Найти тему
ВПЕРЁД, ОТЕЧЕСТВО!

Ту-160 в серийное производство: России удалось вернуть технологии и возродить завод!

Оглавление

12 января прошлого года состоялся первый полёт модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М – первого отечественного сверхзвукового тяжелого ядерного ракетоносца-бомбардировщика.

Казанский авиационный завод. Фото ОАК.
Казанский авиационный завод. Фото ОАК.

Этот самолет, известен для нас под названием "Белый лебедь", а по классификации НАТО – "Black Jack", был создан в период холодной войны. Испытание длилось 30 минут и проходило на высоте 600 метров. Полет осуществлялся летчиками-испытателями объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) с аэродрома казанского авиационного завода, где состоялось первое поднятие в воздух этого модернизированного бомбардировщика. Главная цель этого испытания заключалась в проверке управляемости и устойчивости самолета перед более масштабными испытаниями.

Этот испытательный полет стал своего рода началом производства нового серийного Ту-160М после завершения испытаний прототипа бомбардировщика, который впервые поднялся в воздух ещё 2 февраля 2020 года. В рамках государственного контракта между Министерством промышленности и торговли России и ПАО "Туполев", полностью принадлежащей дочерней компании российского государственного холдинга ОАК, будет изготовлена партия из 10 самолетов, а общий объем производства достигнет 50 единиц.

Производство модернизированных двигателей для Ту-160М и Ту-160М2 осуществляется в городе Самара.
Производство модернизированных двигателей для Ту-160М и Ту-160М2 осуществляется в городе Самара.

Возобновление производства Ту-160М является важным событием в российской военной политике. В 2016 году было сообщено о поступлении всего 16 таких самолетов. Однако, после решения президента России Владимира Путина, серийное производство этих полностью обновленных машин возрождается впервые после закрытия предприятия в период распада Советского Союза. Ранее попытки возродить производство ограничивались лишь работами по ремонту и модернизации старых самолетов.

Всё это требует не только восстановления технологических линий и использование старых практик, таких как вакуумная сварка титана, но и внедрения современных цифровых технологий. Строительство Ту-160М известно не только как символ противостояния стран НАТО и Варшавского договора, но также как самый большой и тяжелый сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. Он был разработан в 1982 году как ответ на сверхзвуковой бомбардировщик ВВС США B-1 Lancer, предназначенный для доставки ядерных бомб на территорию Советского Союза. Несмотря на то, что американцы свернули производство B-1 и его варианта B-1B, разработка и производство Ту-160 продолжались.

Новейший сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160М перед взлётом. Фото: ОАК.
Новейший сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160М перед взлётом. Фото: ОАК.

В результате разработки был создан авиационный аппарат нового поколения, четырехместный самолет, габариты которого превосходят b-1b. Он обладает большей скоростью и дальностью полета. Самолет Ту-160 имеет максимальную взлетную массу в 275 000 кг, его длина составляет 54 метра, а размах крыла – 55 метров при полном развертывании. Вначале самолет оснащался турбовентиляторными двигателями НК-321 с форсажной камерой сгорания (разработкой Куйбышевского моторного завода под руководством Н. Д. Кузнецова), каждый из которых имел взлетную тягу в 25 000 кгс. Бомбардировщик разгонялся до максимальной скорости 2,05 маха и имел крейсерскую скорость 0,9 маха, обеспечивая дальность полета в 12 300 км. На данный момент эти двигатели заменены на новую серию НК-32-02, что позволило увеличить дальность полета на 1 000 км.

Несмотря на то, что самолет Ту-160 способен перевозить до 45 000 кг гравитационных ядерных бомб в двух внутренних отсеках, его рассматривают как стратегический ракетоносец. Его стандартное вооружение включает вращающуюся пусковую установку для крылатых ракет Х-55СМ/101/102/555 или 12 ядерных ракет малой дальности Х-15. Кроме того, Ту-160М может быть оснащён гиперзвуковой ракетой Х-47М2 "Кинжал". Наряду с созданием новых бомбардировщиков Ту-160М2, существующие машины Ту-160 в настоящее время проходят модернизацию до стандартов Ту-160М, которая включает в себя новые системы полета, навигации, связи и управления, а также новые радары и средства радиоэлектронного противодействия.

Сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М. Фото ОАК.
Сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М. Фото ОАК.

ЧТО С ТОГО:

Наша страна полностью восстановила цикл производства самолета Ту-160, уже в модификации М, с использованием модифицированных силовых установок, современных систем управления летательными аппаратами, систем навигации и управления вооружением", - отметил Денис Мантуров, министр промышленности и торговли Российской Федерации. "Огромную роль в реконструкции производства уникального самолета сыграла модернизация Казанского авиационного завода: обновлено оборудование цехов, летно-испытательной базы, сдана в эксплуатацию крупнейшая в мире установка для электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига титана. В настоящее время мы наблюдаем значительные перспективы платформы Ту-160. Будущее развитие этого самолета обеспечит возможность использования как новых самолётов, так и включая перспективные системы вооружения".

А вот эти статьи, – я вам рекомендую прочитать:

Хотелось, чтобы вы подписались на мой канал. Буду вам очень благодарен! Да, и при подписке в вашей ленте, материалы канала не теряются.