, что подарить ребенку на ближайший праздник.

Вариант №3

Если все же включилась пластинка "хочу-купи" можно попробовать включить фантазию ребенка. "Было бы здорово, если бы такие шоколадки росли просто на деревьях..." или "вот бы это печенье появлялось на столе каждый раз, когда тебе хочется". И дальше нужно увести ребенка от желаемого товара в мир фантазий. "А что бы еще ты хотел видеть на столе". "А какие бы еще продукты ты хотел выращивать на деревьях". "А представляешь, если бы каждый день на завтрак, обед и ужин можно было..."

Здесь классно получается подвести к мысли, что любой продукт надоедает. Можно рассказать о вредных последствиях той еды, которую просит ребенок. Но это только в том случае, когда истерика давно позади и вы просто фантазируете.

Вариант №4

Это для продвинутых. Останавливаемся, достаем блокнот и карандаш. Рисуем то, что просит ребенок. Восхищаемся, какая красивая конфета/печенье/игрушка. Просим подсказать, так ли нарисовано. Крутим ее. Рассматриваем. Когда зарисовка окончена, переходим к другой позиции. Предлагаем ребенку тоже блокнот и карандаш. Не всегда это работает, но если вы увлечетесь процессом, то и ребенок увлечется. Станет рисовать и забудет о своем безудержном желании съесть очередную гадость в красивой обертке или захламить дом очередной игрушкой.

Вариант №5

Включаем ассоциации. "А на что этот продукт похож? А когда ты ел его раньше? Где? С кем? Чем его можно заменить, если представить, что завтра он исчезнет с полочек магазина?". Здесь подходит развернутый разговор на тему, что ребенок чувствует, когда его ест. Почему он хочет этот продукт (может просто собачка нарисована смешная на обертке). Если это игрушка - как он будет играться, игрался ли он так раньше и т.д.

Все эти варианты можно обозначить одним понятием - переключаем ребенка с "хочу". На фантазии, на деятельность, на ассоциации... это уже зависит от ситуации, от настроения ребенка, от особенностей семьи.

Если вы подумали, что это все слишком долго и сложно - на практике проверено. Любой из этих способов (даже рисование) быстрее и намного приятнее, чем истерики, запреты, попытки втолковать о вреде или о тратах.

Вообще, легкость и некая игривость во взаимодействии с ребенком куда эффективнее и приятнее, чем все строгие увещевания. Для ребенка это значительное сохранение психики. Для родителя - нервной системы. Для семьи в целом - любви и взаимопонимания.

Будьте радостны, терпимы и исполнены любви в отношении своих детей. Это и есть главный ключ к счастью во взаимоотношениях. Всем добра!