Забегайте к нам в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
С самого начала военного конфликта в Палестине наиболее последовательными сторонниками идеи радикального принуждения Израиля к миру выступили йеменские хуситы. Официальное название этого движения – «Ансар Алла» («сторонники Бога»). Хуситами же их прозвали по названию племени, из которого в основном происходит руководство исламистской военно-политической организации, возникшей в йеменской провинции Саада в 1990-х годах.
Уже 31 октября 2023 г. официальный представитель вооружённых сил Йемена бригадный генерал Яхья ас-Сари фактически объявил Израилю войну, анонсировав начало операции «нацеленной на поддержку угнетенного палестинского народа и его боевого сопротивления». Здесь правда следует отметить, что официальный Йемен войну Израилю не объявлял. Сделали это именно хуситы, под контролем которых находится самая густонаселенная часть страны, включая столицу Сану.
Не откладывая в долгий ящик, боевые силы движения «Ансар Алла» нанесли по Израилю серию ударов беспилотниками, крылатыми и баллистическими ракетами. Причём сами обстрелы начались задолго до объявления «странной войны». Ещё 19 октября 2023 г. официальные лица США заявляли, что эсминец ВМС США USS Carney в северной части Красного моря перехватил три крылатые ракеты наземного базирования и несколько беспилотных летательных аппаратов запущенных с территории Йемена.
Впрочем, подобные выходки не могли нанести серьёзного ущерба израильтянам, разве что распугали отдыхающих в курортных районах Эйлата. С технической точки зрения Йемен - не самое подходящее место для ракетных ударов по Израилю, а учитывая низкую точность изделий любая атака в равной степени представляла опасность для таких стран, как Саудовская Аравия, Египет и Иордания. Кроме того, что бы не говорили, Йемен не обладает серьёзными запасами подобного рода вооружений, так что у Израиля имелся вполне реальный шанс просто «пересидеть» беспокойного соседа.
Однако, быстро выяснилось важное обстоятельство - может быть Йемен и никудышная «ракетная позиция», но зато отличное место для нападения на судоходство. Большая часть Красного моря имеет ширину около 200 км, но его южная оконечность, контролируемый хуситами пролив Баб-эль-Мандеб (он же - «Ворота скорби»), представляет собой коридор около 20 км шириной от йеменского острова Маюн до побережья Джибути и Эритреи. Обнаружив узкое место мировой экономики хуситы прямо в него и ударили.
19 ноября 2023 г. в Красном море был захвачен автомобилевоз «Galaxy Leader» с экипажем на борту. Практически сразу руководители движения «Ансар Алла» заявили о намерении атаковать все суда несущие израильский флаг и имеющие хоть какое-то отношение к израильским компаниям. А вскоре правило распространилось вообще на все корабли, направлявшиеся «сионистское образование». Десятки танкеров и сухогрузов были атакованы дронами и противокорабельными крылатыми ракетами.
Менее чем за месяц хуситам удалось практически парализовать грузовое движение по Красному морю. Нападения сделали поставки товаров весьма неопределенными, зависящими от воли неуправляемых исламистов. В итоге большинство мировых судовладельцев, включая гигантов MSC, Maersk, CMA CGM предпочли перенаправить контейнеровозы длинным путем в обход Африки. Вскоре, за ними двинулись танкеры, газовозы и балкеры с насыпными грузами. Крупнейший на Красном море израильский порт Эйлат на сегодняшний день практически полностью лишился коммерческого трафика.
Судя по молчанию прессы, решительные действия хуситов привели к остановке работы одного из стратегических предприятий Израиля - 254 километрового нефтепровода Эйлат – Ашкелон, терминалы которого закрывали большую часть потребностей страны по импорту нефти. Боестолкновения с ХАМАС привели к временному закрытию главного терминала на Средиземном море, а хуситы перекрыли движение танкеров на юге.
Между тем нефтепровод является важнейшим в регионе коридором по транспортировке нефти. Для сравнения, общая мощность трубопровода Эйлат - Ашкелон почти в 10 раз превышает пропускную способность Суэцкого канала, являющегося основным маршрутом доставки нефти из монархий Персидского залива в Европу, и нефтепровода SUMED (известного в Египте, как трубопровод «Суэц-Медитерра»). Его преимущество заключается в способности терминалов в Ашкелоне и Эйлате принимать гигантские супертанкеры, размеры которых не позволяют пройти Суэцким каналом. Благодаря короткому плечу и гибкой системе скидок нефтетрейдерам оказывается куда выгоднее заплатить за заход одного такого танкера на израильские терминалы, нежели фрахтовать два танкера, следующих через Суэц.
Несмотря на то, что до полного перекрытия Красного моря ещё далеко, атаки хуситов в моменте привели к дополнительным расходам на перевозку, страхование и охрану. В перспективе замаячили многомиллиардные убытки западных морских перевозчиков от серьёзного растягивания пути (плавание в Европу через мыс Доброй Надежды увеличилось на 10 дней и 3,5 тысячи морских миль) и удорожания маршрута доставки товаров. Вдобавок все эти несчастья свалились в канун новогодних праздников, когда товарные грузопотоки стремительно возрастают. Западная пресса немедленно объявила хуситскую угрозу «крупнейшим переделом мировой торговли после вторжения России в Украину».
Тут же возник серьёзный запрос на наведение порядка в Красном море. Но кто мог его обеспечить? Втянутый в противостояние с ХАМАС Израиль по понятным причинам отпадает. Да и никто не дал бы сионистам устанавливать свои порядки в регионе. Далее в качестве наиболее очевидных кандидатов рассматривались граничащие с Красным морем Саудовская Аравия и Египет - у них достаточно сильные и современные военно-морские силы. Однако саудиты находятся в состоянии хрупкого перемирия с мятежным Йеменом, которое явно не хотят нарушать. А Египет традиционно старается оставаться нейтральным и ввязываться в мутную историю тоже не желает. Единственным доступным в этом случае вариантом оставались Соединенные Штаты с их военно-морским флотом.
18 декабря 2023 г. США с помпой анонсировали план по защите свободы судоходства в Красном море под названием «Страж процветания» (Operation Prosperity Guardian). В Аденском заливе была развернута американская авианосная группа - USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) с кораблями сопровождения. Кроме того, по первоначальным заявлениям Пентагона ещё 20 стран согласились участвовать в военной операции по разблокировке морского пути и обеспечению важных поставок Израилю.
Однако и американцы очень быстро столкнулись с серьёзной проблемой – все хотели получить военную защиту, но никто не был готов её предоставлять. Италия, Германия и Испания, изначально заявленные США в качестве участников международной коалиции, покинули миссию, отказавшись передавать боевые корабли под командование американцев. Канада, Норвегия и Нидерланды ограничились посылкой в регион группы штабных офицеров (2 нидерландских, 3 канадских и 11 норвежских штабистов). Австралия заявила, что имеющиеся у неё 7 фрегатов и 3 эсминца просто не смогут противостоять дронам хуситов и «усилила» штаб-квартиру многонациональных сил 11 военнослужащими. Сейшелы вообще решили ограничиться обменом информацией.
Наиболее представительные силы поддержки поначалу смогли выставить только Дания и Греция направившие в Красное море фрегаты Hydra и Esbern Snare. Причины столь удивительной решимости здесь лежат на поверхности - Maersk является судоходной компанией, принадлежащей Дании, а около 20% морских перевозок на земле, так или иначе, принадлежат Греции. Позже к ним присоединились гордая Великобритания с эсминцем HMS Diamond и Франция с фрегатом FS Languedoc.
Следующей проблемой для американцев стало полное отсутствие понимания, каким образом будут достигнуты заявленные цели операции. Поначалу обсуждался вариант, прошедший неплохую обкатку на сомалийских пиратах - проводка судов под конвоем военных кораблей. Однако, он был сопряжён со значительными задержками, вызванными формированием самих конвоев, что не сильно нравилось перевозчикам. Кроме того, в отличие от пиратов, хуситы не особо заинтересованы в захвате судов, а больше обстреливают их дронами-камикадзе и ракетами, в попытке нанести «коммерсантам» неприемлемый ущерб.
В этой ситуации наиболее горячие головы выступили за нанесение ударов по хуситам на их территории. Однако этот вариант чреват серьезной эскалацией насилия в регионе. В то время как США явно не стремятся ввязываться в третью военную авантюру (одновременно с Украиной и Израилем), никто не может просчитать ответной реакции самих хуситов.
Существуют опасения, что в этом случае атаке дронами, противокорабельными ракетами или беспилотными брандерами подвергнутся уже военные корабли многонациональных сил. А это повлечет за собой серьезные политические, репутационные и психологические издержки. Что прикажете делать с дырой в борту хвалёного ракетного эсминца или, того хуже, в полётной палубе авианосца? Позор джунглям! Тем более, что йеменские хуситы уже демонстрировали успехи в этой области. 30 января 2017 г. в Красном море безэкипажным катером был поражен саудовский фрегат Al Madinah (французский проект F2000). В результате атаки 5 человек погибли, около десятка моряков получили ранения.
По итогу решили остановиться на более «вегетарианской» стратегии, выбрав в качестве основного плана действий патрулирование региона морскими и воздушными силами стран НАТО и перехват всего, что летит из Йемена в сторону моря.
В конце декабря 2023 г. командование ВМС США подвело некоторые промежуточные итоги военно-морской операции. За время боевого патрулирования кораблями многонациональных сил было обнаружено 72 барражирующих боеприпаса и 18 крылатых ракет, выпущенных с территории Йемена. Из них в воздухе уничтожено 60 барражирующих боеприпасов и 13 ракет. Для работы по целям было потрачено около 180 противоракет (из расчёта две зенитных управляемых ракеты SM-3 на цель). Простым языком – расстреляли два полных зенитных боекомплекта крейсера проекта «Ticonderoga».
Дальше немного арифметики. Цена зенитной ракеты SM-3 составляет не менее 11,2 млн. долларов. Таким образом, общие расходы морской группировки только на боевые стрельбы составили ориентировочно 2 млрд. долларов. С учетом того, что стоимость самого передового летающего боеприпаса хуситов вряд ли превышает несколько сотен тысяч долларов, размен идет явно не в пользу западной коалиции.
Добавлю, что за время проведения операции ВМС США так и не смогли обеспечить безопасность коммерческого судоходства в Красном море, продемонстрировав свою полную неэффективность. Уже в начале января 2024 г. один из крупнейших в мире морских перевозчиков Maersk Lineобъявил о прекращении рейсов через Красное море. По словам менеджеров компании, они утратили все надежды на оздоровление ситуации. Вскоре примеру последовали такие судовладельцы как Hapag-Lloyd, Evergreen Line, MSC Mediterranean Shipping Company. Словом, преждевременно разрекламированная операция «Страж процветания» терпит крах, едва только начавшись.
В свою очередь йеменские хуситы, как опытный игрок в покер, не спешат открывать все имеющиеся карты, а действуют уверенно и последовательно. Судя по всему, это больше всего и раздражает объединённый Запад. В ответ на «последнее предупреждение» от США и их союзников прекратить атаки на гражданские суда, глава Высшего политического совета Йемена Мехди Аль-Машат издевательски потребовал от США выдать американцев, убивших десятерых йеменских моряков в ходе неудачного нападения на судно MAERSK HANGZHOU. Тут так и вспоминаются слова одного украинского деятеля, сказанные правда в другом месте и по другому поводу: «Очень обидно, что в 21 веке мы дожили до такой ситуации. Можем повторить, сказали они, и с@ки же повторяют, реально повторяют…»
А повторить между прочим есть чем. На вооружении подразделений «Ансар Аллах» имеются баллистические и крылатые ракеты, летательные и морские беспилотники различного типа и дальности. Конечно, значительная часть вооружений хуситов это устаревшая техника бывшего соцлагеря, поставлявшаяся в регион в рамках оказания братской помощи, либо изделия, изготовленные самостоятельно из компонентов (двигатели, электроника), закупаемых на мировом рынке. Однако имеются и более современные образцы вооружений, преимущественного иранского, китайского и северокорейского происхождения.
Специалисты отмечают наличие у хуситов целой линейки противокорабельных крылатых ракет с дальностью пуска 100 – 500 км, что обусловлено географическим положением страны, имеющей протяженную береговую линию. Несколько лет назад иранцы удачно поставили в Йемен крупную партию сверхзвуковых ПКР Tankil (они же - иранские «Zoheir»). По различным оценкам запасы изделий составляют от 100 до 500 штук, что является чрезвычайно ценным активом в военно-морском противостоянии.
Еще одним серьёзным козырем хуситов являются внушительные запасы морских мин, как зарубежного, так и местного производства. В ходе эффектных демонстраций бойцы «Ансар Аллах» не раз выставляли на всеобщее обозрение морские гальваноударные мины Mersad («Засада») содержащие около 21 кг взрывчатого вещества. Любопытно, что сейчас практически отсутствуют публикации, где всерьёз рассматриваются вопросы: что будет, если хуситы вывалят в Красное море сотни или тысячи морских мин? Какова вообще будет экономика минной войны?
В качестве примера подобной операции можно вспомнить террористические действия ЦРУ и «Контрас» против Никарагуа в 1984 г. Американцы выполнили минирование гаваней и прибрежных акваторий кустарными минами с небольших катеров, что привело к подрывам множества гражданских судов и нанесло бы экономике Никарагуа огромный урон, если бы не помощь СССР. И обошлась им эта операция в совершенно смешные деньги.
Судя по всему, в акватории Красного моря это тоже будут минимальные вложения с огромной эффективностью – настоящая катастрофа для торгового судоходства и морских перевозчиков, обслуживающих в основном интересы Запада. В общем, ситуация регионе с каждым днем становится всё более интригующей, но до кульминации ещё далеко. Ждем следующих ходов противоборствующих сторон…
Подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного - телеграм: https://t.me/fogofwarcannel