Весной 1918 года многочисленные, но разрозненные отряды Красной гвардии подавили восстание таманских казаков. Из-за отсутствия дисциплины выводиться из богатых станиц отряды не захотели.
А в это время изменилась оперативная обстановка. Внезапное наступление белогвардейцев Деникина отрезало красные отряды на Таманском полуострове от основных сил. Взят Екатеринодар (Краснодар). По всему краю развернулись масштабные репрессии против большевиков.
Но среди красных командиров на Таманском полуострове нашлись опытные командиры как бывший моряк Иван Иванович Матвеев и офицер-пулеметчик Ковтюх. Смогли объединить отряды. Позже, 27 августа 1918 года Матвеев стал командующим Таманской армии РККА, а Ковтюх заместителем.
В Таманской армии 30-40 тысяч бойцов, из них 3,5 тысячи конных. Забот прибавляло 10-20 тысяч мирного населения, не без основания напуганного зверствами белых.
Ликвидация Таманской группировки поручена командиру 1-й Кубанской казачьей дивизии Вооружённых сил Юга России Покровскому.
Ковтюх 17 августа 1918 года занял оборону у станицы Славянской (Славянск-на-Кубани), прикрывая с отрядом в 7000 тысяч штыков отход основных сил за Кубань.
Покровский, не имея достаточных сил (всего 2986 шашек, 8 орудий и 12 пулемётов) упустил таманцев. Деникин дал в помощь Покровскому отряд полковника Андрея Павловича Колосовского. Тот однако, во взаимодействие с Покровским не вступал, действовал с комфортом по линии железной дороги.
На совещании командиров отрядов принято решение прорываться в Новороссийск и Туапсе. Оттуда, через горы в Армавир. Большую помощь в организации плана движения оказал опытный фронтовой штаб-капитан Григорий Николаевич Батурин. Станет начальником штаба таманцев.
26 августа Таманская группировка выступила в поход на Новороссийск. Дисциплина была нулевая, красноармейцы не подчинялись даже своим непосредственным командирам. Поэтому, намного более малочисленные, но спаянные дисциплиной беляки легко могли разгромить таманцев. Из-за этого, те не вступали в полевое сражение. Казачьи пластуны их просто-напросто вырезали бы.
Беляки также, из-за своих споров не могли собраться в единый кулак. Покровский и Колосовский действовали самостоятельно, не подчиняясь друг другу. Они считали, что красные сами в конце-концов разбегутся. В этом была их кардинальная ошибка.
Новороссийск занят германо-турецкими интервентами. Им не интересны разборки беляков и красных. Ковтюх посадил передовые отряды в вагоны и выгрузился на вокзале. Тем самым обеспечил проход отступающих колон через город. Интервенты посадили десант на корабли и ушли в Севастополь. На прощание обстреляли колоны таманцев из корабельных орудий. А затем перенесли огнь на добровольцев Деникина, которые как раз спускались с гор. Это помогло красным оторваться от последних.
В Геленджике, 27 августа командиры отрядов выбрали командующего - Матвеева, и его заместителя Ковтюха. Так была создана Таманская армия РККА.
Зато, белые в отместку устроили террор в Новороссийске. Массово уничтожались все коммунисты, сочувствующие, раненые красноармейцы, оставленные в городе.
Из Геленджика красные тремя колоннами направились к Туапсе. По пути сбивали слабые заслоны войск Грузинской демократической республики. Но на Михайловском перевале их ждал усиленный пехотный полк грузин с 16 орудиями (в том числе морские). У таманцев нет патронов, одна пушка с 16 снарядами. Переть в лоб самоубийство.
Тогда, Ковтюх послал в обход конницу, которая должна была захватить Туапсе. Чтобы отвлечь грузин на перевале оставшиеся силы таманцев на рассвете пошли в самоубийственную штыковую атаку. Перед этим незаметно преодолели крутой подъем в 8-10 метров.