Бомжур, камарадес. Продолжаем нашу рубрику "Импортозамещение от Вовки Малдера" и сегодня будет у нас опять Франция и легендарный Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери. Какой-какой матери? Парижской! И не где-нибудь, а посреди поля. Ну, какие места, такое и импортозамещение.
К тому же, это не первый пост про Францию, можете почитать про Воронежскую Бастилию, хоть Воронеж и не Париж.
Ну как вам наши родные просторы? Чистый воздух и в бесконечность уходящие поля.
Уж получше ваших Франций, воняющих шинелью номер 5. И главное, что вокруг ни души и даже нет дороги, за исключением полузаросшей грунтовки.
И хочется процитировать Ивана Савича Никитина
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось тёмно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чём-то украдкой с травой говорит
"По Нивам гуляет", понимаете, даже Никитин намекает, что проехать можно сюда только на Ниве, ну или чапать пешком 5-6 км от ближайшего вразумительного асфальта.
Ну вы посмотрите, какие формы, ну чем вам не Париж? Как вам такое, Илон Маск? Zаместим!
Перед нами храм Михаила Архангела в селе Порошино Пензенской области.
Указатель возвещает нам об этом.
Но где же само село? Вокруг ни единого дома, но если внимательно поискать, застрять ненадолго в луже, можно найти эти самые дома... Только вот где люди и посещают ли они эти дома? Жаль не было времени исследовать их. Что внутри? Наверное старые фото, вещи и другие артефакты истории. Понимаю, что это было моим упущением, придется снова ехать в Париж Порошино.
Ну а теперь всё серьёзно! Никаких шуток. Это действительно французский собор, отвечаю, слово пацана. Построил его даже не масон Баженов, а самый настоящий французский архитектор Николя Легран, тот самый, что привёз в Москву неоклассицизм Людовика XVI. Одним из известных его творений является Здание Кригскомиссариата, по нашему Военкомата, который уцелел после поджога и пожара в Москве в 1812 году. Некоторые исследователи приписывают ему и знаменитый дом Пашкова в Москве.
А вот и старая фотография подъехала. Очень похоже, правда? Только вот это Москва, церковь Успения на Могильцах - близнец.
А вот где-то в параллельной вселенной или недалёком будущем, на самом деле близнец номер два - Казанский храм в Бутаково Нижегородской области. Местный помещик Н.Ф. Никифоров, участвовавший в Отечественной войне 1812 года, всю жизнь любил европейскую архитектуру и потому заказал проект храма у французского архитектора.
А вот ещё один дальний родственник нашего Нотр-Дама церковь Сан Тринита деи Монти на Испанской площади в Риме. А чем наша не хуже? С французской архитектурой, итальянскими корнями и русской душой.
Вот только зачем и для кого было такому именитому зодчему Леграну строить в поле такой вот французский собор? Загадка. Как доставлялись стройматериалы, если поблизости вообще нет дорог, а грунтовка просто убитая - загадка. Вот такая вот запретная тема истории. Её строили рептилойды, а стройматериалы доставлялись на виманах шрастра (шутка). На самом деле, село Порошино в своё золотое время было достаточно населённым. В начале XIX в. здесь проживало около 900 человек, а по данным переписи 1911 года здесь проживало более 1600 человек. Земли эти принадлежали дворянскому роду Олсуфьевых. Василий Дмитриевич Олсуфьев, обер-гофмейстер Петра I приобретает эти земли в 1719 году.
Его потомок, владеющий этими землями, мог заказать проект архитектора Николя Леграна. Храм был построен где-то в начале XIX в. предположительно в 1806 году и несколько раз перестраивался.
В нём было даже три престола: 1) во имя Собора св. Архистратига Божия Михаила, 2) во имя св. вмч. Феодора Тирона, 3) во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Кладбищенская каменная церковь во имя св. кн. Ольги сооружена в 1858 г.
Внутри конечно мало чего сохранилось и ничего необычного.
Стенопись была закрашена
Кое-где стенопись проглядывается, и полустёршиеся лики святых смотрят на нас сквозь время.
Можно было бы подняться на колокольню, но нужна обвязка.
Что было с храмом после революции покрыто мраком. Однако, судя по всему, всё стандартно. Революция, советская власть, постепенная борьба с верой, но храм продолжал работать до 1930-х годов. В 30-каком-то храм был закрыт, священник репрессирован, а здание использовалось по началу как сельский клуб, затем как зернохранилище или склад какой.
Самый интересный факт - динамика населения села. В 1930-м году здесь проживало более 2185 человек, что в 2 раза больше, чем в XIX в., однако в 1939 году население составило всего 678 человек. Куда делись люди и что с ними произошло в этот период времени остаётся загадкой истории СССР. Расстрелы и репрессии? В 1959 году население села уменьшилось не столь значительно несмотря на огромные потери населения СССР в годы Великой Отечественной Войны. С 1959 года наблюдается постепенный упадок села, и в 2010 году здесь осталось всего 10 человек. В настоящее время, возможно, не живёт уже никто.... Если знаете ответы или есть мысли - напишите в комментариях свои соображения.
Понравился пост? С вас лайк и подписка.